Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»!
В Ленинградской области Павел Чилин построил железную дорогу и паровоз своими руками. В 2022 году Павел Константинович стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает его историю.
- Павел Константинович, откуда у вас любовь к железной дороге?
- Эта любовь у меня проявилась еще в детстве. Когда мне было 9-10 лет, мы отдыхали с родителями в Литве на байдарках, и когда уже уезжали со станции, то увидели примыкающую к ней небольшую дорогу. Там работал маленький паровоз, и машинист на ходу выпрыгивал и сам переводил стрелки, сцеплял вагончики - в общем, как игра для взрослого человека получилась. Это было очень интересно и выглядело немного по-детски. Плюс у этого паровоза был один буфер, в отличие от ширококолейных, у которых два буфера, и сцепка интересная - просто две цепочки. Всё это мне очень понравилось и запало в душу. Эту картинку из Литвы я потом все время так или иначе вспоминал.
Потом по жизни я любил путешествовать по узкоколейкам, я их много объездил, фотографировал и с удовольствием гулял по ним. На узкоколейках, например, нет большой строгости, и люди там попроще, доброжелательнее, поэтому удалось посмотреть узкоколейки посмотреть поближе. Я ездил по железным дорогам СССР (Украины, Молдавии, Грузии и других республик), много путешествовал по железным дорогам на Урале. Пусть не везде побывал, но большую часть посетил точно. А вот в Ленинградской области объездил всё. Я понимал, что паровозы уходят в прошлое, надо это как-то фотографировать, фиксировать. На какой-нибудь шпалопропиточный завод залезешь, и там запах креозота - приятно! Или на лесовозной дороге окажешься, а там спиленным деревом пахнет, я вообще очень люблю запахи...
- А кем мечтали стать в детстве? Как в итоге сложилась ваша судьба?
- В детстве я не мечтал никем стать, но чем старше я становился, тем больше понимал, что я инженер, технический человек. После школы я поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, сейчас это Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Мои родители тоже технари, я в них пошел: мама закончила МАИ, а папа - Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского. У нас полностью инженерная семья, но наиболее технический из всей семьи я. Папа более романтический, а я насквозь технический человек. Родители меня в выборе профессии поддержали.
Работал я после института на ВМФ, тоже приборостроением занимался, от самолетостроения это мало чем отличается: с самолетами все маленькое, а на кораблях большое. В 1990-1991 года страна рухнула, и я уволился с завода, не стал ждать, когда пачками начнут увольнять, и занялся своим любимым делом - органостроением.
- Большую часть своей жизни вы посвятили производству органов: почему именно этот инструмент? Где обучались этому мастерству?
- Я в юности занимался музыкой, играл на гитаре. В 9-м классе мы организовали рок-ансамбль, я начал паять усилители, поддерживал техническую часть ансамбля, а еще любил делать разные музыкальные инструменты, гусли и т.д. Серьезный инструмент сделать сложно, поэтому я начинал с простых: взял доску, натянул струны, получились гусли.
Потом электрогитару сделал, электроскрипку, электропианино, два электрооргана спаял. Вообще, мне очень нравились клавишные инструменты, я везде клавиши старался приделать - наверное, потому, что сам играл на гитаре, а хотелось на клавишах. А потом в один момент рок-музыку как отрезало, я вспомнил о классике и стал играть на лютне в ансамбле старинной музыки.
Играя на лютне и изготавливая музыкальные инструменты - блокфлейты, ребеки и другие, я понимал, что король музыкальных инструментов все-таки орган. Меня в нем интересовала техническая сторона, это очень сложный инструмент. Деревянный механизм должен работать при любой влажности и давлении. Потихоньку я его изучал и всегда пытался посмотреть, как он устроен вживую, потому что это закрытый инструмент. Если он в церкви, значит через механика как-то пробовал до него добраться. В общем, сложный путь был. Была литература, в СССР разные журналы выпускались, моим любимым был «Моделист-конструктор». Папа выписывал еще и журнал «Радио», там были электронные схемы. На их основе я проводил разные эксперименты, и в итоге пришел к тем же самым конструкциям и решениям, и начал стал строить органы.
- Насколько я знаю, вас даже в Германию приглашали, чтобы вы орган построили…
- Меня приглашали в Германию, чтобы я построил орган для клавесинной фирмы. Может, потому что подешевле, может, потому что из России, что-то свежее. Я приехал и построил им орган, все остались довольны. Они иногда его использовали для внутренних концертов, в дуэте с клавесином, иногда для аренды. Возможно, еще одна причина, по которой позвали, - в том, что я не зажат традициями и рамками, поэтому могу позволить себе какой-то эксперимент. Они в этом плане считали, что я более раскрепощен. Я строил, показывал свои небольшие тонкости и в то же время что-то для себя новое перенял, ведь я был на клавесинном производстве. Например, узнал, как покрытие делать, как готовить поверхности под покрытие. В общем, мы друг у друга поучились. Органостроение - до сих пор моя основная работа, а железные дороги всегда были моей мечтой. Очень часто, когда я гулял по лесу, я представлял, каким образом я бы проложил железную дорогу на этом месте, чтобы было красиво и удобно, и чтобы попроще делать.
- Когда вы решили, что вот оно то самое время, чтобы начать строить железную дорогу?
- Из Санкт-Петербурга я переехал в пригород, мне был 41 год. Купил большой дом, стало много места. Моя жена - художник, ей тоже много места нужно. Мы начали на новом месте обустраивать быт: жена писала картины, а я сделал мастерскую и стал строить большие органы. В 2008 году мы решили завести наследника, чтобы на пенсии скучно не было. Я уже к тому моменту продумал, какая колея будет выбрана, где по участку можно проложить дорогу, наметил вектор. И вот в тот день, когда я отвез супругу в роддом, я стал копать.
Когда они вернулись через 3-4 дня, у меня уже был небольшой кусочек пути, потом я вагонеточку сделал и стал при помощи нее отсыпать небольшой полуостров. Жена сначала была не сильно рада, но потом мы малыша катали на вагончике, это было очень удобно, он быстро засыпал, и получилось, что и мечту исполнил, и в хозяйстве пригодилось. А когда друзья в гости приходили, то я и их катал.
Дорога постепенно увеличивалась, мы потихонечку осушали болото. У нас три пруда вокруг дома, поэтому я берег немного поднимал и делал там дорогу. У нас на участке было болото, а железная дорога мотивировала меня заниматься им и сажать деревья. Теперь у нас парк: 147 сосен растет, не говоря про остальные деревья. Да, пришлось в чем-то себя ограничивать, все-таки это мероприятие затратное: где-то на дом меньше тратил и на всякие радости, средства учился перераспределять.
- Какие знания вам для этого пригодились, где брали чертежи? Были ли у вас помощники?
- У меня был небольшой опыт работы с металлом, я же ездил, много фотографировал, у меня более тысячи различных снимков. Так количество перешло в качество, а мой инженерный опыт и образование помогали мне в поиске материалов и в расчетах. Если я ошибался, то переделывал. Сначала я занимался этим один, три года строил дорогу сам, а потом меня нашел мой товарищ Сергей Терехов, он работает в депо Сортировочная по обслуживанию и ремонту паровозов, он же предложил построить паровоз. Я тоже об этом думал, но в одиночку на это не решился бы, а со специалистом, который 20 лет провел за ремонтом паровозов, легко!
Мы познакомились с ним на форуме «750 мм» - это, кстати, как раз ширина узкой колеи. Там люди дают советы неплохие, по-здоровому критикуют, и одним из посетителей форума оказался как раз Сергей. 8 лет мы строили паровоз.
- Если бы не паровоз, то что?
- У меня был построен мотовоз – это локомотив с бензиновым двигателем, что-то вроде небольшого трактора на колесах. Может, потом я бы электровоз сделал. Материалы я находил на базах металла, искал, заказывал и покупал. Все дорогое, поэтому брал небольшими партиями. Все привозил на микроавтобусе.
- Что было самым сложным в этом деле?
- Решиться. Я же понимал, во что влезаю, проект-то серьезный. Это серьезнее и дороже, чем дом построить, поэтому нужно было понять: потяну или нет. В инженерии есть такое правило: правильно поставленное задание - 50% успеха. Дальше надо просто думать над реализацией. Дорога строилась постоянно, она удлинялась, менялась её конфигурация, где-то изменялся путь. Сначала я построил дорогу с северной стороны, потом с южной, потом соединил их через свой длинный гараж, он почти 20 метров. Протяженность дороги где-то 330 метров. Если удастся у болота еще кусочек отвоевать, то, может, будет длиннее. Хотя, возможно, я займусь не удлинением, а усовершенствованием уже имеющейся дороги, например, водонапорные башни сделаю или вокзальчик. Представлял ли я ее такой? Я вообще сначала не знал, что будет, окончательная конфигурация дороги появилась где-то пять лет назад.
- Помогает ли вам сын сейчас, ведь железная дорога и для него строилась?
- Да, сначала его катали, потом помогал: вместе рельсы укладывали, шпалы прикручивали. А сейчас ему 14 лет и он уже активнее помогает: воду заправляет, дрова колет для паровоза. Может, у него не такая любовь, как у меня, но определенный трепет тоже есть. Кем он хочет стать, пока не определился, но инженерный вектор вроде выдерживает, не исключено, что станет инженером. Я бы хотел, чтобы он этим занимался, потому что в этом плане я могу ему максимально помочь: продолжать-то легче, чем по-новой во что-то погружаться.
- А как относятся к вашему проекту соседи? Железная дорога им не мешает?
- Паровоз ходит тихо, у нас только свисток громкий. А соседей у меня и нет, они метров через 100 минимум. Когда брали дом, мы на это обращали внимание, так что вообще на острове находимся.
- В какой момент о вашей дороге узнали люди? Как это случилось?
- Точной даты не назову. Еще когда в городе я был, приезжали снимать про органостроение. Рекорд – пять съемочных групп за день приезжало! Я за всё время дал порядка 200 интервью. Потом как-то группа приехала снимать орган и увидела дорогу, в итоге покаталась на ней. Вот так плавно акцент съехал с органов на железные дороги.
Люди к нам всегда приходили: знакомые, друзья с детьми - все на вагончиках катались. Не знаю, насколько здесь сработали СМИ, мне кажется, сарафанное радио сработало активнее. Приезжают к нам не только из Петербурга, но и из Москвы заглядывают, немцы были, американец приезжал. В основном сейчас это люди из Тосненского района Ленинградской области, Никольского, Отрадного, Пушкино. В нашем поселке есть дом туриста, и люди оттуда меня знают, группы, бывает, возят. Может какой-то школьный класс заехать, день рождения или выпускной отметить. Билетов у нас нет, это не бизнес-проект. Если люди какой-то донат оставляют, мы благодарны. Иногда кто-то дрова привезет или топливо. Все добродушно настроены и хотят помочь.
- Можно сказать, что ваша мечта осуществилась?
- Вот человек хочет слетать на Луну, он слетал, значит мечта осуществилась. У меня паровоз - общая любовь к паровым машинам. Сейчас строю второй паровоз, у первого пробег приличный: можно сказать, что он доехал до Москвы, обратно и почти снова до Москвы. Пока один в ремонте, можно запускать второй, а можно одновременно их пустить по маршрутам, чтобы не пересекались, устроить организацию движения. В общем, усовершенствовать есть что.
- Какие люди для вас герои?
- Я очень уважаю людей, которые что-то делают сами: строят подводные лодки, корабли, новые средства передвижения. Для меня эти люди некий эталон. А подвиг… Вот Юрий Гагарин первый в космос слетал, вот это подвиг - человек летел без гарантий на возвращение.
- А себя героем считаете?
- Даже не знаю... Вы когда написали мне о подвиге, я удивился. Я так даже не думал. У меня герои связаны больше с боевыми действиями или когда кто-то кого-то спасает, выручает. Хотя в монастыре я когда орган строил, для них подвиг – это служение.
- Павел Константинович, о чем мечтаете?
- В глобальном масштабе – чтобы люди жили счастливо, чтобы войн не было, чтобы люди занимались своим любимым делом. А мои частные мечта… Сейчас мы строим пароход. На паровозе дальше маршрута дороги не уедешь, а на пароходе мы можем забраться подальше, попасть везде, в том числе и в Москву. У нас раньше был паровой катер, мы его испытали и даже открывали фестиваль в позапрошлом году в Петербурге. На пароходе же более серьезная паровая машина, на нем можно находиться - ночевать, например, пусть и с минимальным комфортом. Вот это можно назвать мечтой. Может, еще что-то паровое затеем.
- Какой совет вы хотели бы дать читателям книги “100 подвигов обычных людей”?
- Во-первых, посмотрите вокруг, оцените свои силы и тоже что-то хорошее и радостное затейте. Не обязательно что-то крупное, можно и небольшое. У любого человека большие возможности, но не каждый знает и понимает их. Желаю людям понять свои возможности и двигаться вперед. Своим примером увлекать тех, кто рядом. Я общаюсь с людьми, и некоторые понимают, что это действительно реально.
Фото Павла Чилина специально для проекта "Подвиги" сделала Наталья Скворцова, г. Санкт-Петербург.
А ниже фото из личного архвива Павла Чилина:
Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️