Найти тему
Параплан Саратов

Парапланерный тур на Кавказ или мой первый учебный выезд с малой группой

Эльбрус
Эльбрус

Итак, мой рассказ об учебно-тренировочном выезде. Выезд длился 10 дней, 2 из которых мы потратили на дорогу. Немного о группе: Я (Илья) в роли инструктора и три ученика с разным уровнем налёта - Яна, Слава и Костя. Выезд был запланирован на первые числа сентября, но конкретные даты и место выбраны не были. Я решил анализировать погоду и выбрать наиболее удачное время и локацию. В конце августа в связи с погодными условиями выбор пал на Дагестан. Решено, выезжаем 4 сентября рано утром: Саратов - Избербаш (1300 км). Выехав около 5 утра, до места мы добрались поздно вечером, ближе к 22.00. Дорога была дальняя, но прошла очень хорошо, без каких либо проблем и происшествий.

                        Яна, Костя, Слава
Яна, Костя, Слава

День 1. Мы сняли дом в нескольких километрах от г. Избербаш на берегу Каспийского моря. Погода стояла хорошая, под горку рядом с городом. Гора Пушкин-Тау - как раз то, что нужно для первого тренировочного дня: достаточно места для старта и наземки, удобный заход на посадку, морской бриз. Приехав на горку к 10 часам утра, я увидел, что ветер был уже сильный. Я принял решение заняться бытовыми вопросами и подъехать во второй половине дня, когда ветер будет стихать. Так и получилось: мы поднялись на гору снова к 15.00, как я и предполагал, началось стихание, и через час ребята уже стартовали. Эта горка отлично подходит под отработку старта и посадки на склон. Сначала ребята под моим руководством полетали в свое удовольствие, ведь на наших горках такой ровный и спокойный термо-динамик бывает крайне редко. А уже после отработали посадку на склон.

Дальше по расписанию море, вкусный ужин и сон.

Вид из окна, до моря 50 метров. Море очень теплое в это время года
Вид из окна, до моря 50 метров. Море очень теплое в это время года

Вид с горы Пушкин-Тау. Впереди город Избербаш  
Вид с горы Пушкин-Тау. Впереди город Избербаш  

 День 2. В этот день направление ветра поменялось, и поэтому мы поехали на другую гору - «Кефир», рядом с селом Кафыр-Кумух, в 100 км от места нашего проживания. Расчет был на первую половину дня, так как на вторую прогноз погоды был плохой. Приехав к 10 утра, я увидел, что ветер уже был сильный. Пилоты, кто был на горе, тоже не стартовали. Чтобы не терять времени зря, решил свозить ребят в Сулакский каньон, он от  «Кефира» всего в 30 минутах езды. Живописные пейзажи каньона никого не оставили равнодушным.

Во второй половине дня, как и обещал прогноз, погода испортилась, полетать не удалось, и мы поехали купаться в море и готовить ужин.

Горка Кефир. Ждём погоду
Горка Кефир. Ждём погоду

Сулакский каньон
Сулакский каньон

Готовили плов😋
Готовили плов😋

День 3. В этот день погода тоже была под горку Кефир, и вот в 9 утра мы уже на месте! А ситуация обратная вчерашнему дню: ветра нет совсем и небо затянуто высотными облаками. Делать нечего, разложились и стали ждать термичку. К сожалению, в этот день у нас получил травму Слава: неудачно оперся на руку, когда вставал. Слава даже не заметил повреждения, хорошо стартанул и полетел. И даже неплохо цеплялся за редкие потоки и достаточно хорошо полетал. С остальными ребятами мы сделали по 3 слета с горы - и это тоже тренировка, так как старт у «Кефира» не простой, а с ограниченной площадки.

Дальше снова море, ужин и сон.

Старт непростой, с ограниченной площадкой
Старт непростой, с ограниченной площадкой

Горка Кефир. Летает Костя
Горка Кефир. Летает Костя

Наш авто трудился каждый день
Наш авто трудился каждый день

День 4. На утро у Славы немного отекла рука, хоть и не болела. Нужно было ехать в травмпункт. К тому же, прогноз погоды по всему Дагестану, да и в целом по Кавказу показывал дожди. Собрав вещи, мы съехали с уже полюбившегося нам дома на морском побережье и поехали снова на Кефир, в надежде поймать немного погоды рано утром. В 9 утра наша команда была на горе. Казалось, можно стартовать, но тучи со всех сторон уже начали расти. Пока ребята собирались, погода очень быстро развивалась, и уже перед стартом я принял решение, что лететь не стоит. И это решение оказалось верным. Мгновенно начали приходить усиления ветра, и через 40 минут пошёл дождь. Посмотрев прогноз, я понял, что пора ехать в Ставропольский край, на известную гору Юца, неподалеку от Пятигорска. По пути заехали в Грозный, сделали Славе рентгенографию руки. Худшие опасения подтвердились - это был перелом. Один выбыл.

Проехав в этот день больше 600 км, мы остановились в станице Суворовской, рядом с термальными  источниками. После долгой дороги отмокли в горячей, да ещё и полезной воде. На следующий день будут полеты, поэтому снова ужин и ранний сон.

Вышли из поликлиники в Грозном. Слава доволен, опасность полетов миновала
Вышли из поликлиники в Грозном. Слава доволен, опасность полетов миновала

Герой дня лечит руку в тёплой водичке термальных источников
Герой дня лечит руку в тёплой водичке термальных источников

День 5. С утра была отличная погода, а на вечер прогноз рисовал дождь. В 10 часов утра мы уже на Юце, ждем погоды. На горе штиль, ближе к обеду начали приходить потоки, и народ начал потихоньку взлетать, по большей части сразу на посадку.  Мы не стали ждать пика погоды (ребята еще не готовы к сильной термичке), сделали слёт вниз и пообедали в лагере. Дождавшись вечернего стихания, всё же урвали момент полетать перед дождем. Прогноз не соврал, и к 5 часам начал идти мелкий дождь. Хорошо полетав, мы дождя не испугались и прогулялись по парку в Ессентуках, попили разнообразной минеральной водички. На следующий день по плану Чегем.

Гора Юца, на горизонте город Пятигорск
Гора Юца, на горизонте город Пятигорск

Погода испортилась, но полетать всё же удалось
Погода испортилась, но полетать всё же удалось

Источник Ессентуки 4, хоть немного разбавили полёты прогулкой
Источник Ессентуки 4, хоть немного разбавили полёты прогулкой

Погуляли по парку в Ессентуках
Погуляли по парку в Ессентуках

День 6. Сегодня подъем раньше обычного, нам предстоит еще один переезд: из Ставропольского края в Кабардино-Балкарию, на парадром Чегем. Погода ясная, и с трассы отчетливо виден гигант Эльбрус. И вот в какой-то момент пейзажи за окном меняются с равнинных на горные. От этого просто захватывает дух! Даже ехать на машине в горах - уже вызывает восторг! По пути мы немного погуляли на Чегемских водопадах, а после приехали на парадром Чегем, официальный парадром России. Теперь, прежде чем летать, нужно зарегистрироваться и оставить сведения о себе и крыле. В самый разгар погоды полетел я, с удовольствием налетал час. В этот день Костя неважно себя чувствовал, и поэтому всю оставшуюся погоду забрала себе Яна: полетала в динамике и, набрав достаточно высоты, отработала некоторые элементы. Хорошо полетав, к вечеру мы поехали в гостевой дом, в ближайшее село Эльтюбю, где нас уже ждала гостеприимная хозяйка. Здесь всё устроено очень по-простому, но с душой. Нас накормили вкуснейшей домашней едой как на убой, и снова сон.

Чегемские водопады
Чегемские водопады

Красота. Парадром Чегем
Красота. Парадром Чегем

Вдали скалистый хребет
Вдали скалистый хребет

Яна и рыжие скалы
Яна и рыжие скалы

Ещё Яна
Ещё Яна

День 7. Мы хотели встать пораньше и съездить в заброшенный альпинистский лагерь в горы, но накануне местные нас предупредили, что в том районе сошёл сель, и дорогу размыло. Мы, недолго думая, решили пройти пешком к «мертвому городу» в Эльтюбю и к обеду поехать летать. Прогулка получилась прекрасная, а к 12.00 мы уже были на парадроме. В районе часа взлетел я и смог сделать маленький стандартный маршрут, так как погода быстро развивалась и облака перекрывали горы. К 16 часам взлетела Яна и следом Костя. Полетали немного, так как была высока вероятность дождя, но все остались довольны. Вечером прогулка по окрестностям, осмотр дома поэта Кайсыма Кулиева, вкуснейшая национальная кабардинская еда, сборы и сон.

с.Эльтюбю, вид со двора нашего дома
с.Эльтюбю, вид со двора нашего дома

Прогулка в мертвый город
Прогулка в мертвый город

Гора Зинки
Гора Зинки

Костя с Яной
Костя с Яной

День в зачёт
День в зачёт

День 8. Проснувшись пораньше, мы собрали сумки и загрузили в машину - на сегодня у нас отьезд из Эльтюбю. В 11 мы уже на старте, прогноз снова рисует осадки, и большая часть неба уже закрыта облаками. Полетали мы вдвоем с Яной, так как я прогнозировал, что все же будет термичка, а Костя еще не готов к ней. Полетали немного, но с удовольствием и отправились дальше, так как хотелось еще успеть урвать погоду на Юце. И вот мы уже прощаемся с горами и мчим 150 км до Юцы, но увы прогноз нас не порадовал. Поднявшись на вершину горы, мы увидели с десяток грустных лиц в ожидании хоть какого-то порыва ветра. Полетать не удалось. Это был наш завершающий тренировочный день.

Чтобы обратная дорога была чуть короче, решили переночевать в Минводах и рано утром выезжать домой. 

Крайний день
Крайний день

Чегемское ущелье
Чегемское ущелье

Итак, выезд можно было бы считать супер удачным если бы не травма Славы, но он не унывал и развлекался как мог). А в остальном, конечно, основные цели достигнуты: полетать в новых местах и освоить новые навыки. И в общем поездка выдалась насыщенной: проехали порядка 3.5 тысяч км, увидели новые места, узнали много интересного. За это расстояние пейзаж менялся много раз, была пустыня, море, большие города, реки, поля... И, конечно, незабываемые горы. И самое главное - все остались довольны.

Для себя я сделал много выводов из выезда (по поводу организации поездки и программы тренировки) и, конечно, получил полезный опыт. Всё же это мой первый выезд в роли инструктора. Труд это не простой, но мне нравится. Так что, думаю, на следующей год обязательно поедем еще!

Напоследок моё лицо, довольное выездом ))
Напоследок моё лицо, довольное выездом ))