Найти тему
ASOшник 2.0

Как работать из дома и не сойти сума (опыт фрилансера)

Эта статья будет отличаться от моих обычных публикаций. Но, думаю, многим она будет интересна и полезна. Я расскажу о своем опыте почти 5-летней работы из дома. Поделюсь правилами, которые помогают мне работать дома продуктивно.

Я начала работать из дома ещё до того, как локдаун заставил многих прочувствовать все прелести удалённой работы. Слово “прелести” здесь используется в двойном значении, так как работа из дома имеет как свои плюсы, так и минусы.

Положительное и отрицательное

Начнём с плюсов:

  • Время

Посчитайте, сколько вы тратите на дорогу в офис и обратно. Сюда же можно прибавить время, потраченное на болтовню с коллегами и совещания. Выходит примерно 3-4 часа в день.

А теперь представьте, что всё это время в вашем полном распоряжении – что вы будете с ним делать? Сфокусируетесь на приоритетных задачах и быстрее закроете проект? Потратите на более качественный отдых, начнёте учиться играть на гитаре или наконец-то <сюда вписать занятие, которое вы откладываете уже несколько лет>?

В любом случае, вы будете больше успевать по работе и у вас останется время на любимое хобби. Звучит прекрасно!

  • Деньги.

Давайте опять считать. Из ежемесячных расходов вычитайте затраты на транспорт, бизнес-ланчи. Сокращайте расходы на бензин и одежду. Куда потратить сэкономленные деньги решать вам: быстрее закроете кредит, отложите на отпуск, начните инвестировать.

-2
  • Дистанция.

Немаловажный пункт в наше время. Вы меньше бываете в общественных местах и транспорте, а значит вероятность подцепить бациллу стремится к нулю.

  • Свобода.

Работая из дома, вам не нужно придерживаться офисных правил, дресс-кода, графика работы. Если вы фрилансер, то вы сами планируете свой день и решаете, когда работать. Не нужно отпрашиваться по делам или в больницу, планировать отпуск за пол года. Вы сами распоряжаетесь своим временем.

  • Вне системы.

Мой любимый пункт. Вам не придётся придерживаться общепринятому распорядку дня: утром на работу, вечером с работы, по пути домой забежать в магазин или сходить в фитнесс зал. Можно спланировать свой день, чтобы избежать пробок и очередей: в зал ходить в обед, когда меньше народа, в кинотеатр – на утренние сеансы и т. д.

Но не всё так прекрасно:

  • Социальная деградация.

Работая из дома, живого общения, действительно, становится меньше. Учёные доказали, что переписка в мессенджерах не заменяет личного контакта с человеком. Поэтому многие на удалёнке ощущают резкую нехватку коммуникаций. У меня часто бывало, что за неделю я могла пообщаться только с мужем, кассиром в ближайшем магазине и котами...

-3
  • Малоподвижный образ жизни.

От кровати до рабочего стола расстояние небольшое. Поход на кухню за чаем и в ванну тоже не тратит много энергии. Поэтому, если не пересмотреть своё питание и не увеличить активность, вы точно наберёте несколько лишних кг.

-4
  • Отсутствие контроля.

Если вы всю жизнь работали в офисе, где контроль за твоей работой в какой-то степени присутствует в виде босса или коллег, то дома вам будет сложно даже начать работать.

Во-первых, в отсутствии наблюдателя, как обычно это бывало в офисе, мы открываем соц сети, занимаемся своими делами.

Во-вторых, дом ассоциируется с местом отдыха и очень сложно себя заставить что-то делать.

Многие работодатели говорят, что продуктивность сотрудников дома уменьшается и поэтому придумывают различные схемы для контроля над ними.

  • Коммуникация.

Во времена месссенджеров и зума можно взаимодействовать с коллегами из разных стран, но сама коммуникация стала сложнее.

Некоторые ленятся подробно описать задачу. Или, наоборот, постоянные сообщения (голосовые 😡) в чате отвлекают от работы. А если вы живёте в разных часовых поясах, то можно легко получить срочные сообщения уже в кровати.

  • Неподходящее рабочее пространств.

Сюда же: домашние, коты, вечно делающие ремонт соседи, добавить своё.

МОИ ПРАВИЛА

Я составила для себя список правил, которые делают работу из дома более комфортной и продуктивной. Возможно, какие-то пункты вам понравятся и вы их заберёте себе.

Первые 4 правила связаны с планированием. Неспроста этот пункт всегда присутствует в списках, типа “7 привычек успешных людей”. Без планирования жизнь любого работающего из дома превратилась бы в бесконечную череду завалов рабочими задачами, прокрастинации, выгораний… И уж точно не привела бы к успеху.

1. Одна жизнь – один таск-лист

Первое, что нужно сделать – решить, где вести список задач. Формат не важен – выбирайте, то что вам удобно: блокнот, приложение или таблица эксель. Главное, чтобы все задачи (и личные, и рабочие), встречи, напоминалки были записаны в одном месте, а не разбросаны по разным блокнотам. У нас одна жизнь, а значит и календарь должен быть один.

Все задачи я делю на несколько типов:
СОБЫТИЯ – привязаны к конкретному сроку и времени. Например, созвоны, визит к врачу и т. д.
ЗАДАЧИ – то, что нужно сделать сегодня, но не важно когда. Обычно это подзадачи, какой-то более крупной задачи или проекта.
НАПОМИНАНИЯ или ПРИВЫЧКИ – ежедневно повторяющиеся действия. Тренировки, отчёты и т. д.

Я испробовала много форматов, ежедневников, программ и приложений, но остановилась на онлайн-календарях. Раньше пользовалась google-календарём, сейчас перехожу на Yandex. В обоих календарях можно совместит все типы задач. При этом программа абсолютно бесплатна.

Yandex-календарь
Yandex-календарь

2. Ставь цели максимум на 3 недели

Бывает такое, что ты построишь планы на пол года вперёд, но тут ты неожиданно заболел или сломался компьютер и весь твой идеальный план-банан рушится.

Но и без планирования жизнь превращается в хаос. Ты вроде что-то делаешь, но к чему это приведет не понятно. Без конкретного направления можно долго блуждать и вообще не дойти до нужного пункта назначения.

Я прочитала много книг по тайм-менеджменту и целеполаганию, но ближе всего мне agile-система Екатерины Ленгольд. Я добавила свои нюансы и получилась вполне рабочая для МЕНЯ система планирования.

Суть системы в краткосрочном планировании. Мы ставим себе 3 цели на ближайшие 3 недели: базовая цель на поддержание физического и ментального здоровья (например, ежедневные зарядки или медитации, выравнивание режима сна), драйв-цель на развитие (допустим, писать каждый день по 1 посту в блог, перейти на следующий уровень в английском) и кайф-цель - то, от чего ты получаешь удовольствие (научиться играть пианино, собрать модель такнка и т. д.). Каждый день нужно делать хоть один маленький шажочек в достижении своей цели.

-6

Таким образом я обычно ставлю личные цели и задачи по саморазвитию. Небольшими шажочками я прошла несколько курсов, завела блог, сделала свой сайт.

По рабочим проектам я составляю примерную стратегию на 2-3 месяца, но конкретный план действий так же расписан на ближайшие 2-3 недели.

3. Не хомячь и правильно оценивай своё время.

План лишь расставляет приоритеты и напоминает, что нужно сделать. Это не строгий график и режим, который необходимо беспрекословно соблюдать. Нужно всегда держать эту мысль в голове, иначе одна непоставленная галочка в списке задач может стать трагедией.

Иногда я с ватной головой сидела за компьютером, пока не закрою все задачи, запланированные на день.

Но с другой стороны. Если незакрытые задачи – постоянное проблема, то это явный признак, что ты неверно оцениваешь время на их выполнение. Не хомячь и не переоценивай себя. Закладывай буфер на день в 2-3 лишние помидорки (про систему помидора расскажу дальше) на непредвиденные задачи.

4. Планируй следующий день с вечера

Вечером я просматриваю текущий день, переношу невыполненные задачи на следующий. Смотрю, какие задачи запланированы на завтра.
Выделяю 2-3 приоритета – то, что буду делать в первую очередь
Здесь важно помнить, что у нас в сутках всего 24 часа, из которых 8 мы проводим в постели. Не нужно перегружать день. Если все запланированные таски будут выполнены, а у вас останется время и энергия, то можно взять задачу с другого дня, но лучше потратить оставшееся время на отдых

5. Фокусируйся на текущей задаче

Я не верю в многозадачность. Ты распыляешь своё внимание на несколько дел, но не доводишь до конца ни одно. Поэтому важно в моменте думать и фокусироваться только на текущем деле. Я просто иду по списку задач, который составила с вечера: сделала одну, перехожу на другую и так далее.

Что мне помогает мне фокусироваться:

  • Система ПОМОДОРО – 25 минут работы над задачей, 5 минут отдыха.
Техника ПОМОДОРО
Техника ПОМОДОРО

6. Восстанавливай энергию

В обессиленном состоянии или в режиме выгорания, даже идеальный план не будет реализован. Чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать.

Я не эксперт в этом вопросе, но вкратце расскажу, как восстанавливаюсь я.

  • Для восстановления физической энергии нужно высыпаться, заниматься спортом, правильно питаться.

Банально, но поверьте мне - это безумно важно и это работает. Твоя способность выполнять рабочие задачи, развиваться, учиться во многом зависит от того, в каком состоянии твой организм. Невыспавшийся усталый человек не способен покорить этот мир.

  • Но бывает такое, что ты выспался, сыт, а вот делать ничего не хочется. в этом случае нужно найти источник энергии и мотивации. Для меня это обычно какая-то краткосрочная цель (поездка или желанная покупка).
  • Восстановить энергию и отдохнуть также помогает хобби-антагонист, То есть занятие, которое полностью противоположно твоей основной работе. Допустим, я работаю за компьютером с цифрами . Рисование, танцы или пианино помогают мне переключиться и отдохнуть.
  • Отличный источник энергии для меня – это общение с родными и любимыми. Дают чувство защищенности, осознание того, что ты не один, у тебя есть опора и поддержка.
Есть ещё икигай - энергия смысла. если честно, я ещё не нашла его, но надеюсь, что в скором времени он появится в моей жизни. это вечный двигатель, неиссякаемый источник энергии. если вы нашли свой икигай, то недостаток энергии вам не страшен.
-8

7. Создавай комфортное рабочее пространство

Продуктивность во многом зависит от окружающей обстановки. Мои правила:

  • Не важно, где ты работаешь, на кухне, за отдельным рабочим столом, на диване, на столе и вокруг тебя должен быть порядок. Перед началом рабочего дня я всегда прибираюсь, проветриваю комнату.
  • Не работай в пижаме. Поработать в кровати приятно, но смываются границы между рабочим и личным временем.

Проснулся, позавтракал, переоделся – всё ты работаешь. Вечером такая граница для меня - это планирование завтрашнего дня: вычеркнула сделанные задачи, составила таск-лист на завтра – началось время заслуженного отдыха. В рабочие чаты не заглядываю, заказчикам не отвечаю.

-9

Моё рабочее место

  • Пространство должно помогать фокусироваться на важном, поэтому я люблю пробковую доску. На ней висит трекер привычек, приоритетные задачи, открытки и фото из последних поездок (приятные воспоминания).
  • Время от времени работаю в коворкинге или кафе, чтобы сменить обстановку.

8. Расставляй границы

Один из последних, но не менее важных пунктов. Опять же очень важен для разделения личного и рабочего времени.

  • Чтобы не получать "срочные" сообщения от заказчика в 11 вечера и на выходные, я стараюсь заранее обговорить формат и время коммуникации.
-10
  • Также стараюсь на первом созвоне обсудить максимальное количество вопросов, чтобы потом работать без отвлечений. Этот пункт подходит для специалистов. Понимаю, что менеджерская работа связана с постоянной коммуникацией, но тем не менее сведите к минимуму уточняющие моменты, чтобы коллеги поработали спокойно.

9. Рефлексируй

Скептически отношусь к различным психологическим практикам, но рефлексия в конце дня стала отличным его завершением. Перед сном за чашкой травяного чая и приятную музыку я отвечаю на 3 вопроса (можно письменно, можно устно, в голове):

  • за что я сегодня благодарна?
  • какие достижения были сегодня?
  • на чём буду фокусироваться завтра?

Этот ритуал занимает всего 5-10 минут, но помогает собрать мысли, успокоиться, вспомнив приятные моменты, навести фокус на завтрашний день.

В этой практике важно концентрироваться на положительных моментах, так как способность замечать негатив наш мозг обучать не нужно - он сам его найдёт).

-11

Надеюсь, что мои правила помогут и вам кайфануть от работы дома.

Делитесь своими правилами и ритуалами в комментариях)