Найти в Дзене
ЭнергоТранс ЖБИ

Временные быстромонтируемые опоры ВЛ 35-500 кВ

Оглавление

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российский Федерации»; объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций Российской Федерации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним - ГОСТ 1.5-2001; правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации - ГОСТ Р 1.5- 2012.

Стандарт должен быть пересмотрен в случаях ввода в действие новых технических регламентов и национальных стандартов, содержащих не учтенные в Стандарте требования, а также при необходимости введения новых требований и рекомендаций.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на использование быстровозводимой и демонтируемой опоры типа ПБМ110-1(т) на ВЛ напряжением 35-110 кВ.

Стандарт является томом № 1 в единой серии СТО Группы компаний «Россети» в области нормирования и применения быстромонтируемых опор ВЛ 35-500 кВ (приказ ПАО «ФСК ЕЭС»/ПАО «Россети» от 27.01.2021 № 20/26).

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте организации использованы ссылки на следующие нормативно-технические документы:

- ПУЭ Правила устройства электроустановок. 7-е издание (Приказ Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок»);

- Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок (приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н);

- ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды»;

- ГОСТ 9920-89 «Электроустановки переменного тока на напряжение от 3 до 750 кВ. Длина пути утечки внешней изоляции»;

- ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия»;

- ГОСТ Р 52082-2003 «Изоляторы полимерные опорные наружной установки на напряжение 6-220 кВ. Общие технические условия»:

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»:

- Приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020

№ 220 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»;

- Приказ Минтруда России от 27.11.2020 № 835н «Об утверждении правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»;

- Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»;

- Правила по охране труда при работе на высоте ( приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н);

- РД 36-62-00. «Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования»;

Примечание.

При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 01 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Обозначения и сокращения

ВЛ – воздушная линия электропередачи; ППР – проект производства работ.

4. Назначение

4.1. Быстровозводимая и демонтируемая промежуточная опора ПБМ110-1(т) предназначена для использования на ВЛ 35-110 кВ при:

- проведении реконструкции и ремонта ВЛ с временной подвеской проводов на быстромонтируемой опоре;

- проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с повреждением опор, в том числе в труднодоступной местности;

- осуществлении временного технологического присоединения;

- строительстве дополнительных временных ВЛ.

4.2. Быстровозводимая и демонтируемая опора ПБМ110-1(т) позволяет сократить время проведения аварийно-восстановительных работ, снизить недоотпуск электроэнергии, малыми трудозатратами (без использования специальной техники, в том числе в труднодоступной местности) восстановить электроснабжение потребителей на период до восстановления поврежденной/разрушенной стационарной промежуточной опоры.

4.3. Быстровозводимая и демонтируемая опора ПБМ110-1(т) применяется при восстановлении ВЛ сооруженных на стальных решетчатых одноцепных и двухцепных опорах 35 и 110 кВ: П35-1(т), П35-2(т), П110-1(-3,- 5), П110-2(-4,-6), а также ВЛ сооруженных на железобетонных опорах 35 и 110 кВ: ПБ35-1, ПБ35-2, ПБ110-1, ПБ110-2 и других типах опор 35 и 110 кВ с сопоставимыми габаритами.

5. Технические характеристики

5.1. Основные характеристики

5.1.1. Расшифровка условного обозначения опоры ПБМ110-1(т):

П – промежуточная;

БМ – быстромонтируемая;

110 – номинальное напряжение в киловольтах; 1 – модификация опоры;

т – наличие тросостойки для подвески грозотроса;

5.1.2. Условия применения опоры ПБМ110-1(т):

- Провод – до АС 300/39;

- Грозотрос – до 11.0-МЗ-В-ОЖ-Н-Р

- Ветровой район – до IV (v = 36 м/с; w = 800 Па);

- Гололедный район – до III (b = 20 мм);

- склоны с уклоном поверхности до 18 % (10°) в поперечном (перпендикулярно оси ВЛ) и/или в продольном направлении (вдоль оси ВЛ);

- поймы рек в период их разлива;

- болотистая местность (на верховых болотах, с плотным слоем торфа);

- категория размещения по ГОСТ 15150 – I (на открытом воздухе);

- тип атмосферы по ГОСТ 15150 – II (промышленная);

- температура окружающего воздуха – (минус 60 – плюс 40) °С;

- степень загрязнения по ГОСТ 9920 – I–III; Основные габаритные размеры опоры:

- высота опоры – 24,1 м;

- высота подвеса нижней фазы – 18,1 м;

- основание опоры (поперек ВЛ / вдоль ВЛ) – 18/12,4 м;

- общая масса опоры ПБМ110-1 – 2,76 т;

- ПБМ110-1т – 2,83 т.

5.1.3. Допустимые пролеты опор ПБМ110-1(т) представлены в таблице № 1.

5.1.4. Опора предназначена для эксплуатации в районе по ветру не более IV (при этом, в III - IV районах опора должна использоваться с балластами) и по гололеду не более III.

5.1.5. Удерживание опоры от «сползания» по уклону обеспечивается конструкцией поверхностных фундаментов и дополнительными противосдвиговыми клиньями. Схема установки приводится в инструкции по эксплуатации к опоре.

5.1.6. Для обеспечения устойчивости от опрокидывания предусмотрено применение балластов. Общая масса балластов – 1,2 т. Схема установки приводится в инструкции по эксплуатации к опоре.

5.1.7. Для установки опоры в поймах рек и в болотистой местности поверхностные фундаменты необходимо устанавливать на деревянные щиты размером 1,5х0,9 м для фундаментов главной фермы ростверка и 0,6×0,5 м для фундаментов второстепенной фермы ростверка. Схема установки приводится в инструкции по эксплуатации к опоре. Заземление быстровозводимой опоры выполнить в соответствии с п.2.5.129 ПУЭ-7. В зависимости от регулировки опорных устройств ростверка максимальный уровень подтопления места

установки опоры может составлять 290-520 мм. Эксплуатирующая организация изготавливает и хранит вместе с комплектом опоры деревянные щиты. Для установки опор вне пойм рек и вне болотистой местности опора устанавливается непосредственно на грунт.

Таблица №1

Допустимые пролеты опор ПБМ110-1(т)

-2

5.2. Составные части опоры

5.2.1. Опора ПБМ110-1т состоит из следующих основных элементов:

- ростверк опоры, выполненных в виде пространственных решетчатых балок;

- ствол опоры, выполненных из трубчатых элементов, на которых предусмотрена лестница для подъема на опору;

- оттяжки, выполненные из стальных канатов;

- изолирующие траверсы, выполненные из опорных и подвесных полимерных изоляторов.

5.2.2. Схема опоры приведена на рисунке 1 и 2 (вид сбоку).

5.2.3.Масса основного количества составных элементов опоры не превышает 120 кг.

-3

Рисунок 1. Схема опоры ПБМ110-1т

-4

Рисунок 2. Схема опоры ПБМ110-1т (вид сбоку)

6. Описание и работа составных частей

6.1 Общие сведения

6.1.1 Отправочные марки ростверка опоры – решетчатые пространственные балки из трубчатых элементов, соединенные сваркой. Секции соединяются между собой болтами.

6.1.2 Отправочные марки ствола опоры – сплошностенчатые, из трубчатых элементов. Секции соединяются между собой болтами (на фланцах).

6.1.3 Длины секций ростверка и ствола опоры не превышают 3-х метров, масса основного количества составных элементов опоры не превышает 120 кг.

6.1.4 Оттяжки опоры – стальные канаты, смотаны и уложены в бухты. Соединение оттяжек с ростверком и стволом опоры выполняется с помощью сцепной арматуры.

6.1.5 Элементы изолирующих траверс соединяются между собой и со стволом опоры с помощью болтов и сцепной арматуры.

6.2 Работа составных частей

6.2.1 Изолирующие траверсы обеспечивают заданные межфазные расстояния и передают нагрузку от проводов на ствол опоры. Ствол опоры воспринимает нагрузку от проводов и обеспечивает габарит между проводами и поверхностью земли. Ростверк опоры передает нагрузку на основание и обеспечивает устойчивость опоры в проектном положении. Оттяжки – передают нагрузку на ростверк и удерживают ствол опоры в проектном положении.

6.2.2 Промежуточная опора не предусматривает работу при одностороннем тяжении или разности тяжения проводов и троса в смежных пролетах. Для исключения разности тяжения монтаж, подъем и крепление проводов и троса должен выполняться с помощью раскаточного ролика, выравнивающего тяжение в смежных пролетах.

6.2.3 Изолирующие траверсы выполнены с ограниченной прочностью крепления вдоль ВЛ. В случае возникновения одностороннего тяжения провода происходит срез фиксирующего болта (М16) и поворот траверсы. После устранения одностороннего тяжения (ремонта провода и т.п.) выполняется установка траверсы в проектное положение и замена фиксирующего болта.

6.2.4 Для исключения вероятности обрыва провода на временной опоре с возникновением одностороннего тяжения, перед поднятием и установкой провода на опору необходимо провести визуальный осмотр проводов на наличие дефектов. При выявлении дефектов необходимо провести ремонт проводов.

7. Использование по назначению.

Эксплуатационные ограничения

7.1.1. Опора предназначена для эксплуатации в нормальных режимах работы ВЛ (по п. 2.5.140 ПУЭ) и рассчитана на ветровые и гололедные нагрузки, действующие на провода и грозозащитный трос, а также ветровые нагрузки, действующие на конструкцию опоры.

7.1.2. Временная быстровозводимая и демонтируемая опора

предназначена для эксплуатации в течение ограниченного периода единовременного использования – до 1-го года. В течение 1-го года после установки временной опоры должны быть выполнены ремонтные работы на ВЛ с установкой стационарных опор (либо работы по ремонту поврежденных существующих опор).

7.1.3. Запрещается эксплуатация временной быстромонтируемой опоры при одностороннем тяжении или разности тяжения проводов и троса в смежных пролетах.

7.1.4. Запрещается выполнять монтаж частей опоры, с некачественно выполненной сборкой секций (при отсутствии болтов в соединениях). Запрещается выполнять подъем ствола опоры, при прослабленных оттяжках монтажной стойки.

7.2 Подготовка опоры к использованию

7.2.1 Меры безопасности при подготовке к монтажу опоры

7.2.1.1 Работы по монтажу и эксплуатации опоры должны выполняться с соблюдением требований «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок». В процессе монтажа, необходимо проверить качество сборки и соединения элементов (секций) между собой. При подъеме ствола опоры, стойка должна удерживаться расчалками. Подъем монтажника на ствол опоры должен осуществляться только после надежного закрепления оттяжек и установки всех секций ростверка.

7.2.1.2 Монтаж опоры с выполнением работ на высоте не допускается:

- в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;

- при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;

- при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.

Запрещается выполнять работы на опоре без применения системы обеспечения безопасности при работе на высоте (страховочная привязь, строп с защитным чехлом, дополнительный строп (строп самостраховки), устройство позиционирования). При работе на высоте раскладка инструмента, деталей и крепежных изделий допускается в местах, исключающих их падение. Запрещается носить инструмент и крепежные детали в карманах брюк или куртки. Переноска осуществляется в специальных укладках, ящиках, футлярах и т. п.

7.2.1.3 Демонтированные такелажные тросы и приспособления разрешается опускать с опоры только после ухода людей из опасной зоны. Запрещается сбрасывать с опоры инструмент, детали, крепежные изделия или какие-либо другие предметы. Запрещается оставлять инструмент, детали и крепежные изделия на высоте после окончания работ. При подъеме на опору запрещается поднимать с собой арматуру, оборудование, материалы. При подъеме на опору руки не должны быть заняты поднимаемым грузом.

7.2.1.4 Запрещается подавать какие-либо предметы работающим на опоре подбрасыванием. Подача производится в таре при помощи прочной веревки, перекинутой через блок, установленный на опоре. При подъеме по вертикальной монтажной лестнице без дугового ограждения необходимо пользоваться системой обеспечения безопасности при работе на высоте

7.2.1.5 При извлечении элементов изоляционных траверс из ящиков необходимо соблюдать меры безопасности при распаковке изоляторов. При необходимости, во время осмотра, допускается укладка изоляторов на землю, предварительно застелив площадку полиэтиленовой пленкой, допускается применять заводскую упаковочную пленку.

7.2.2 Объем и последовательность внешнего осмотра опоры

7.2.2.1 При подготовке опоры к эксплуатации необходимо проверять:

- комплектность элементов опор;

- состояние антикоррозионного покрытия.

7.2.2.2 Необходимо проверить также состояние элементов изолирующих траверс. В первую очередь необходимо проверять целостность упаковки. При выявлении механических повреждений упаковки, явных следов грубого обращения с ней изоляторы необходимо подвергнуть внимательному внешнему осмотру.

7.2.2.3 При обнаружении признаков механических повреждений изолятора (наличие трещин и сколов на фланцах, разрывы защитной оболочки, повреждение защитной оболочки грызунами и т.д.) - изделие бракуется. При наличии незначительных повреждений периферии ребер защитной оболочки, изоляторы могут быть допущены к применению, решение об этом принимает ответственный руководитель/производитель работ.

7.2.2.4 При выявлении загрязнения защитной оболочки изолятора, оно должно быть удалено мыльным раствором либо техническим этиловым спиртом (в зависимости от загрязнения).

7.2.2.5 При подготовке опоры к перевозке на место установки необходимо проверить комплектность опоры, а также состояние элементов.

7.2.3 Указания об ориентировании опоры

7.2.3.1 На элементах ствола опоры нанесены несмываемой краской знаки ориентации в виде треугольника. Знак наносится в нижней части каждой секции. Конструкция секций ростверка позволяет однозначно выполнить его сборку.

7.3 Использование опоры

7.3.1 Порядок действия обслуживающего персонала при выполнении задач применения опоры

7.3.1.1 Монтаж, осмотр и эксплуатация опор должны осуществляться с соблюдением правил техники безопасности, предусмотренных соответствующими документами, действующими в эксплуатирующей организации.

7.3.1.2 Сборка и установка опоры должна выполняться в соответствии с заводской документацией по монтажу.

7.3.2 Порядок приведения опоры в исходное положение

7.3.2.1 Исходным положением является состояние опоры в разобранном и складированном виде. В исходное положение опора приводится в порядке, обратном монтажу опоры.

7.3.3 Порядок осмотра опоры после окончания работы

7.3.3.1 Опоры аварийного резерва необходимо осматривать после возвращения на место хранения. При осмотре необходимо проверять:

- состояние элементов опоры на предмет отсутствия погибей, трещин;

- отсутствие повреждений в узлах и соединениях (трещин в сварных швах, деформаций фасонок, ребер жесткости);

- отсутствие повреждений повивов оттяжек;

- отсутствие повреждений соединительных элементов (болтов, сцепной арматуры);

- отсутствие повреждений элементов изолирующих траверс;

- состояние антикоррозионного покрытия.

7.4 Действия в экстремальных условиях

7.4.1 Наиболее опасным явлением при эксплуатации быстровозводимой опоры может являться значительный размыв грунта (при установке в пойме реки в период паводка) либо его сползание (при установке на косогоре) под подошвой опорных частей. При этом опора может получить значительный крен, что приведет к затруднению либо невозможности дальнейшей ее эксплуатации. Для стабилизации и выравнивания положения опоры могут применяться деревянные подкладки под опорные части, устанавливаемые с помощью домкратов. Все действия должны выполняться при соблюдении мер безопасности.

7.4.2 В случае обрыва провода или грозотроса возможны повреждения отдельных элементов опоры (траверс, тросостойки). Подъем на опору при оборванных проводах или грозозащитном тросе запрещается. При возникновении данной ситуации необходимо вначале устранить обрыв провода или грозотроса, а затем приступать к ремонту опоры в соответствие с п. 10.3.1.

8. Техническое обслуживание, проведение осмотров

8.1 Техническое обслуживание

8.1.1 Техническое обслуживание производится с целью поддержания надлежащего технического состояния комплекта опоры. Техническое обслуживание конструкции опоры выполняется после каждого использования, но не реже 1 раза в 5 лет. Техническое обслуживание сводится к осмотру опоры, выявлению дефектов и повреждений. В зависимости от состояния элементов опоры выполняется ее текущий ремонт (при необходимости).

8.1.2 Перед каждым началом работ и по их окончанию необходимо проверять техническое состояние лебедок, крепление всех узлов и механизмов, состояние каната.

8.1.3 Проверить надежность крепления крюка лебедки на тросе. В случае выявления дефектов или неисправностей - использование лебедки запрещается.

8.1.4 Поступившие на хранение или после очередного использования стальные тросы подлежат осмотру, очистке и смазке канатной смазкой. При длительном хранении тросы должны периодически, не реже чем через 6 месяцев осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.

8.1.5 Перед каждым началом работ необходимо проверять техническое состояние тросов. При осмотре тросов необходимо обращать внимание на состояние самих тросов, коушей и мест их крепления.

8.2 Описание порядка и периодичность проведения осмотров

8.2.1 Комплект аварийной опоры должен подвергаться плановым и внеочередным (в случае необходимости) осмотрам.

8.2.2 Внеочередные осмотры проводятся каждый раз при поступлении комплекта опоры на хранение после очередного использования.

8.2.3 Внеочередные осмотры проводятся для оценки технического состояния комплекта аварийной опоры, выявления и устранения дефектов, а также подготовки его к хранению.

8.2.4 Плановые осмотры должны проводиться через каждые 10 циклов эксплуатации опоры. По результатам данных осмотров выдается заключение о возможности дальнейшей эксплуатации опоры.

8.2.5 Состав рабочей группы для проведения внеочередных и плановых осмотров опоры определяется по решению технического руководителя (главного инженера) эксплуатирующего предприятия и утверждается распорядительным документом.

8.2.6 Специализированные и научно-исследовательские организации целесообразно привлекать (в случае необходимости) к следующим работам по оценке технического состояния элементов опоры:

- испытания конструкций и других элементов;

- проведение проверочных расчетов элементов;

- проведение механических испытаний;

- проведение испытаний линейной изоляции.

8.2.7 Специализированные организации могут привлекаться к обследованию опоры также в случае обнаружения значительных дефектов и повреждений.

8.2.8 Осмотрам подвергаются следующие элементы:

- опора (посекционно);

- тросы;

- изоляция и арматура;

- монтажные приспособления;

- подъемные механизмы;

- материалы и инструмент для установки опоры.

Комплектность опоры

Комплектность опоры проверяют, сравнивая имеющиеся элементы конструкции со спецификациями согласно документации.

Маркировка

Проверяют наличие маркировок на отправочных марках и тросах.

В случае необходимости их обновляют

Каждая отправочная марка ростверка и ствола опоры должна быть замаркирована. Элементы ростверка маркируются на верхней грани. Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской или методом вдавливания па прессах. Маркировка должна содержать:

- наименование предприятия-изготовителя

- наименование отправочной марки

- год и месяц выпуска.

Тросы должны быть маркированы бирками, вплетенными в заплётку.

Маркировка, нанесенная на опорные и подвесные полимерные изоляторы, содержит:

- условное обозначение типа изолятора;

- номер партии;

- заводской номер изолятора;

- дата изготовления.

На отправочных марках ствола опоры несмываемой краской должны быть нанесены знаки ориентации в виде треугольника. Места нанесения знаков ориентации определены в конструкторской документации.

Антикоррозионное покрытие

При проверке антикоррозионного покрытия металлических секций опоры выявляют места нарушения покрытия, наличие и степень коррозии металла. В случае незначительной коррозии, металл зачищают от ржавчины и восстанавливают антикоррозионное покрытие. В случае большой степени коррозии, комиссией принимается решение о дальнейших действиях, вплоть до ремонта или полной замены отправочной марки.

Линейная арматура

Арматура должна браковаться и подлежать замене, если:

- поверхность арматуры покрыта сплошной коррозией и площадь опасных сечений ослаблена более чем на 20 %;

- в деталях арматуры имеются трещины, раковины, оплавления, изгибы;

- форма и размеры деталей не соответствуют чертежам;

- оси и другие детали шарнирных сочленений имеют значительный износ и их размеры отличаются от проектных более чем на 10 %;

- все детали сцепной арматуры должны иметь шплинты.

Элементы изолирующих траверс

Объем и последовательность осмотра изолирующих траверс представлены в п.8.2.2.

Канаты

При осмотре канатов необходимо обращать внимание на состояние самих канатов, коушей и мест их крепления.

Канаты подлежат браковке, если:

- видны разрывы прядей;

- наличие поверхностного и внутреннего износа;

- поверхностная и внутренняя коррозия;

- местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

- деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;

- с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15%;

- имеющие трещины на опрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10% первоначального;

- с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

- с поврежденными или отсутствующими оплетками;

Стальные канаты должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) завода- изготовителя в соответствии с ГОСТ 3241-91. Канаты, не снабженные свидетельством об испытании, к использованию не допускать.

Лебедки

Лебедки подлежат сертификации с целью подтверждения соответствия их безопасности и качества установленным нормам.

На разные типы изделий должны быть оформлены соответствующие сертификаты:

ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» - для механических моделей.

Для электромеханических вариантов — дополнительно ТР ТС 020/2011

«Электромагнитная совместимость технических устройств» и ТР ТС 004/2011

«О безопасности низковольтного оборудования».

Для безопасности рабочих, использующих лебедки и для продления срока эксплуатации данных средств необходимо соблюдение техники безопасности.

При обнаружении дефектов, лебедки не допускают к работе. Такими дефектами являются:

- отбитые края или трещины реборд чугунных барабанов;

- трещины или сломанные зубья шестерни;

- износ зубьев шестерни лебедки с ручным приводом превышающий величины, указанные в документации;

- деформация корпусов ручных рычажных лебедок, неисправность предохранительных деталей, изношенность трущихся деталей тяговых механизмов, а также деформация крюков;

- трещины или отбитые края обойм подшипников;

- поломка или износ, превышающий допустимый предел колодок тормоза лебедок с электрическим приводом;

- поломка зубьев или трещины храповиков;

- выщербленные места на упорной части собачек;

- 50 % и более износ тормозных колодок и т.д. Не допускаются в эксплуатацию лебедки если:

- они ненадежно закреплены;

- неисправны тормоза;

- неисправен привод;

- отсутствуют ограждения привода;

- ненадежно закреплен канат на барабане или неправильно навит на барабан.

Запрещается вручную управлять лебедкой без рукавиц, а также осуществлять ее ремонт или подтягивать во время ее использования крепежные детали.

После капитального ремонта, перед началом работы, и в качестве проверки регулярного характера (не реже 1 раза в год) измеряют величину сопротивления изоляции электрооборудования лебедок. Норма - не менее 0,5 МОм. Оборудование с изоляцией с сопротивлением менее 0,5 МОм направляется в сушку.

Чтобы предотвратить преждевременный износ деталей необходимо регулярно смазывать все трущиеся части лебедок. Обязательно заземлять металлические части лебедки с электрическим приводом. Заземлять лебедки с ручным приводом нужно при их использовании в работе на воздушных линиях электропередачи под напряжением. Заземление выполняют под болт. Запрещается приваривание заземления к раме лебедки.

Перед запуском в работу и регулярно (не реже 1 раза в год) лебедки подвергаются испытаниям, порядок которых определен в технической документации изготовителя.

9. Текущий ремонт опоры

9.1 Общие указания

9.1.1 Все дефекты опоры можно разделить на 4 группы:

- нарушение формы;

- нарушение целостности;

- нарушение соединений;

- нарушение антикоррозионного покрытия.

В зависимости от характера и степени повреждения принимается решение о ремонте составной части опоры либо ее замене.

9.1.2 К ремонту допускается персонал, имеющий необходимую квалификацию по работе с электрогазосварочным оборудованием, слесарным инструментом и прошедший целевой инструктаж.

9.1.3 Перед сдачей в ремонт оборудование должно быть очищено от грязи и промыто.

9.2 Меры безопасности

9.2.1 При техническом обслуживании и ремонте оборудования необходимо руководствоваться правилами, нормами, инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии, действующими в эксплуатирующей организации.

9.2.2 Работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами и Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

9.2.3 После принятия оборудования в ремонт ответственным за соблюдение правил и норм по технике безопасности на весь период нахождения оборудования в ремонте является руководитель подразделения, выполняющего ремонт.

9.3 Текущий ремонт элементов опоры

9.3.1 Возможные повреждения, возникающие в процессе эксплуатации, их причины и способы устранения приведены в таблице 2.

-5
-6

10. Хранение

10.1 Правила постановки на хранение

10.1.1 При поступлении опор в эксплуатирующую организацию необходимо выполнить освидетельствование конструкций, изделий и оборудования на предмет повреждений, проверить комплектность.

10.1.2 По прибытию элементов изолирующих траверс, от производителя, необходимо проверить следующие параметры:

- проверить целостность заводской упаковки, извлечь изоляторы, соблюдая меры безопасности;

- проверить тип и количество изоляторов на соответствие с данными, указанными в сопроводительной документации;

- проверить внешним осмотром изолятор на отсутствие наружных механических повреждений защитной оболочки и фланцев;

- проверить тип верхнего и нижнего фланца на соответствие с данными указанными в техническом описании изолятора;

- проверить строительную высоту изолятора на соответствие с данными, указанными в эскизе изолятора;

- проверить присоединительные размеры крепежных отверстий фланцев на соответствие с данными указанными в эскизе изолятора;

- обо всех обнаруженных повреждениях, полученных при транспортировке, необходимо известить поставщика изоляторов или изготовителя.

10.1.3 Перед постановкой на хранение быстромонтируемой опоры после использования, все элементы должны быть очищены от грязи и промыты.

10.2 Меры безопасности при распаковке и упаковке изоляторов

10.2.1 При вскрытии деревянных ящиков и извлечении из них изоляторов, необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы избежать повреждения защитной оболочки изолятора.

10.2.2 При извлечении изолятора из заводского ящика, его перемещении и осмотре захват производится только за фланцы. Захват инструментами за изоляционную часть изолятора, захват за ребра защитной оболочки, в том числе и руками, строго запрещается. При необходимости допускается браться за изоляционную часть руками, в чистых перчатках.

10.2.3 После проведения осмотра и необходимых проверок, изоляторы должны быть уложены обратно в заводскую упаковку, обеспечивающую необходимую безопасность хранения. При закреплении досок ящика необходимо принять особые меры предосторожности, чтобы исключить контакт крепежа с защитной оболочкой изолятора.

10.2.4 На заводе, при упаковке, изоляторы заворачивают в полиэтиленовую пленку, для дополнительного предотвращения проникновения влаги и загрязняющих веществ. При укладке изоляторов на хранение, их необходимо повторно упаковать в полиэтиленовую пленку для улучшения условий хранения.

10.2.5 При перемещении изоляторов, проведении погрузочных и разгрузочных работ, необходимо соблюдать меры предосторожности во

избежание ударов, падений, наездов на изоляторы и других действий, которые могут повлечь за собой механические повреждения как самого опоры, так и заводской упаковки.

10.3 Правила хранения

10.3.1 Хранить элементы опор необходимо в закрытом холодном складе либо на открытом воздухе под навесом. Секции ствола и ростверка опоры необходимо размещать на подкладках (элементы опоры не должны касаться поверхности земли). Оттяжки, метизы, такелаж следует располагать на стеллажах. Монтажные механизмы (лебедки) должны хранится в закрытых проветриваемых помещениях на стеллажах или деревянных подкладках.

10.3.2 При хранении элементов изолирующих траверс необходимо руководствоваться следующим:

- условия хранения изоляторов должны соответствовать условиям хранения 5(ОЖ4) по ГОСТ 15150;

- изоляторы необходимо хранить в заводской упаковке;

- изоляторы хранить на настилах, в закрытых помещениях, или на открытом воздухе под навесом, защищающим их от атмосферных осадков.

10.3.3 Организовать хранение изоляторов таким образом, чтобы исключить:

- механические повреждения силиконовой оболочки и фланцев,

- занос снегом,

- затопление водой (в т.ч. талой и дождевой) полное или частичное с последующим её замерзанием;

10.3.4 Обеспечить возможность периодического осмотра изоляторов;

10.3.5 Допускается хранение изоляторов без заводской упаковки, в горизонтальном положении, организованном так, чтобы опора приходилась на фланцы изоляторов, аналогично конструкции заводской упаковки;

10.3.6 Допускается хранение изоляторов без заводской упаковки, в вертикальном положении, с опорой на нижний фланец и при необходимости дополнительной фиксацией от падения, за верхний фланец;

10.3.7 Срок хранения по ГОСТ Р 52082-03 не более трех лет.

11. Транспортирование

11.1 Требования к транспортированию опоры

11.1.1 В общем случае опоры аварийного резерва перевозятся автомобильным транспортом. При этом, доставка опор в труднодоступные местности может быть осуществлена вездеходом либо вертолетом.

11.1.2 При перевозке опор автомобильным транспортом должны соблюдаться Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и Правила по охране труда при погрузочно- разгрузочных работах и размещении грузов и следующие условия:

- секции ствола и ростверка опоры укладываются в кузов друг на друга без подкладок;

- оттяжки и такелаж укладывается на секции сверху/ сбоку;

- метизы, элементы изолирующих траверс, линейная арматура перевозятся в ящиках;

- крепление элементов опоры осуществляется стяжными ремнями.

11.1.3 При перемещении груза с помощью грузоподъемной машины масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины (у стреловых кранов - с учетом вылета стрелы, выносных опор, противовесов). Перевозка опоры может быть осуществлена грузовыми автомобилями с длинной кузова не менее габаритов длины секций опоры и грузоподъемностью не менее массы опоры типа ПБМ110-1(т):

- Длина секции опоры не превышает 3 метров;

- Масса опоры не превышает 3-х тонн.

11.1.4 Для производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо применять съемные грузозахватные приспособления, соответствующие по грузоподъемности массе поднимаемого груза.

11.1.5 Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных машин необходимо выполнять по технологическим картам, проектам производства работ в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

11.1.6 Перевозка опор вездеходами осуществляется аналогично перевозке автомобилями, с той разницей, что элементы опор укладываются на платформу.

11.1.7 Для транспортировки быстромонтируемой опоры вертолетом секции собираются в пакеты и фиксируются стяжными ремнями. Строповка выполняется тросами вокруг пакета. Метизы, элементы изолирующих траверс перевозятся в ящиках на транспортном средстве, доставляющем ремонтную бригаду на место аварии.

11.1.8 Погрузка и выгрузка элементов опор осуществляется вручную. При наличии на производственной базе эксплуатирующей организации средств малой механизации, погрузка опоры осуществляется с их помощью.

11.1.9 Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами - не более 50 кг; женщинами - не более 15 кг.

11.1.10 Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов.

11.1.11 Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.

11.1.12 Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки работникам или вывешиваются в местах производства работ.

11.1.13 Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.

11.2 Требования к транспортированию элементов изолирующих траверс

11.2.1 Транспортировку изоляторов необходимо производить в заводской упаковке, при необходимости приняв меры по фиксации ящиков с изоляторами.

11.2.2 Допускается, при необходимости, транспортировка изолятора без заводской упаковки, при этом должны быть приняты дополнительные меры по фиксации опоры. Опора должна производиться исключительно на фланцы, исключить любой контакт изоляционной части с какими-либо предметами.

11.2.3 При транспортировании изоляторов без штатной упаковки, категорически запрещается класть на них сверху какие-либо предметы и материалы.

11.2.4 Категорически запрещается транспортировать изоляторы сваленными «валом».

11.2.5 Категорически запрещается фиксировать изолятор за изоляционную часть (привязывать проволокой, веревкой, зажимать и т.д.).

11.2.6 Категорически запрещается транспортировать изоляторы, связанные друг с другом.

11.2.7 При транспортировании принять меры по недопущению свободного попадания влаги к деталям опоры. Принять меры по недопущению загрязнения изоляторов, в особенности маслами и другими нефтепродуктами.

11.2.8 Материалы, из которых изготовлен изолятор, являются взрыво- и пожаробезопасными, поэтому дополнительных мер безопасности при перевозке изоляторов не требуется.

11.2.9 При перевозке на значительные расстояния, периодически проверять надежность фиксации ящиков с деталями опор или самих изоляторов.

11.2.10 При проведении перемещений, погрузочных и разгрузочных работ, соблюдать меры безопасности для предотвращения механических повреждений, как самих изоляторов, так и их заводской тары.

Приложение А (справочное)

РУКОВОДСТВО ПО СБОРКЕ И МОНТАЖУ БЫСТРОВОЗВОДИМОЙ И ДЕМОНТИРУЕМОЙ ОПОРЫ

А.1 Область применения

Настоящее руководство по сборке и монтажу быстровозводимой и демонтируемой промежуточной опоры ПБМ110-1(т) применятся при:

- проведении реконструкции и ремонта ВЛ с временной подвеской проводов на быстромонтируемой опоре;

- проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с повреждением опор, в том числе в труднодоступной местности;

- осуществлении временного технологического присоединения;

- строительстве дополнительных временных ВЛ.

А.2 Организация и технология сборки и монтажа опоры

А2.1 Состав бригады

Опора собирается/монтируется за время не более 4 часов звеном рабочих в следующем составе:

-7

А2.2 Подготовительные работы

А2.2.1 Последовательность подготовительных операций

А2.2.1.1 Подготовка к монтажу опоры начинается на производственной базе эксплуатирующего предприятия ВЛ. При погрузке на транспортное средство необходимо проверить комплектность элементов опоры и метизов, исправность грузоподъемных механизмов, состояние монтажных приспособлений и такелажа.

А2.2.1.2 Перед разгрузкой элементов необходимо выбрать площадку сборки и установки опоры.

А2.2.1.3 Выгрузку элементов предпочтительно осуществлять с минимумом операций по переноске элементов опоры.

А2.2.1.4 Перед началом сборки выполнить выкладку элементов опоры, подготовить грузоподъемные механизмы и такелаж.

А2.2.2 Работы на аварийной ВЛ

А2.2.2.1 Перед сборкой ствола опоры выполнить ремонт проводов в случае их повреждения, подготовить провода к монтажу: провода, подвешиваемые на внешние (относительно оси ВЛ траверсы), разместить с внешней стороны узла крепления ствола к ростверку.

А2.2.2.2 Грозотрос в аварийном пролете разместить таким образом, чтобы соблюдалось изоляционное расстояние до проводов. В случае подвески

грозотроса на ВЛ через изоляторы выполнить его заземление инвентарными переносными заземлителями.

А2.2.2.3 Расположение опоры на одноцепной и двухцепной ВЛ схематично показано на рисунке 1.

А2.3. Последовательность и способы выполнения основных операций А2.3.1 Сборка и монтаж опоры выполняется в следующей

последовательности:

1) выкладка элементов опоры;

2) сборка ростверка;

3) сборка и подъем монтажных стрел;

4) сборка ствола опоры;

5) подъем ствола опоры;

6) выкладка пригрузов (при необходимости);

7) установка противосдвиговых устройств;

8) заземление опоры;

9) монтаж проводов.

А2.3.2 Демонтаж опоры после использования осуществляется в порядке, обратном ее монтажу.

А2.3.3 При установке на склонах выкладку и сборку ствола опоры необходимо производить вверх по уклону. Перед подъемом ствола опоры длины оттяжек должны быть отрегулированы в зависимости от величины уклона.

А2.3.4 Удерживание опоры от «сползания» по уклону обеспечивается конструкцией поверхностных фундаментов и установкой дополнительных противосдвиговых клиньев.

А2.3.5 При установке опоры в поймах рек и в болотистой местности поверхностные фундаменты необходимо устанавливать на деревянные щиты размером 1,5×0,9 м для фундаментов главной фермы ростверка и 0,6×0,5 м для фундаментов второстепенной фермы ростверка. В зависимости от регулировки опорных устройств ростверка максимальный уровень подтопления места установки опоры может составлять 290-520 мм.

А2.4. Техника безопасности при сборке и установке опоры

А2.4.1 Все работы по монтажу опор должны производиться со строгим соблюдением требований техники безопасности согласно СНиП 12-03-2001

«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» и действующим правилам.

А2.4.2 Особо следует обратить внимание на следующее:

1) в момент подъема ствола опоры находиться под стволом, между тяговым механизмом и стволом, под тяговыми тросами, стрелой и расчалками запрещается. Во время подъема опоры рабочие, участвующие в подъеме, должны быть выведены в безопасную зону. Опасная зона нахождения рабочих представлена ни рисунке 2;

2) производить крепление оттяжек, блоков и других приспособлений в процессе подъема запрещается;

3) влезать на опору в момент подъема, а также на незакрепленный ствол опоры запрещается;

4) влезать на закрепленную опору без использования системы обеспечения безопасности работ на высоте, производить работы наверху опоры без применения СИЗ от падения с высоты- запрещается;

5) демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается;

6) перед спуском такелажных тросов и приспособлений (с помощью веревки) рабочий, находящийся на опоре, должен предупредить людей, находящихся внизу, о необходимости удаления в безопасную зону. Лишь после ухода людей из опасной зоны рабочему, находящемуся на опоре, разрешается опускать такелаж и приспособления.

А.3 Материально-технические ресурсы необходимые для установки опоры

-8
-9

Рисунок 1. Схема расположения опоры на ВЛ

-10

Рисунок 2. Схема подъема опоры с обозначением опасных зон