В РЖЕВЕ МНЕ КОМФОРТНО!
– Елена Александровна! Приятно видеть молодых людей, возвращающихся в качестве профессионалов в родной город. Особенно молодых врачей, которых сегодня так не хватает! Не случайно в числе других представителей активной молодёжи глава округа Роман Крылов недавно отметил вас Благодарностью...
– Ржев – мой родной город, а врачом я мечтала стать с детства. Подтолкнули к выбору профессии ещё и родственники. Видимо, они решили, что это очень хорошо – иметь в семье собственного врача! Поэтому в моей жизни всё шло плавно: не было терзаний, какую профессию избрать – я шла к своей мечте о белом халате целенаправленно. И когда в 2009-м поступила в Тверскую медицинскую академию, моей радости не было предела! Обучение мне дало не только знания, но и опыт – жизненный, человеческий. Поступила в интернатуру, окончила, вернулась в Ржев. И вот – работаю в первичном сосудистом отделении Ржевской ЦРБ.
– Не было искушения остаться в Твери или уехать в Москву?
– В Ржеве мне комфортно, тем более что училась я по целевому набору. А вот в интернатуру поступила уже самостоятельно, поскольку знала, что обязательно вернусь в родной город.
– Как вы оцениваете ситуацию в ржевском здравоохранении?
– В Ржевской ЦРБ работают квалифицированные и опытные доктора. Другое дело, что врачей не хватает, но я искренне надеюсь, что со временем в Ржев молодые специалисты будут возвращаться куда активнее. При этом понимаю, что не каждому хватит терпения – учиться нам приходится долго. Мы только в 25 лет приступаем к самостоятельной работе. Это тяжело для молодых людей, особенно для тех, кому нужно обеспечивать семью. Но если есть желание работать, ничего не страшно! Главное – призвание! Уверена: никогда не переведутся люди, желающие связать свою жизнь с медициной!
СЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ
– Елена Александровна, в 2016-м вы впервые переступили порог первичного сосудистого отделения. Тогда вы были полны сил и желания бороться за здоровье и жизнь своих пациентов – активно, интересно, с душой и азартом! Прошло 7 лет, что же изменилось? Ведь вы уже опытный врач...
– Объективно оценивать это могут мои коллеги и пациенты, но до настоящего профессионала, думаю, мне ещё далеко. Ведь это предполагает большой стаж, солидный опыт, ведение не только поликлинической или стационарной работы, но и наставничество. Тем не менее, неврология по-прежнему остаётся для меня самой интересной специальностью, поскольку порой ставит нестандартные задачи.
– Что именно вас вдохновляет?
– Радость от предвкушения чего-то нового. Сложные пациенты, больные с давно ожидаемой положительной динамикой, общение с коллегами. А ещё – надежда, что скоро рабочий день закончится, и я пойду домой, где меня ждёт семья.
– Своего первого больного до сих пор помните?
– Да, это был молодой человек чуть старше 20 лет. К счастью, мой первый пациент успешно восстановился после инсульта, хотя у него остался небольшой дефект ходьбы и речи. Но он жив!
МНОГОЛИКИЙ И КОВАРНЫЙ
– Выходит, инсульты стремительно молодеют?
– К сожалению, даже у детей случаются инсульты. Только причинами являются не артериальная гипертония, высокий холестерин или наличие вредных привычек, как у взрослых, а аномальное развитие сосудов головного и спинного мозга, различные генетические сбои, заболевания крови, метаболические нарушения.
Вы правы, среди молодых людей наблюдается рост числа инсультов. Предпосылками к этому состоянию являются все заболевания, нарушающие строение и тонус сосудов, что ухудшает полноценный мозговой кровоток. В свою очередь, заболевания становятся закономерным результатом высокой стрессовой нагрузки и отсутствия полноценного отдыха. Сегодня инсульт находится на втором месте среди причин смертности в России.
– Инсульт – это смерть мозга, но что именно к ней приводит?
– Ишемический инсульт случается, когда нарушается кровоснабжение какой-то области головного мозга в результате перекрытия сосуда тромбом. Кровоснабжаемый участок перестаёт получать кислород, необходимый для жизнедеятельности нервных клеток, нарушаются процессы передачи нервных импульсов.
– Напомните, пожалуйста, что является первыми симптомами приступа?
– Появляются головокружение, сбой в координации движений, двоение перед глазами, онемение конечностей, а также перекос лица, более известный как «кривая улыбка». При первых признаках инсульта необходимо срочно вызвать скорую помощь! Реально помочь человеку можно, благодаря современным препаратам, но только в первые четыре часа после начала мозговой катастрофы. Это так называемое «терапевтическое окно», во время которого есть шанс свести к минимуму последствия, а то и спасти жизнь. Например, если это ишемический инсульт, мы можем растворить тромб специальным препаратом: кровообращение возобновляется, участок поражения мозга становится меньше.
ХОРОШЕЕ СНИЖЕНИЕ
– Елена Александровна, в профессиональной сфере что-то кардинально для вас изменилось?
– В отделении мы оказываем специализированную медицинскую помощь больным с острым нарушением мозгового кровообращения – в круглосуточном режиме и в соответствии со стандартами медицинской помощи. В отделении обеспечена круглосуточная компьютерная томография, функциональная ультразвуковая и лабораторная диагностика. Мы ведём больных от поступления и до выписки. В итоге за последние полтора года в отделении заметно снизилась смертность.
Сейчас мы охватываем не только Ржевский округ, но и население Старицы, Зубцова, Осташкова, Селижарова. У нас – широкий спектр диагностики, хорошая база для обследования. Установили новый компьютерный томограф для диагностики структурных изменений со стороны головного и спинного мозга, патологии лёгочной, костной ткани, внутренних органов – и качество таких исследований заметно улучшилось. Основное же лечение ишемического инсульта – это по-прежнему тромболитическая терапия.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
– Привить более бережное отношение к своему здоровью людям удаётся?
– С некоторыми больными достаточно поговорить, и они готовы меняться. После перенесённого инсульта многие открыты к переменам. Если вести правильный образ жизни – избегать стрессов, контролировать артериальное давление, соблюдать диету, то прогноз благоприятный. Мы рекомендуем придерживаться средиземноморской диеты – она считается «золотым эталоном»; следить за хроническими заболеваниями – контролировать уровень сахара в крови, наблюдаться у эндокринолога, состоять на учёте у кардиолога. И ни в коем случае самостоятельно не отменять назначения врача!
– Елена Александровна, все пациенты – разные, как вам удаётся устанавливать с ними контакт? Невролог – это ещё и психотерапевт?
– Да, большую роль играет психология общения: людей нужно уметь слушать! Но всё приходит с опытом. Например, разговор с родственниками – это отдельная тема. Большую роль в восстановлении здоровья после инсульта играет семья, близкие люди, то, как они относятся к пациенту, насколько понимают особенности его состояния. Мы уделяем большое внимание работе с родственниками, объяснениям им, как нужно себя вести с больным, как помочь человеку с реабилитацией.
ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
– А если родные не готовы забрать парализованного человека домой?
– Да, некоторые не готовы – морально, по материальным и другим причинам. Но на базе нашего отделения организовано паллиативное отделение для больных, имеющих прописку в Ржеве, где мы можем их принять на длительное время, обеспечив необходимый уход.
– Но ведь человек понимает: самые близкие вычёркивают его из своей жизни – вне зависимости от причин...
– Ну, это как посмотреть: лежачий больной нуждается в специальной кровати и матрасе, а если он ходит, важны ходунки. Порой родственникам просто нужно время, чтобы приобрести всё необходимое. Тяжело сразу взять больного и поместить его в привычную домашнюю среду, ведь её ещё следует приспособить под человека, перенёсшего инсульт. В итоге меняется весь образ жизни семьи.
– А если семья не берёт на себя такую ответственность?
– Сначала пациент находиться в паллиативном отделении, потом по инициативе родственников его можно оформить в дом-интернат для престарелых и инвалидов.
– Вы не жалеете таких больных? Врач может позволить себе такие чувства, или это быстро приведёт к эмоциональному выгоранию?
– Конечно, жалею. Бывает, к кому-то проникаешься так сильно, что наступает эффект эмоционального переноса, и ты думаешь: а что, вот если бы это были твои родители?..
ДУХ БОДР
– Человек быстро падает духом, оказавшись в таких обстоятельствах?
– Всё зависит от силы воли. Кто-то так разозлится на самого себя и на жизненные обстоятельства, что решает: я смогу! Восстанавливаются порой даже лежачие пациенты, которые, казалось бы, были безнадёжны...
– Всё, что не убивает, делает нас сильнее?
– Да, а кто-то мог бы восстановиться, но жалость к себе не позволяет. Тем не менее, опыт свидетельствует: если человек очень этого хочет, он обязательно восстановится!
– Когда нужно начинать реабилитационные мероприятия?
– Инсульт развивается резко, остро, и все медицинские мероприятия направлены, по сути, на восстановление. Они начинаются уже при вызове скорой помощи, продолжаются в реанимации и в стационаре, а затем – в реабилитационном центре. Реабилитацию нужно начинать как можно раньше! Для восстановления мы направляем пациентов в реабилитационный центр в Твери.
– На восстановление, как правило, отправляют наиболее перспективных пациентов – молодых и средних лет?
– Отнюдь нет, на этой неделе отправляли пациенток в возрасте хорошо за 80 лет. Единственное противопоказание, с которым не примет реабилитационный центр, – это нежелание самого больного реабилитироваться. Есть понятие «реабилитационный потенциал». Он складывается из многих факторов – прежде всего, это место очага инсульта и его объём. Но основной фактор, на мой взгляд, – настрой пациента на восстановление. Если он есть, возможности лечения улучшаются, а при его отсутствии (это может быть связано с личностными особенностями, депрессией, самой болезнью) – реабилитационный потенциал резко падает.
«КРАСНЫЕ ФЛАГИ»
– С головной болью в течение жизни сталкивается почти каждый – в отличие от инсульта. Как понять, что проблема требует внимания?
– Существует ряд «красных флагов», появление которых должно автоматически насторожить и привести человека к неврологу. К ним относятся: острая головная боль, с которой человек не сталкивался никогда прежде, или привычная головная боль, которая изменила характер (стала более интенсивной, продолжительной), травмы головы, резкие боли в спине, любые нарушения чувствительности. Врач поможет установить точную причину и при необходимости назначит своевременное лечение, которое позволит избежать развития тяжёлых или угрожающих жизни состояний.
Чаще встречается головная боль напряжения, что является реакцией на хронический стресс. Её диагностика не вызывает затруднений. Сложнее обстоит дело с сосудистыми головными болями. Тут без помощи специальных методов диагностики не разобраться. Иногда приходится сталкиваться с опухолями мозга, диагностика которых без проведения МРТ невозможна.
СОВЕТЫ ОТ НЕВРОЛОГА
– Елена Александровна, что бы вы пожелали нашим читателям ?
– Желаю относиться к своему здоровью более чутко! Соблюдать режим труда и отдыха. Не сидеть вечером за компьютером или с гаджетами в руках. Обязательно поддерживать связь с близкими и друзьями, чаще менять обстановку – почаще выбирайтесь на свежий воздух, бывайте в городских парках, занимайтесь на установленных там тренажёрах. Физическая активность нужна каждый день! При этом не забывайте о необходимости беречь нервную систему и о сбалансированном питании. Непредсказуемых факторов в жизни много, но постарайтесь повлиять на те аспекты, которые зависят исключительно от вас самих!
– Благодарю вас за интервью.
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото Дениса Васильева.