Эта статья будет отличаться от моих обычных публикаций. Но, думаю, многим она будет интересна и полезна. Я расскажу о своем опыте почти 5-летней работы из дома. Поделюсь правилами, которые помогают мне работать дома продуктивно.
Я начала работать из дома ещё до того, как локдаун заставил многих прочувствовать все прелести удалённой работы. Слово “прелести” здесь используется в двойном значении, так как работа из дома имеет как свои плюсы, так и минусы.
Положительное и отрицательное
Начнём с плюсов:
- Время
Посчитайте, сколько вы тратите на дорогу в офис и обратно. Сюда же можно прибавить время, потраченное на болтовню с коллегами и совещания. Выходит примерно 3-4 часа в день.
А теперь представьте, что всё это время в вашем полном распоряжении – что вы будете с ним делать? Сфокусируетесь на приоритетных задачах и быстрее закроете проект? Потратите на более качественный отдых, начнёте учиться играть на гитаре или наконец-то <сюда вписать занятие, которое вы откладываете уже несколько лет>?
В любом случае, вы будете больше успевать по работе и у вас останется время на любимое хобби. Звучит прекрасно!
- Деньги.
Давайте опять считать. Из ежемесячных расходов вычитайте затраты на транспорт, бизнес-ланчи. Сокращайте расходы на бензин и одежду. Куда потратить сэкономленные деньги решать вам: быстрее закроете кредит, отложите на отпуск, начните инвестировать.
- Дистанция.
Немаловажный пункт в наше время. Вы меньше бываете в общественных местах и транспорте, а значит вероятность подцепить бациллу стремится к нулю.
- Свобода.
Работая из дома, вам не нужно придерживаться офисных правил, дресс-кода, графика работы. Если вы фрилансер, то вы сами планируете свой день и решаете, когда работать. Не нужно отпрашиваться по делам или в больницу, планировать отпуск за пол года. Вы сами распоряжаетесь своим временем.
- Вне системы.
Мой любимый пункт. Вам не придётся придерживаться общепринятому распорядку дня: утром на работу, вечером с работы, по пути домой забежать в магазин или сходить в фитнесс зал. Можно спланировать свой день, чтобы избежать пробок и очередей: в зал ходить в обед, когда меньше народа, в кинотеатр – на утренние сеансы и т. д.
Но не всё так прекрасно:
- Социальная деградация.
Работая из дома, живого общения, действительно, становится меньше. Учёные доказали, что переписка в мессенджерах не заменяет личного контакта с человеком. Поэтому многие на удалёнке ощущают резкую нехватку коммуникаций. У меня часто бывало, что за неделю я могла пообщаться только с мужем, кассиром в ближайшем магазине и котами...
- Малоподвижный образ жизни.
От кровати до рабочего стола расстояние небольшое. Поход на кухню за чаем и в ванну тоже не тратит много энергии. Поэтому, если не пересмотреть своё питание и не увеличить активность, вы точно наберёте несколько лишних кг.
- Отсутствие контроля.
Если вы всю жизнь работали в офисе, где контроль за твоей работой в какой-то степени присутствует в виде босса или коллег, то дома вам будет сложно даже начать работать.
Во-первых, в отсутствии наблюдателя, как обычно это бывало в офисе, мы открываем соц сети, занимаемся своими делами.
Во-вторых, дом ассоциируется с местом отдыха и очень сложно себя заставить что-то делать.
Многие работодатели говорят, что продуктивность сотрудников дома уменьшается и поэтому придумывают различные схемы для контроля над ними.
- Коммуникация.
Во времена месссенджеров и зума можно взаимодействовать с коллегами из разных стран, но сама коммуникация стала сложнее.
Некоторые ленятся подробно описать задачу. Или, наоборот, постоянные сообщения (голосовые 😡) в чате отвлекают от работы. А если вы живёте в разных часовых поясах, то можно легко получить срочные сообщения уже в кровати.
- Неподходящее рабочее пространств.
Сюда же: домашние, коты, вечно делающие ремонт соседи, добавить своё.
МОИ ПРАВИЛА
Я составила для себя список правил, которые делают работу из дома более комфортной и продуктивной. Возможно, какие-то пункты вам понравятся и вы их заберёте себе.
Первые 4 правила связаны с планированием. Неспроста этот пункт всегда присутствует в списках, типа “7 привычек успешных людей”. Без планирования жизнь любого работающего из дома превратилась бы в бесконечную череду завалов рабочими задачами, прокрастинации, выгораний… И уж точно не привела бы к успеху.
1. Одна жизнь – один таск-лист
Первое, что нужно сделать – решить, где вести список задач. Формат не важен – выбирайте, то что вам удобно: блокнот, приложение или таблица эксель. Главное, чтобы все задачи (и личные, и рабочие), встречи, напоминалки были записаны в одном месте, а не разбросаны по разным блокнотам. У нас одна жизнь, а значит и календарь должен быть один.
Все задачи я делю на несколько типов:
СОБЫТИЯ – привязаны к конкретному сроку и времени. Например, созвоны, визит к врачу и т. д.
ЗАДАЧИ – то, что нужно сделать сегодня, но не важно когда. Обычно это подзадачи, какой-то более крупной задачи или проекта.
НАПОМИНАНИЯ или ПРИВЫЧКИ – ежедневно повторяющиеся действия. Тренировки, отчёты и т. д.
Я испробовала много форматов, ежедневников, программ и приложений, но остановилась на онлайн-календарях. Раньше пользовалась google-календарём, сейчас перехожу на Yandex. В обоих календарях можно совместит все типы задач. При этом программа абсолютно бесплатна.
2. Ставь цели максимум на 3 недели
Бывает такое, что ты построишь планы на пол года вперёд, но тут ты неожиданно заболел или сломался компьютер и весь твой идеальный план-банан рушится.
Но и без планирования жизнь превращается в хаос. Ты вроде что-то делаешь, но к чему это приведет не понятно. Без конкретного направления можно долго блуждать и вообще не дойти до нужного пункта назначения.
Я прочитала много книг по тайм-менеджменту и целеполаганию, но ближе всего мне agile-система Екатерины Ленгольд. Я добавила свои нюансы и получилась вполне рабочая для МЕНЯ система планирования.
Суть системы в краткосрочном планировании. Мы ставим себе 3 цели на ближайшие 3 недели: базовая цель на поддержание физического и ментального здоровья (например, ежедневные зарядки или медитации, выравнивание режима сна), драйв-цель на развитие (допустим, писать каждый день по 1 посту в блог, перейти на следующий уровень в английском) и кайф-цель - то, от чего ты получаешь удовольствие (научиться играть пианино, собрать модель такнка и т. д.). Каждый день нужно делать хоть один маленький шажочек в достижении своей цели.
Таким образом я обычно ставлю личные цели и задачи по саморазвитию. Небольшими шажочками я прошла несколько курсов, завела блог, сделала свой сайт.
По рабочим проектам я составляю примерную стратегию на 2-3 месяца, но конкретный план действий так же расписан на ближайшие 2-3 недели.
3. Не хомячь и правильно оценивай своё время.
План лишь расставляет приоритеты и напоминает, что нужно сделать. Это не строгий график и режим, который необходимо беспрекословно соблюдать. Нужно всегда держать эту мысль в голове, иначе одна непоставленная галочка в списке задач может стать трагедией.
Иногда я с ватной головой сидела за компьютером, пока не закрою все задачи, запланированные на день.
Но с другой стороны. Если незакрытые задачи – постоянное проблема, то это явный признак, что ты неверно оцениваешь время на их выполнение. Не хомячь и не переоценивай себя. Закладывай буфер на день в 2-3 лишние помидорки (про систему помидора расскажу дальше) на непредвиденные задачи.
4. Планируй следующий день с вечера
Вечером я просматриваю текущий день, переношу невыполненные задачи на следующий. Смотрю, какие задачи запланированы на завтра.
Выделяю 2-3 приоритета – то, что буду делать в первую очередь
Здесь важно помнить, что у нас в сутках всего 24 часа, из которых 8 мы проводим в постели. Не нужно перегружать день. Если все запланированные таски будут выполнены, а у вас останется время и энергия, то можно взять задачу с другого дня, но лучше потратить оставшееся время на отдых
5. Фокусируйся на текущей задаче
Я не верю в многозадачность. Ты распыляешь своё внимание на несколько дел, но не доводишь до конца ни одно. Поэтому важно в моменте думать и фокусироваться только на текущем деле. Я просто иду по списку задач, который составила с вечера: сделала одну, перехожу на другую и так далее.
Что мне помогает мне фокусироваться:
- Система ПОМОДОРО – 25 минут работы над задачей, 5 минут отдыха.
- Выгрузка всех мыслей. Рядом всегда держу лист бумаги: все мысли и идеи сразу записываю - обдумаю их потом.
- Включаю в наушники музыку без слов или звуки природы/шум города и т. д., чтобы меня не отвлекали посторонние звуки.
6. Восстанавливай энергию
В обессиленном состоянии или в режиме выгорания, даже идеальный план не будет реализован. Чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать.
Я не эксперт в этом вопросе, но вкратце расскажу, как восстанавливаюсь я.
- Для восстановления физической энергии нужно высыпаться, заниматься спортом, правильно питаться.
Банально, но поверьте мне - это безумно важно и это работает. Твоя способность выполнять рабочие задачи, развиваться, учиться во многом зависит от того, в каком состоянии твой организм. Невыспавшийся усталый человек не способен покорить этот мир.
- Но бывает такое, что ты выспался, сыт, а вот делать ничего не хочется. в этом случае нужно найти источник энергии и мотивации. Для меня это обычно какая-то краткосрочная цель (поездка или желанная покупка).
- Восстановить энергию и отдохнуть также помогает хобби-антагонист, То есть занятие, которое полностью противоположно твоей основной работе. Допустим, я работаю за компьютером с цифрами . Рисование, танцы или пианино помогают мне переключиться и отдохнуть.
- Отличный источник энергии для меня – это общение с родными и любимыми. Дают чувство защищенности, осознание того, что ты не один, у тебя есть опора и поддержка.
Есть ещё икигай - энергия смысла. если честно, я ещё не нашла его, но надеюсь, что в скором времени он появится в моей жизни. это вечный двигатель, неиссякаемый источник энергии. если вы нашли свой икигай, то недостаток энергии вам не страшен.
7. Создавай комфортное рабочее пространство
Продуктивность во многом зависит от окружающей обстановки. Мои правила:
- Не важно, где ты работаешь, на кухне, за отдельным рабочим столом, на диване, на столе и вокруг тебя должен быть порядок. Перед началом рабочего дня я всегда прибираюсь, проветриваю комнату.
- Не работай в пижаме. Поработать в кровати приятно, но смываются границы между рабочим и личным временем.
Проснулся, позавтракал, переоделся – всё ты работаешь. Вечером такая граница для меня - это планирование завтрашнего дня: вычеркнула сделанные задачи, составила таск-лист на завтра – началось время заслуженного отдыха. В рабочие чаты не заглядываю, заказчикам не отвечаю.
Моё рабочее место
- Пространство должно помогать фокусироваться на важном, поэтому я люблю пробковую доску. На ней висит трекер привычек, приоритетные задачи, открытки и фото из последних поездок (приятные воспоминания).
- Время от времени работаю в коворкинге или кафе, чтобы сменить обстановку.
8. Расставляй границы
Один из последних, но не менее важных пунктов. Опять же очень важен для разделения личного и рабочего времени.
- Чтобы не получать "срочные" сообщения от заказчика в 11 вечера и на выходные, я стараюсь заранее обговорить формат и время коммуникации.
- Также стараюсь на первом созвоне обсудить максимальное количество вопросов, чтобы потом работать без отвлечений. Этот пункт подходит для специалистов. Понимаю, что менеджерская работа связана с постоянной коммуникацией, но тем не менее сведите к минимуму уточняющие моменты, чтобы коллеги поработали спокойно.
9. Рефлексируй
Скептически отношусь к различным психологическим практикам, но рефлексия в конце дня стала отличным его завершением. Перед сном за чашкой травяного чая и приятную музыку я отвечаю на 3 вопроса (можно письменно, можно устно, в голове):
- за что я сегодня благодарна?
- какие достижения были сегодня?
- на чём буду фокусироваться завтра?
Этот ритуал занимает всего 5-10 минут, но помогает собрать мысли, успокоиться, вспомнив приятные моменты, навести фокус на завтрашний день.
В этой практике важно концентрироваться на положительных моментах, так как способность замечать негатив наш мозг обучать не нужно - он сам его найдёт).
Надеюсь, что мои правила помогут и вам кайфануть от работы дома.
Делитесь своими правилами и ритуалами в комментариях)