Итак, мой рассказ об учебно-тренировочном выезде. Выезд длился 10 дней, 2 из которых мы потратили на дорогу. Немного о группе: Я (Илья) в роли инструктора и три ученика с разным уровнем налёта - Яна, Слава и Костя. Выезд был запланирован на первые числа сентября, но конкретные даты и место выбраны не были. Я решил анализировать погоду и выбрать наиболее удачное время и локацию. В конце августа в связи с погодными условиями выбор пал на Дагестан. Решено, выезжаем 4 сентября рано утром: Саратов - Избербаш (1300 км). Выехав около 5 утра, до места мы добрались поздно вечером, ближе к 22.00. Дорога была дальняя, но прошла очень хорошо, без каких либо проблем и происшествий.
День 1. Мы сняли дом в нескольких километрах от г. Избербаш на берегу Каспийского моря. Погода стояла хорошая, под горку рядом с городом. Гора Пушкин-Тау - как раз то, что нужно для первого тренировочного дня: достаточно места для старта и наземки, удобный заход на посадку, морской бриз. Приехав на горку к 10 часам утра, я увидел, что ветер был уже сильный. Я принял решение заняться бытовыми вопросами и подъехать во второй половине дня, когда ветер будет стихать. Так и получилось: мы поднялись на гору снова к 15.00, как я и предполагал, началось стихание, и через час ребята уже стартовали. Эта горка отлично подходит под отработку старта и посадки на склон. Сначала ребята под моим руководством полетали в свое удовольствие, ведь на наших горках такой ровный и спокойный термо-динамик бывает крайне редко. А уже после отработали посадку на склон.
Дальше по расписанию море, вкусный ужин и сон.
День 2. В этот день направление ветра поменялось, и поэтому мы поехали на другую гору - «Кефир», рядом с селом Кафыр-Кумух, в 100 км от места нашего проживания. Расчет был на первую половину дня, так как на вторую прогноз погоды был плохой. Приехав к 10 утра, я увидел, что ветер уже был сильный. Пилоты, кто был на горе, тоже не стартовали. Чтобы не терять времени зря, решил свозить ребят в Сулакский каньон, он от «Кефира» всего в 30 минутах езды. Живописные пейзажи каньона никого не оставили равнодушным.
Во второй половине дня, как и обещал прогноз, погода испортилась, полетать не удалось, и мы поехали купаться в море и готовить ужин.
День 3. В этот день погода тоже была под горку Кефир, и вот в 9 утра мы уже на месте! А ситуация обратная вчерашнему дню: ветра нет совсем и небо затянуто высотными облаками. Делать нечего, разложились и стали ждать термичку. К сожалению, в этот день у нас получил травму Слава: неудачно оперся на руку, когда вставал. Слава даже не заметил повреждения, хорошо стартанул и полетел. И даже неплохо цеплялся за редкие потоки и достаточно хорошо полетал. С остальными ребятами мы сделали по 3 слета с горы - и это тоже тренировка, так как старт у «Кефира» не простой, а с ограниченной площадки.
Дальше снова море, ужин и сон.
День 4. На утро у Славы немного отекла рука, хоть и не болела. Нужно было ехать в травмпункт. К тому же, прогноз погоды по всему Дагестану, да и в целом по Кавказу показывал дожди. Собрав вещи, мы съехали с уже полюбившегося нам дома на морском побережье и поехали снова на Кефир, в надежде поймать немного погоды рано утром. В 9 утра наша команда была на горе. Казалось, можно стартовать, но тучи со всех сторон уже начали расти. Пока ребята собирались, погода очень быстро развивалась, и уже перед стартом я принял решение, что лететь не стоит. И это решение оказалось верным. Мгновенно начали приходить усиления ветра, и через 40 минут пошёл дождь. Посмотрев прогноз, я понял, что пора ехать в Ставропольский край, на известную гору Юца, неподалеку от Пятигорска. По пути заехали в Грозный, сделали Славе рентгенографию руки. Худшие опасения подтвердились - это был перелом. Один выбыл.
Проехав в этот день больше 600 км, мы остановились в станице Суворовской, рядом с термальными источниками. После долгой дороги отмокли в горячей, да ещё и полезной воде. На следующий день будут полеты, поэтому снова ужин и ранний сон.
День 5. С утра была отличная погода, а на вечер прогноз рисовал дождь. В 10 часов утра мы уже на Юце, ждем погоды. На горе штиль, ближе к обеду начали приходить потоки, и народ начал потихоньку взлетать, по большей части сразу на посадку. Мы не стали ждать пика погоды (ребята еще не готовы к сильной термичке), сделали слёт вниз и пообедали в лагере. Дождавшись вечернего стихания, всё же урвали момент полетать перед дождем. Прогноз не соврал, и к 5 часам начал идти мелкий дождь. Хорошо полетав, мы дождя не испугались и прогулялись по парку в Ессентуках, попили разнообразной минеральной водички. На следующий день по плану Чегем.
День 6. Сегодня подъем раньше обычного, нам предстоит еще один переезд: из Ставропольского края в Кабардино-Балкарию, на парадром Чегем. Погода ясная, и с трассы отчетливо виден гигант Эльбрус. И вот в какой-то момент пейзажи за окном меняются с равнинных на горные. От этого просто захватывает дух! Даже ехать на машине в горах - уже вызывает восторг! По пути мы немного погуляли на Чегемских водопадах, а после приехали на парадром Чегем, официальный парадром России. Теперь, прежде чем летать, нужно зарегистрироваться и оставить сведения о себе и крыле. В самый разгар погоды полетел я, с удовольствием налетал час. В этот день Костя неважно себя чувствовал, и поэтому всю оставшуюся погоду забрала себе Яна: полетала в динамике и, набрав достаточно высоты, отработала некоторые элементы. Хорошо полетав, к вечеру мы поехали в гостевой дом, в ближайшее село Эльтюбю, где нас уже ждала гостеприимная хозяйка. Здесь всё устроено очень по-простому, но с душой. Нас накормили вкуснейшей домашней едой как на убой, и снова сон.
День 7. Мы хотели встать пораньше и съездить в заброшенный альпинистский лагерь в горы, но накануне местные нас предупредили, что в том районе сошёл сель, и дорогу размыло. Мы, недолго думая, решили пройти пешком к «мертвому городу» в Эльтюбю и к обеду поехать летать. Прогулка получилась прекрасная, а к 12.00 мы уже были на парадроме. В районе часа взлетел я и смог сделать маленький стандартный маршрут, так как погода быстро развивалась и облака перекрывали горы. К 16 часам взлетела Яна и следом Костя. Полетали немного, так как была высока вероятность дождя, но все остались довольны. Вечером прогулка по окрестностям, осмотр дома поэта Кайсыма Кулиева, вкуснейшая национальная кабардинская еда, сборы и сон.
День 8. Проснувшись пораньше, мы собрали сумки и загрузили в машину - на сегодня у нас отьезд из Эльтюбю. В 11 мы уже на старте, прогноз снова рисует осадки, и большая часть неба уже закрыта облаками. Полетали мы вдвоем с Яной, так как я прогнозировал, что все же будет термичка, а Костя еще не готов к ней. Полетали немного, но с удовольствием и отправились дальше, так как хотелось еще успеть урвать погоду на Юце. И вот мы уже прощаемся с горами и мчим 150 км до Юцы, но увы прогноз нас не порадовал. Поднявшись на вершину горы, мы увидели с десяток грустных лиц в ожидании хоть какого-то порыва ветра. Полетать не удалось. Это был наш завершающий тренировочный день.
Чтобы обратная дорога была чуть короче, решили переночевать в Минводах и рано утром выезжать домой.
Итак, выезд можно было бы считать супер удачным если бы не травма Славы, но он не унывал и развлекался как мог). А в остальном, конечно, основные цели достигнуты: полетать в новых местах и освоить новые навыки. И в общем поездка выдалась насыщенной: проехали порядка 3.5 тысяч км, увидели новые места, узнали много интересного. За это расстояние пейзаж менялся много раз, была пустыня, море, большие города, реки, поля... И, конечно, незабываемые горы. И самое главное - все остались довольны.
Для себя я сделал много выводов из выезда (по поводу организации поездки и программы тренировки) и, конечно, получил полезный опыт. Всё же это мой первый выезд в роли инструктора. Труд это не простой, но мне нравится. Так что, думаю, на следующей год обязательно поедем еще!