Найти тему
Урок литературы

Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст.

Оглавление

Проблема, проблематика

Проблема в литературном произведении – противопоставление желаемого, необходимого обществу реально существующему. Проще говоря, это вопрос, требующий разрешения, которые возникает в результате несоответствия идеального и реального положения вещей. Чаще всего проблему можно сформулировать именно в вопросительной форме. Переводя с др. греч. "problema" – нечто брошенное вперед, т.е. выделенное из других сторон жизни. Таким образом, мы понимаем под этим словом, острый вопрос социального характера, который автор поднимает и выделяет наиболее ярко в своем произведении.

Проблематика – сфера авторского мироощущения, осмысление основной темы, заданной в произведении с субъективной точки зрения писателя. В этой сфере автор вступает с читателем в диалог, в котором он аргументирует свою позицию и концепцию, которой придерживается, говоря о той или иной проблеме. Читатель может быть согласен или не согласен с проблематикой, которую поднимает автор и это абсолютно нормально. Существуют авторы, которые пишут на одни и те же темы, но их произведения не одинаковые, потому что субъективный взгляд на ту или иную проблему может быть разным – от незначительных различий в понимании заданного вопроса до полностью противоположных мнений.

Существуют разные типы проблематики – нравственная, философская, социальная, политическая, культурная и др. В рамках одного произведения могут быть сочетания разных типов проблематики («Мастер и Маргарита», «Война и мир») или же читатель столкнется с чистым типом (например, в сказках Салтыкова-Щедрина – социокультурная проблематика).

Сформулировав острый вопрос, требующий разрешения– проблему и осмыслив его понимание автором произведения, читатель переходит к понятию идеи.

Идея

Идея – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов.

В литературном тексте, как правило, можно выделить основную идею и идеи частного характера, связанные с отдельными ситуациями и героями, показанными в произведении.

Если проблема – вопрос, волнующий, требующий разрешения, то идея – смысл, который отражен через этот вопрос. Например, существует проблема «маленького человека». Автор, размышляет над этой проблемой в произведении и формулирует идею – показать беззащитного, брошенного государством и обществом человека.

Идея организует структуру всего художественного текста как единого целого, это некая форма видения и завершения, структурная доминанта произведения.

Существует еще понятие идейного содержания, которое подразумевает под собой систему (сумму) всех выявленных в произведении идей.

Как идентифицировать идею произведения? На самом деле, читатель может увидеть в произведении и авторскую идею (именно то, что задумал сказать автор), и новые идеи, которые автор и не планировал раскрывать, но читатель смог усмотреть и аргументировать их наличие. Это можно представить в виде окружности, в центре которой ядро субъективной идеи (автора), а по периферии расположены новые идеи, увиденные читателем (новые смыслы, значения).

Идея может быть рационально выражена – как мысль, суждение о реальном мире путем создания мира возможного. С другой стороны, идея может быть эмоционально выражена – как пафос (страсть) – реализованное в художественном мире авторское отношение к нему. Если идея выражена как пафос, то смысл произведения можно передать на другие языки искусства – языки музыки, оперы, балета, живописи и т.д.

Таким образом, мы определили и обозначили значение идеи, как художественное задание, которое ставит перед собой автор и которое пытаются отыскать читатели.

Интерпретация

Переводя этот термин с латинского языка, в литературоведении мы говорим о нем, как о толковании текста, понимании его смысла.

Интерпретация — это всегда субъективный взгляд. Художественный текст можно интерпретировать по-разному. На это могут повлиять пережитый бытовой опыт, читательский опыт, образованность, обращение к точке зрения критиков и другие факторы. Суть в том, что каждый читатель придает художественному тексту смысловые оттенки, соответствующие его субъективному восприятию мира, объединяя в нем весь свой накопленный опыт. Интерпретация, таким образом, строится на ощущениях, которые обрабатываются сознанием и переносятся на значения, которые следует вывести из прочитанного.

Подтекст

Подтекст – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям. Это несовпадение значения и смысла высказывания. Значение мы получаем в результате лингвистической интерпретации, а смысл – в результате анализа ситуации. Читатель обнаруживает подтекст в конкретном фрагменте, но его опознание имеет предположительный, вероятностный характер. Чаще всего, подтекст проявляется в виде провала коммуникации – случай, когда следующая реплика/фраза не отвечает на предшествующую, а обладает каким-то самостоятельным значением. Читая подтекст, мы потенциально готовимся к развязке, которая всегда оказывается художественно обусловленной для вовлеченных читателей. Э. Хемингуэй говорил, что содержание как айсберг, который «только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды», а большая часть его, скрытая под водой – подтекст – создает «величавость движения айсберга».

Блестящими примерами использования подтекста являются драматические произведения А.П. Чехова. В его произведениях подтекст является неким художественным приемом, о котором М.Л. Гаспаров сказал так: «Не спешите по ту сторону слов! Несказанное есть часть сказанного, а не наоборот». В одних ситуациях смысл подтекста достаточно очевиден, лежит на поверхности текста, в других – требует психологического анализа.