Идея механизма, облегчающего перемещение людей между разными уровнями, витала в воздухе очень давно. Еще в Древнем Риме инженеры пытались создать приспособление для подъема пассажиров между холмами города. Однако технический прогресс того времени не позволил воплотить это в жизнь.
Реальное воплощение идея получила лишь в 19 веке благодаря научно-техническому прогрессу. В 1859 году американский изобретатель Нэйтан Эймс запатентовал концепцию «перемещающихся ступенек», которая легла в основу современного эскалатора. Он предложил устанавливать такое устройство на вокзалах, вокруг которых в то время росли города.
Первый рабочий образец эскалатора был продемонстрирован изобретателем Джесси Рено в 1896 году на выставке в Нью-Йорке. Это была горизонтальная конструкция длиной 8 метров. Однако первый эскалатор оказался ненадежен и опасен в использовании, поэтому в практическое применение не пошел.
По-настоящему революционным стало изобретение компанией «Отис Элевейтор» в 1900 году модели лестничного эскалатора с уклоном 30 градусов. Эскалатор Otis имел прочную металлическую конструкцию и систему безопасности. Это изобретение быстро нашло применение на станциях метро, железнодорожных вокзалах, в универмагах.
На протяжении 1900-1930-х годов конструкция эскалатора постоянно совершенствовалась. Были изобретены скоростные эскалаторы, реверсивные модели, а также эскалаторы с плавным изменением угла наклона. В СССР первый эскалатор был установлен в Московском метрополитене в 1935 году.
К середине 20 века сложились основные типы эскалаторов, применяемые и сегодня: лестничные для перемещения на большую высоту, плоские для небольших перепадов. Были изобретены безопасные автоматические системы остановки и реверсирования.
Самый длинный эскалатор в Европе находится в Санкт-Петербурге в метро "Адмиралтейская" - его высота более 70 метров.
Самый крутой эскалатор с наклоном в 45 градусов расположен в Японии на острове Хоккайдо.
В 1940 году в СССР был спроектирован первый в мире эскалатор для метро, полностью уходящий в тоннель.
Современные высокоскоростные эскалаторы с шириной ступеней до 1 метра могут комфортно и безопасно перемещать тысячи человек в час. Это позволило реализовать масштабные архитектурные решения торговых комплексов и городского транспорта. Без этого полезного изобретения невозможно представить функционирование крупных мегаполисов.
Таким образом, путь эскалатора от первой идеи до современных высокотехнологичных моделей занял более ста лет. Но именно благодаря настойчивости изобретателей миллионы людей теперь могут с комфортом перемещаться между уровнями зданий и сооружений каждый день.