Найти в Дзене
Стражи Родины

Этот самолет пугал противника одним лишь видом: на что был способен монструозный ВВА-14 и почему эта машина теперь гниёт под открытым небом

Очень странно, что почти никто не слышал про ВВА-14 и как нам кажется, очень зря! Ведь в свое время он не просто пугал всех противником своим внешним видом, но и мог вытворять самые невероятные вещи! Что же такое, этот ваш ВВА-14 и самое главное – на что тот был способен? Как раз об этом мы и хотели вам сегодня рассказать. Имя Роберта Бартини, в отличие от Сухого, Туполева или Ильюшина, мало известно широкой общественности. Между тем, тот самый итальянский коммунист, в 1920-ых годах бежавший от режима Муссолини в СССР, был одним из самых выдающихся и неординарных советских авиаконструкторов за всю историю! И уж тем более практически никто не помнит о его последней разработке – ВВА-14, уникальной амфибии с вертикальным взлетом. «Гений предвидения» Бартини Определение Бартини как «гения предвидения» взято из заголовка «Красной звезды». И у главной газеты вооруженных сил были все основания называть так одного из лучших, но самого недооцененного советского авиаконструктора. Большая часть
Оглавление

Очень странно, что почти никто не слышал про ВВА-14 и как нам кажется, очень зря! Ведь в свое время он не просто пугал всех противником своим внешним видом, но и мог вытворять самые невероятные вещи!

Что же такое, этот ваш ВВА-14 и самое главное – на что тот был способен? Как раз об этом мы и хотели вам сегодня рассказать.

Имя Роберта Бартини, в отличие от Сухого, Туполева или Ильюшина, мало известно широкой общественности. Между тем, тот самый итальянский коммунист, в 1920-ых годах бежавший от режима Муссолини в СССР, был одним из самых выдающихся и неординарных советских авиаконструкторов за всю историю! И уж тем более практически никто не помнит о его последней разработке – ВВА-14, уникальной амфибии с вертикальным взлетом.

«Гений предвидения» Бартини

Определение Бартини как «гения предвидения» взято из заголовка «Красной звезды». И у главной газеты вооруженных сил были все основания называть так одного из лучших, но самого недооцененного советского авиаконструктора. Большая часть проектов Бартини, а у него их было более шестидесяти (!), душилась в зародыше.

-2

Несколько перспективных проектов отправилось в утиль после отставки Жукова. Один «зарубили» из-за того, что... комиссия не поверила в ТТХ предлагаемого Робертом самолета. Они показались фантастическими, невозможными. А поверить в то, что будущее может наступить уже сегодня, членам комиссии было не дано...

Что далеко ходить: имена Поликарпова, Ильюшина, Сухого, Туполева увековечены в названиях самолетов По, Ил, Су, Ту. А вот тот самый Ер-2 (ДБ-240), летавший бомбить Берлин в 1941 году, имени Бартини так и не получил. Разработанный им «гидролет» Бе-1 назван по конструкторскому бюро ОКБ Бериева, но не по имени создателя.

-3

ВВА-14 – «дембельский аккорд» гения предвидения

Вертикально взлетающая амфибия ВВА-14 – последняя работа Бартини. Этот проект мог совершить переворот в самолетостроении, но он был свернут после смерти конструктора самим ОКБ Бериева. Его попросту некому было доводить до конца. Поэтому дело ограничилось постройкой двух прототипов.

ВВА-14 должен был стать универсальным летательным аппаратом, способным:

• Взлетать вертикально с любой поверхности и садиться на воду.

• Парить в воздухе.

• Преодолевать большие расстояния за минимум времени. Так, даже «сырой» прототип разгонялся до скорости 760 км/ч, а практическая дальность полета составляла почти 2,5 тыс. км.

-4

Вертикальный взлет самолета, внешним видом напоминающего скорее КЛА из «Звездных войн», должен был обеспечиваться двенадцатью (!) мощными турбореактивными двигателями РД36-35ПР. К сожалению, даже силовую установку до ума так и не довели.

Бомбовый отсек ВВА-14 вмещал до 2 тонн авиабомб, мин и торпед. Предусматривалось увеличение боевой нагрузки до немыслимых 4 тонн.

Но это еще не все, ведь защита действительно драгоценного экипажа (мало кто мог управлять этой махиной) и летательного аппарата должна была обеспечиваться самым современным на тот момент оборонительным комплексом.

Помимо базовой версии, предусматривалась корабельная модификация, транспортника грузоподъемностью до 5 тонн и дальностью полета до 3,3 тыс. км, ретрансляционный и поисково-спасательный варианты.

-5

К сожалению, от столь масштабного и необычного проекта остался один прототип, да и тот находится в довольно печальном состоянии буквально разваливался под открытым небом.

Благо, что в настоящий момент опытный образец активно восстанавливают. Мало того, у команды реконструкторов даже есть свой сайт, где можно найти немало интересной информации о последнем проекте Бартини – ссылка.

Давайте поддержим их начинания пальцем вверх и пожелаем парням удачи, как нам кажется, они делают действительно правильное дело.

Подписывайтесь на канал, впереди еще много не менее интересных материалов.