Ретроспектива культового фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
Впервые я посмотрел фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» когда ещё учился в школе, примерно в то же время я познакомился с различными меняющими сознание и запрещёнными в РФ веществами, употребление которых не продлилось дольше совершеннолетия.
Я не помню где я взял видеокассету и как вообще родители не заметили её, ведь сама обложка с искажённым лицом в стиле Дали, массивными солнцезащитными очками, и мунштуком в зубах, просто кричала о извращённом и психоделическом содержимом на этой плёнке.
В то время фильм в целом считался провальным, но с точки зрения 2023 года — 25 лет спустя — трудно не признать масштабность его влияния.
Страх и ненависть в Голливуде
Фильм оставил неизгладимый след в кинопроизводстве на прагматическом, индустриальном уровне. Многочисленный актёрский состав фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» помог установить эксцентричную способность менять облик Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо. А стилизованную, галлюцинирующую эстетику известного режиссёра Терри Гиллиама впоследствии можно увидеть как в фэнтези-фильмах, так и в детективных триллерах.
Кроме того, фильм заново познакомил новое поколение с исходным материалом, романом Хантера С. Томпсона. Сценарий Томпсона «Гонзо», подход к журналистике, определяемый его пренебрежением требованиями объективности и использованием повествования от первого лица, придал дикость журналистскому и культурному духу.
К концу 1990-х его известность пошла на убыль. И вдруг в 2000-х, во многом благодаря экранизации «Страх и ненависть», молодые журналисты и писатели вновь начали заимствовать образ мышления Гонзо.
Актуальность «Страха и отвращения в Лас-Вегасе»
Книга «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» во многом была продуктом своего времени: падение идеализма 1960-х, коррупция администрации Никсона, война во Вьетнаме и психоделическая паранойя — всё это вошло в книгу и сделало её актуальной для американских читателей и интересующихся политикой США начала 1970-х годов.
Но к 1990-м годам психоделические наркотики были прочно загнаны в подполье, крупномасштабные войны казались делом прошлого, в целом 1990-е годы были относительно благополучным десятилетием, поэтому произведение Томпсона просто не нашло своей аудитории.
Однако в течение пяти-десяти лет после выхода фильма на экраны в 1998 году всё изменилось. Война и экономический спад взяли верх. В то же время психоделические исследования и развлечения были на подъёме. А затем Томпсон выпустил свою последнюю книгу «Царство страха», в которой рассказывалось о росте репрессий, которые он наблюдал после 11 сентября.
Сегодня смотреть «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — значит погрузиться в произведение, которое является одновременно артефактом и бунтарством.
Это артефакт другого времени, когда над наркотиками в лучшем случае смеялись, а в худшем — сурово наказывали. В то же время он помог спровоцировать и вдохновить активистов, художников, учёных, врачей, политиков и вообще поклонников Гонзо, которые помогли сформировать сегодняшнее отношение к наркотикам.
Почему фильм всё ещё смотрят?
Просмотренный повторно (или впервые) с точки зрения 2023 года, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — лучший фильм, чем его оценивают критики, ИМХО.
Спецэффекты по-прежнему выглядят просто фантастически. Его визуальная передача психоделического переживания является наиболее точной, которую я когда-либо видел в любом фильме с точки зрения галлюцинаторного аспекта. Весь фильм — это праздник для глаз.
Игра актёров тоже впечатляет. Джонни Депп навсегда установил стандарт для истинного отображения Гонзо — на 100% энергичного, дикого и странного, жутко правдоподобного персонажа. Бенисио дель Торо также великолепен в роли напарника адвоката Томпсона, помешанного на наркотиках.
Кино не всем понравится, а некоторые будут откровенно в недоумении, но «Страх и ненависть» изначально был фильмом, снятым не для всех. Это что-то вроде места встречи для определённого круга чудаков. Если ты принадлежишь к их числу, ты, вероятно, захочешь его посмотреть.
По материалам: https://statusmen.ru/lifestyle/culture/fear-and-loathing-in-las-vegas-retrospective