Историю эту я услышал от моего приятеля Владимира. И произошла она в далёкие 80-е годы века двадцатого.
Дело было жарким летом 198…года. Выходной день, немногочисленный люд тихо прогуливается по улицам нашего славного города Минска. Кто с детской коляской, кто под ручку, кто восседает на лавочке с газеткой и мороженым. Народ никуда не спешит. Суббота же! И завтра тоже не надо спешить. Воскресенье, однако!
На конечной остановке автобусов, или как говорят - в кольце, мирно дремало несколько Икарусов. Знаменитых венгерских пассажирских машин жёлтого цвета, которые в те далёкие годы буквально спасали большие города в смысле перевозки пассажиров. Первые автобусы-гармошки также были именно Икарусы, вместимостью обладавшей просто неимоверной. Машины-трудяги, с раннего утра и до поздней ночи колесившие по центральным магистралям и тихим городским окраинам.
Итак, суббота, примерно около 16 часов, жара. Разомлевшие, уставшие от отдыха пассажиры постепенно заполняют стоящий на конечной остановке автобус популярного маршрута. Салон занят где-то на треть. Кто сидит, кто стоит, кто дремлет, кто читает. Ну а кто и ворон считает. Одним словом, -такая полусонная идиллия. Народ готов ехать, но по расписанию еще минут десять есть.
Водитель автобуса, назовем его Алексеем, хитроватый мужик лет 45-ти очень хотел пить. В помещении диспетчерского пункта конечно был кран с пресной водой, где он вволю и напился холодненькой. «Ух, хорошоооо! – подумалось Алексею, - однако, неплохо бы и с собой на маршрут взять водички. Сейчас-то жажду утолил, но маршрут длинный, путь далёкий».
Вот только налить не во что.
Кондиционеров тогда в автобусах не было. Как, впрочем, и отопления салона. Что, в свою очередь, приводило зачастую к следующему. Представьте – зимний вечер, уже темно на улицах (освещение тогда было далеко не таким ярким как сейчас). По морозным улицам движется автобус с замерзшими стёклами. То есть пассажиру решительно ничего не видно. Добавьте к этому еще и то обстоятельство, где остановки объявлял не робот, а сам водитель. Невнятно произносящий в не слишком фирменный микрофон некую абракадабру типа : «слдщй остннк…блрс». Что в переводе должно было означать : « Площадь Ванеева. Следующая остановка –Универмаг «Беларусь». Надо сказать, что уставший шофёр зачастую вообще ленился что либо произносить. И в итоге, например, командировочный человек или просто гость столицы ехал в замороженном автобусе неизвестно куда.
Конечно, интенсивным хуканьем ( выдыханием тёплого воздуха из
собственных глубин и царапаньем можно было сделать прозрачное окошко размером с ладонь и попытаться разглядеть сквозь эту амбразуру хоть что-то.
Окна – в толстом инее, за окном – тьма, водитель молчит. Где едем? Может уже проехали нужную остановку. Квест, как сейчас говорят.
Но вернёмся к нашему герою. Который, наконец, отыскал где-то на антресолях пустую бутылку из под водки с этикеткой. Пластиковых бутылок тогда еще не изобрели. Тщательно её сполоснув, Алексей наполнил ёмкость свежей холодной водицей и направился к машине.
Надо сказать, что двери в кабину водителя с улицы в тех автобусах не было. Она была из салона. То есть шофёр входил в транспортное средство через переднюю пассажирскую дверь. Он и вошёл. А поскольку время до отправления ещё было, то не стал заходить в горячую кабину, а расположился на первом пассажирском сидении, которое было направлено в салон против движения. В руках бутылка «водки». Сел, призадумался о чём-то своём. И потягивает из этой бутылки глоток за глотком.
Народ косится в его сторону и осуждающе переглядывается. Где это видано? Безобразие, да и только! Сидит мужик в автобусе и в открытую потягивает водяру из горла! И даже не поморщится! Хамство какое!!! И это на маршруте «высокой культуры обслуживания». Было такое звание у некоторых маршрутов – моральный, так сказать, стимул. А мужику хоть бы что. Сидит себе с початой бутылкой в руке и ухмыляется! Наглец , одним словом!!
Тем временем наступил момент отправляться в путь! А водителя всё нет. Хитроватый Алексей не показывает виду, что он и есть шофёр. А бутылка – она ж не с водкой, а с простой чистой водой. Так проходит ещё несколько минут ожидания. Народ уже ропщет и высказывает недовольство. То тут, то там раздаются возгласы: « Почему стоим?» , «Где водитель», «Никакого порядка нет»….
Выждав минут пять, Алексей громко говорит, чтобы все в салоне его слышали: «А зачем нам кого-то ожидать? Я умею управлять Икарусом, в армии, на сборах, пару раз доводилось. Сейчас и поедем, а то он где-то прохлаждается в теньке, а нам тут жарься…»
С этими словами он на глазах у изумлённой публики ещё раз прикладывается к бутылке, делая несколько хороооших глотков, и усаживается за руль.
Следующий кадр был таким.
Икарус взревел мотором, и в этот миг из всё ещё распахнутых дверей высыпали словно горошины из банки все пассажиры. Оставив в салоне только столетнюю, интеллигентного вида бабульку с авоськой, из которой торчали батон и пару бумажных пакетов – пирамидок молока.А также дремавшего у окна уставшего дворника в униформе, с метёлкой в руках, который и впрямь был добра выпимши.
История эта дошла-таки до начальства. Шутнику влепили выговор, немного наказали рублём, лишив части премии. А случай этот ещё долго
обсуждался в курилках и ремонтных боксах, обрастая порой дополнительными подробностями.
Легендарные же венгерские автобусы и далее исправно продолжали перевозить жителей и гостей города Минска по популярному маршруту «высокой культуры обслуживания».
Никто в этой истории не пострадал. Жертв и разрушений не было. А столетняя бабулька (дай Бог ей здоровья) и выпимший дворник благополучно добрались до места назначения.
Алесь Жаркий
12.08.2023г.