Оборот торговли в крупнейших сетях по итогам 2022 года снизился на 5% и завершился самым глубоким падением продаж FMCG после кризиса 2014–2015 годов. В ответ на макроэкономические вызовы российские торговые сети были вынуждены пересматривать свои стратегии и оптимизировать затраты. Партнер Strategy Partners Ганя Шабад рассказала, какие статьи расходов сокращали розничные игроки.
В прошлом году российские торговые сети в ответ на макроэкономические вызовы были вынуждены пересматривать свои стратегии, однако речь прежде всего шла не о сокращении затрат, а об отказе от развития в тех сегментах, где выручка снизилась. Так, компания X5 Group в 2022 году почти на 2% сократила количество супермаркетов «Перекресток» и закрыла 64% гипермаркетов «Карусель», при этом в 7 раз увеличив количество жестких дискаунтеров «Чижик». Целый ряд ретейлеров пересмотрел планы развития до сих пор не вышедшего на самоокупаемость направления e-commerce, исключив из этих планов экспансию в регионы с низким покупательским потенциалом.
Статьи расходов, которые российские торговые сети чаще всего сокращали в прошлом году
Если говорить непосредственно о сокращении затрат, то прежде всего ретейлеры стремились уменьшить те затраты, которые резко возросли из-за нарушения логистических цепочек, изменения конъюнктуры закупок и удорожания расходных материалов (упаковка, кассовые ленты и т. п.). В ответ на эти вызовы ретейлеры разрабатывали схемы альтернативных поставок продукции и расходных материалов, пересматривали поставщиков и вносили изменения в ассортиментные матрицы продуктов. Это затраты на закупку продукции у поставщиков, на логистику и транспорт.
Также отдельные ретейлеры вели с арендодателями переговоры о сокращении расходов на аренду (в частности, на аренду площадей в торговых центрах, где снизился потребительский трафик из-за ухода иностранных брендов). Иногда договориться удавалось, но не все арендодатели, зачастую пострадавшие не меньше ретейлеров, были готовы уступить.
Расходы, на которые не снижали объем финансирования
Российские ретейлеры в условиях дефицита предложения труда не стремились принимать меры по сокращению персонала и урезанию зарплат и соцпакетов. Отдельные игроки рынка внедряли технологические решения, нацеленные на сокращение персонала (RFID-технологии для оптимизации складского учета, кассы самообслуживания и т. п.), однако эти меры не были массовыми и не оказывали значимый эффект на размер ФОТ. При этом по итогам 2022 года отдельные ретейлеры (которым удалось увеличить выручку) смогли снизить долю ФОТ в выручке. Этого они добились, отказавшись от индексации зарплат пропорционально росту цен на продукты.
Ретейлеры также не стремились снижать расходы на маркетинг и рекламу, столкнувшись с возросшей конкуренцией (если не учитывать частично вынужденное сокращение расходов на диджитал-маркетинг из-за ухода Google Ads из России, блокировки отдельных соцсетей и т. п.). Большинству ретейлеров, напротив, пришлось в данных условиях увеличить промоактивность по сравнению с прошлым годом.