Найти тему
Solo Васия

Еще раз о СССР

Торговый зал магазина "Березка", 1974 год. Фото из открытых источников
Торговый зал магазина "Березка", 1974 год. Фото из открытых источников

21 сентября 2023 года, исполнилось ровно тридцать лет Указу президента РФ за № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этот указ стал, во многом, причиной событий, что развернулись в нашей стране в сентябре-октябре 1993 года. Расстрел Верховного Совета тоже случился благодаря этому указу. Ну а потом была новая Конституция, написанная «под диктовку» «благословенного США» и страна рухнула в пропасть.

История не знает сослагательного наклонения. Рассуждать о том, «что было бы, если бы…» не имеет никакого смысла. Сегодня мы имеем то, что имеем. Но все ж таки следует отметить, что ельцинский указ №1400 стал «контрольным в голову» – Советского Союза уже не было и для России социалистический путь развития был перекрыт.

Сегодня мы живем в стране, которая носит название Российской Федерации и часто вспоминаем Союз Советских Социалистических республик. Воспоминания у всех разные: у кого-то хорошие, у кого-то не очень. Но это всё личные истории, которые зависят от множества факторов. И когда люди сталкиваются «лоб в лоб» своими личными историями, то получается либо полное взаимопонимание – истории схожи, либо конфликт – истории противоположны.

Люди имеют обыкновение объединяться в коллективы – любые, даже и виртуальные – по принципам схожести. Если в наших личных историях много общего и если мы общаемся между собой о нашем прошлом в СССР, то у нас вырабатывается единое мнение. И это мнение может быть плохим или хорошим и тогда, какая-то часть людей начинает говорить о необходимости возрождения Союза, а какая-то категорически отрицать такую необходимость. Но это только и значит, что воспоминания у одних хорошие, у других не очень.

Статья «Это точно Империя?» породила довольно бурную полемику между теми, кто согласился со мной и теми, кому мои воспоминания претят. Ну не понравился людям рассказ о том, как и чем приходилось стирать белье. Сам-то процесс никто не назвал ложью – не понравилось, что напомнила о нем. Об очередях тоже не нужно было напоминать и о синих курах и «лисьих хвостах» в небе над городами.

Ну и в общем-то, часть комментаторов посетовала на то, что в тексте не было ничего хорошего сказано о жизни в Советском Союзе. И чтобы исправить мое упущение дополнили в комментариях то, о чем я не упомянула. И в основном это оказались кружки и секции. Бесплатные.

Да, действительно в СССР было большое количество и кружков, и спортивных секций, музыкальное и художественное образование стоило копейки. И фильмы были замечательные, и театральные постановки… И в студенческие годы мы весело жили, тут и комсомольские отряды, и дискотеки, и вечеринки в общагах, и стройотряды и многое другое, но не менее занимательное и интересное.

Но все эти воспоминания говорят только о нашем детстве и юности. А нашу взрослую жизнь мы помним? То как мы первый раз вышли на производство? Кто-то к станку, кто-то на строительную площадку, кто-то в НИИ, кто-то в проектные организации. Каким было наше вхождение во взрослую жизнь? Наши знания, полученные в учебных заведениях, нам всем пригодились? Или нам пришлось добрую половину того, чему нас учили – забыть, потому что эти знания оказались не востребованы?

Мы говорим, что в СССР люди были более открытыми и дружелюбными, что мы с радостью помогали друг другу. Да, в советском обществе были и дружелюбные и добросердечные люди, но были и завистники, сквалыги, карьеристы. И не где-то в одном, отдельно взятом месте. Были такие и среди врачей, и среди учителей, и среди инженеров, и даже среди рабочих. И в каждом городе такие люди были, и в каждой республике. Это ведь в Союзе сложилась пословица «не попал в мед, пошел в пед». И отношение и к врачам, и к учителям стало скатываться в негатив еще при Брежневе. Такого, конечно мало было, но было.

Я не зря назвала Указ №1400 «контрольным в голову» СССР. Союз Советских Социалистических республик действительно прекратил свое существование. И да, от осознания этого больно. И можно понять тех, кто хочет его возрождения. Но без понимания причин распада, осознания системных ошибок, совершенных руководством страны, говорить о его возрождении – простите, глупость. Ну а поняв и осознав, чем же все-таки был СССР в его последние, еще Брежневские, годы не думаю, что у кого-то возникнет желание возрождения подобной структуры государственного управления.

*****

Сегодня, как никогда ясно видно, что Советский Союз – это неокрепшее детище Сталина. И, возможно, проживи Иосиф Виссарионович дольше, государство смогло бы окрепнуть и с ним не произошло бы то, что случилось в 1991 году. Да и вряд ли в государстве, что строил Сталин, был бы возможен Горбачев на каких-то ответственных должностях. Но Сталин, как бы не стремились его представить тираном и деспотом с параноидальным синдромом, чего-то не предусмотрел, раз после его смерти был арестован и убит человек, считавшийся преемником – Л.П. Берия. И во главе страны встал тот, кто начал реабилитацию коллаборантов.

Я до сих пор не могу найти объяснения тому факту, что огромный колонный зал Кремля аплодировал речи Хрущева, посвященной культу личности. А зал аплодировал. И в зале сидели коммунисты, большинство их которых прошли войну. Те самые люди, что шли в бой «За Родину, за Сталина», те самые люди, чьи слезы на похоронах вождя народов были вызваны скорбью.

А Сталина действительно любили, и он и правда имел «титул» Отца народов.

Сравните: незадолго до СВО нынешний министр обороны С.К. Шойгу был любим в народе. Все прекрасно знают, что Шойгу довольно близкий друг президента Путина, что начинал он свою работу на государство со строительной отрасли, что он создал службу МЧС, и что российская армия под его руководством стала одной из сильнейших в мире, и что в армию поступают новейшие вооружения, и что в Сирии наши военные отлично воевали и воюют. А уж как мы гордились нашими вежливыми людьми в Крыму. И сколько грязи было вылито на нашу армию с началом СВО.

И то не так, и это не эдак, и Киев не за три дня. Да и сейчас все эти оскорбления сыплются на наших военных. Известные медийные лица периодически, то «сдают» какие-то населенные пункты, то «пропускают» на территорию РФ танковые колонны ВСУ, то судачит о полутора миллионах «украденной» экипировки…

Кто видел полный комплект обмундирования бойца? Вес полного комплекта 60 кг., а вес комплекта, с которым солдат вступает в бой – примерно 30 кг. А сейчас представьте объем который занимает современная экипировка. Ну и умножьте этот объем на полтора миллиона. Представьте сколько все это места занимает. И представьте сколько человек необходимо, чтобы такой объем и вес вещей спионерить и куда-нибудь пристроить. Для того, чтобы этакое сделать, нужно строить предприятие по спионериванию военной экипировки и перепродаже ее куда-нибудь.

Помнит еще кто-нибудь бабулю с Красным знаменем Победы в руках? А мальчика Алёшу, провожающего танкистов?

Пока во всех СМИ, медиа, соцсетях люди восхищались старушкой и мальчиком, меня напрягало то, как будут люди отзываться о них после того, как восторг схлынет. Тьфу-тьфу, люди просто забыли. И, хочется думать, что точно так же мы забудем и о танке «Алёша». Потому что чем дольше наше общество восхищается чем-то или кем-то, то вскоре восторг сменяется презрением, злостью, порой и ненавистью.

Так было со Сталиным, так было с Хрущевым, так было с Брежневым, так было с Горбачевым, так было с Ельциным, так происходит с Путиным и Шойгу. Так происходило с советскими военными, так происходило с советской наукой, так происходило с советской медициной…. Так происходило с вчерашними героями.

В далеком советском детстве мне говорили родители: толпа глуха, ей невозможно ничего доказать или объяснить. И то, о чем я написала в самом начале – разделение общества на группировки по «памяти о СССР» – это оттуда, из толпы. Толпа, даже если она виртуальная – это все равно толпа.

То, что СССР не стало – это действительно трагедия и во многом и наша вина.

Те, кто работал на заводах наверно помнят, как сдавали детали в ОТК (ОТК – отдел контроля качества). А сдавали «по-свойски». Да откровенный брак контролер бы не взял, но там, где чуть-чуть – «ну свои же люди, ну ты же понимаешь». А кто сдавал готовые объекты комиссии? Помнит кто-то еще как это происходило? А баньки, стол, закуска, порой и охота в заповедниках – это понятное дело, если уж объект совсем супер-супер. И клялись «доделать и закончить», а в результате всё незаконченное и недоделанное строителями так и оставалось недоделанным и незаконченным. В жилых домах люди, получившие квартиры, сами все до ума доводили. Кто получал новые квартиры, где деревянные полы перед окраской никто не удосужился промеси хорошенько? Так и легла «масляная окраска полов на два раза» на мелкий мусор (тот же песок) и получил товарищ, въехавший в квартиру, отличную нождачку, что рвала половые тряпки, половики, ковровые дорожки и только синтетические паласы держали марку – ничто их не брало. А оконные коробки, установленные без «заделки пазов» кому-нибудь доставались? Как жилось морозы? А как окна заклеивали помним?

***

При всем том, что написано выше я не считаю, что развал Союза – это благо, развал Союза – это трагедия.

Знаете, когда мы теряем близкого человека, когда мы испытываем нетерпимо острую боль от потери, то мы ни о чем не думаем, нам просто больно так, что кажется разрывается сердце и умирает наша душа. С течением времени боль притупляется и тогда мы вспоминаем о человеке только хорошее, и это честные и искренние воспоминания. Добрым, отзывчивым, смелым, в чем-то бесшабашным и веселым был тот, кого мы навсегда потеряли. И мы уже можем плакать. И это не только про женщин, это и про мужчин.

Проходит еще некоторое время и уже можем вспоминать не только хорошее. Мы помним, что могли разругаться из-за какой-нибудь чепухи, можем вспомнить какую-то допущенную несправедливость или пренебрежение. А еще мы можем злиться на человека за то, что он оставил нас и можем рисовать для себя его портрет черными красками.

Но проходит еще какое-то время и поток жизни чуть сглаживает шрам на душе, и мы уже помним человека таким, каким он был в жизни – цельным. Мы помним и хорошее, и плохое, но это не меняет нашего отношения к человеку если мы искренне любили его. И не важно о ком речь, друг это, брат, муж, ребенок или родители. Если мы любим, то любим цельно, не выбирая – вот эту черточку я буду любить, а это качество – нет.

Мы любим и за неудачные шутки, и за ворчание, и за светлую улыбку, и за лукавство, любим за излишнюю бережливость или щедрость, за безбашенную смелость и за трусоватую осторожность, за привычку рано вставать, за нелюбовь к селедке под шубой и ярую приверженность к кислым щам… Мы любим цельно, не выбирая и не деля.

Так и с Родиной, и с государством – если любим, то любим цельно.

Но при этом, если мы знаем, что у человека сломана нога, мы же не станем настаивать на том, чтобы он сплясал вприсядку, да просто сплясал. И если мы знаем, что вот здесь, в этом месте обрыв, то мы ведь не станем заставлять близких бежать и прыгать с обрыва. Правильно?

Но ведь ровно то же самое и с государством. У СССР были проблемы, которые и привели его на край обрыва и, в конце концов, государство сорвалось и рухнуло. Так зачем настаивать на его возрождении, зачем ломать то государство, что есть сейчас.

Современная Россия во многом исправила проблемы и промахи СССР. И да, это и быт в том числе.

В статье, о которой я упомянула в начале, описано как при социализме стирали белье. И о том, что были промышленные стиральные машины, установленные в прачечных. Но даже такие прачечные были не во всех городах.

Наладить серийный выпуск стиральных машин-автоматов можно было? Можно. Но никого эта тема не интересовала кроме женщин, чьи руки разъедал щелок – то самое хозяйственное мыло. А в некоторых местах не было центрального водоснабжения, не бурились скважины на участках и жители таких мест, ко всему, должны были натаскать воды из колонок, колодцев или ручьев, нагреть и только после этого стирать, а полоскали и зимой, и летом тоже или у колонок, или у колодцев, или у ручьев. Пусть недолго, но именно так полоскали белье мои мама и бабушка.

Сегодня проблема стирки и полоскания белья осталась в небольших деревнях. Именно так стирает моя семидесятилетняя соседка – носится вода с колонки, греется, заливается в машинку «Белка», а выстиранное белье полощется в пруду, что за домом. Но так жить – это желание самой женщины. Ей не раз предлагали провести воду в дом и машинка-автомат у нее есть, и электрическая духовка, и микроволновка – дети привезли. Но она ничем этим не пользуется. Ей и белье так «неправильно стирано» и еда «не вкусная».

Я писала, что серийный выпуск микроволновок начался в 1978 году, на одном из московских заводов. Но в продаже таких штук не было. В СССР выпускались телевизоры, радиоприемники, проигрыватели не для советских людей, а «на экспорт». И эта продукция действительно на экспорт шла. И пользовалась спросом. И советская уходовая косметика, о которой большинство советских женщин не слышали, тоже шла на экспорт.

В СССР большой объем выпускаемой продукции шел на экспорт – в страны Варшавского договора, на Запад. Большое количество продукции, выпускаемой в РСФСР шло в союзные республики.

Ленинградскую обувную фабрику «Скороход», все помнят? Половина Союза носили обувь, выпущенную на этом предприятии. И ведь ладно бы прочная была, но и того не было. Зато детские коричневые сандалики помнят все дети Советского Союза. Хорошие были сандалики – неубиваемые.

Но не это было «обрывом», на краю которого оказалась наша страна, не неустроенный быт, не вечные очереди за продуктами, в кабинеты, в парикмахерские, в садики, на квартиры и т.д. Не это…

СССР не жил в настоящем. Идеология-с, которая была нацелена в будущее.

Я о Сталине говорила, так вот именно при нем, страна жила настоящим – решала проблемы настоящего дня, с тем, чтобы в будущем ни с чем подобным больше не столкнуться. Не стало Сталина – не стало настоящего. Все внимание было перенесено на будущее – на светлое будущее.

Но все забыли, что основа будущего – это сегодняшний день. Если я сегодня не посею зерно, то мое светлое будущее окажется без хлеба, булок, пирожных, тортов и прочих мучных изделий. Если корова заболела, то если я сегодня ее не вылечу, то завтра останусь без молока.

Вспоминайте, о чем говорили на комсомольских собраниях – отмечали знаменательные даты или отдавали дань прошлому; о том, что мы молодые комсомольцы и в будущем нам предстоит… – длинный перечень, начинающийся освоением космоса и заканчивающийся домами образцового содержания. А в настоящем платим комсомольские взносы, собираем металлолом, чистим стадион от снега, готовимся к очередному чествованию.

В прошлом СССР была Российская Империя и там все было плохо, но и в Империи были свои герои; в прошлом революция и гражданская война – смерть и ужас и там были свои герои; в прошлом Великая Отечественная война – плач и стон по земле, смерть и ужас даже в глазах выживших, и там были свои герои; полет в космос, поднятая целина – это все в прошлом. В настоящем комсомольские собрания с чествованием прошлого и разговорами о будущем. В настоящем – по осени колхозные поля, летом – нарабатываем опыт строительного рабочего.

Люди, общество, живут настоящим и из настоящего они черпают силы для создания будущего, а в прошлом черпают опыт побед и поражений, ошибок и достижений.

Для Советского Союза опыт Российской Империи был неприемлем, а из своего опыта были только войны и восстановление, когда говорилось – сейчас пояса затянем, а вот в будущем, наши дети…

Каждый родитель хочет хорошего будущего, для своих детей, но если это будущее строится за счет настоящего родителя, то у детей будущего не будет. Образно говоря, если взрослые «недоедают» сегодня, то у них нет сил на то, чтобы создать что-то для детей – нет ресурса ни физического, ни морального. Нечего дать.

Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».
Раздел «Нацизм украинский» пополнился дополнительными материалами.