В октябре 2003 года в квартире жителя Новосибирска Сергея Абрамова раздался телефонный звонок из районного центра Татарск. Абонент представился работником местной железнодорожной станции и попросил позвать к телефону своего коллегу Виктора Ганжура, который приходился Абрамову двоюродным братом. С первых же секунд разговора Сергей почувствовал тревогу. Совсем недавно, находясь в течение двух недель в служебной командировке в Новосибирске, Виктор жил у него. А пять дней назад отправился к себе в Татарск.
Это заключительная часть истории уголовного дела о пропаже мужчин средь бела дня. Советуем начать с первой, чтобы быть в курсе всех подробностей этого запутанного дела: *ссылка на первую часть*
Экспертиза бутылки принесла немалые плоды
План сыщиков рухнул, не успев клюнуть. Преступники сорвались с крючка и, вероятно, легли на дно. Последняя надежда оставалась на экспертов криминалистов. Их попросили в срочном порядке исследовать осколки бутылки, разбитой об оперативника. А заодно провести анализ остатков пива из сохранившегося донышка, раз уж у Руднева наступил внезапный провал.
Результаты исследований превзошли все ожидания. В остатках пива эксперты обнаружили следы сильнодействующего психотропного препарата – того самого, что находился и в крови Маргариты Клостер. А на осколках разбитой бутылки – отпечатки пальцев двух девиц. Чекалиной и Шелковниковой, которых недавно допрашивали по этому делу.
Таким образом, нападение на Клостер и Руднева связались между собой присутствием одних и тех же девиц и психотропным препаратом.
Задержание девиц
Одновременно эпизод с оперативником очень походил на исчезновение пассажиров вокзала. Человека напоили, вывезли в глухое место, ограбили и бросили.
Возможно, многие потерпевшие не смогли вернуться именно из-за воздействия препарата. Догадки сыщиков подтвердили медики.
«Принятие препарата со спиртным усугубляло ситуацию. Человек хуже себя контролировал», – медицинский эксперт.
Чекалину и Шелковникову решили немедленно задержать. В дом 70 по улице Красный проспект, где они снимали квартиру, выдвинулась группа захвата. Ворвавшись в квартиру, оперативники застали там только одну подозреваемую – Чекалину, наспех пакующую вещи. Вторая, Шелковникова, уже скрылась в неизвестном направлении.
Признание задержанной
В квартире произвели обыск и нашли несколько стандартных упаковок препарата, обнаруженного в Клостер и Рудневе. Чекалиной тут же предложили объяснить, как этот препарат появился в квартире, а также попросили прокомментировать наличие ее отпечатков пальцев на бутылке, разбитой об оперативника. Под давлением улик подозреваемая дала признательные показания.
«Чекалина не отрицала тот факт, что действительно они причастны. Рассказала все в подробностях в присутствии адвоката» – следователь
Чекалина призналась в нападениях и на Клостер, и на оперативника, и на мужчин-пассажиров вокзала Новосибирск-Главный.
Криминальная афера
По словам девушки, она и ее подруга Шелковникова действовали не самостоятельно, а под чутким руководством своего земляка Юрия Петрова.
Все втроем они были родом из Тогучинского района Новосибирской области. Петров одно время преподавал у девушки физкультуру.
После окончания школы Чекалина и Шелковникова сразу перебрались в Новосибирск, поближе к красивой и манящий жизни большого города. Здесь судьба вновь свела бывшего учителя и его учениц.
Петров тоже искал в Новосибирске лучшей жизни. Случайно столкнувшись на привокзальной площади, односельчане решили дальше держаться вместе. Петров поселил девушек в квартире, которую снимал, и сразу же предложил способ заработка.
«Он мне объяснил, что я должна была встретить мужчину, немного выпившего, с деньгами, подойти к нему под видом ночной бабочки» – подозреваемая Ольга Чекалина.
По замыслу Петрова, девушки должны были знакомиться с обеспеченно выглядящими и желательно выпившими пассажирами и раскручивать их на любовь за деньги. Если кто-то соглашался, вести его на квартиру, где якобы и будут оказаны пикантные услуги. Предполагалась, что в ходе разговора или по дороге мнимые ночные бабочки угостят клиента заранее подготовленным пивом. Либо незаметно подмешают психотропный препарат в алкоголь, купленный им самим.
Какая же продажная любовь без спиртного. После этого, как жертва отключится, ее планировалось доставлять в глухое место, грабить и оставлять. Ключевым моментов преступления являлось то, что препарат, который Петров предполагал использовать, выводился из организма жертвы еще до того, как та замерзает. Таким образом, трагедия в глазах окружающих должна была выглядеть как несчастный случай.
Лидер подался в бега
По началу Чекалина и Шелковникова очень настороженно отнеслись к такому деловому предложению, но потом согласились. Слишком уж притягательной казалась красивая жизнь, заработать на которую законным образом им и не снилось. Да и Петров, раскрывший перед бывшими ученицами свои карты, настойчиво просил их от партнерства с ним не отказываться.
«Он мне сказал, что… ты, конечно, можешь уйти, но в жизни встречается очень много темных уголочков», – подозреваемая Ольга Чекалина.
Сразу же, как только Чекалина назвала имя лидера группировки Юрия Петрова, сыщики бросили все силы на его розыск и задержание. Однако Петров, понимавший, что уже может быть под колпаком, ударился в бега. В квартиру на Красном проспекте он уже не вернулся, на привокзальной площади не появился. Чтобы установить местонахождение подозреваемого, оперативники подняли на ноги всю свою агентуру.
«Они нам дали места, где может появляться Петров. Мы выставили группы», – оперативник.
Однако опытный, как сразу поняли сыщики, и осторожный лидер исчез без следа, прямо как исчезали жертвы его банды. Оперативники уже стали опасаться, что задержать Юрия Петрова, по крайней мере, в ближайшее время, вряд ли удастся. Он мог затаиться, лечь на дно, уехать в другой регион. В срочном порядке были разосланы ориентировки на Петрова, а заодно и на Шелковникову, в Тогучинский район – родину подозреваемых, а также в соседние Кемеровскую область, на Алтай, в Красноярский край.
Ответ, который пришел вскоре от коллег из Красноярска, удовлетворил Новосибирских сыщиков по крайне мере наполовину. Выйти на след Петрова местным милиционерам не удалось. Зато они задержали Шелковникову. После этапирования в Новосибирск последняя по примеру своей подельницы Чекалиной стала активно сотрудничать со следствием.
Липовые таксисты
Она дала информацию по еще одному члену их шайки.
«Выяснилось, что еще есть один человек по фамилии Хапугин. Он являлся таксистом, занимался частным развозом», – оперативник.
По утверждениям Чекалиной и Шелковниковой, в функции Сергея Хапугина входила транспортировка любителей продажной любви от вокзала и до места их ограбления. Именно его автомобиль вызывали девушки, когда клиент созрел для поездки в номер. Оперативники выяснили, что Новосибирец Хапугин в качестве таксиста последнее время работал на небольшом частном предприятии. В его распоряжение был предоставлен автомобиль ВАЗ 2110 с последующим правом выкупа.
И уже несколько дней десятку Хапугина никто из его коллег-таксистов на привокзальной площади не видел.
«Рядом с Хапугиным был его сменщик Жукович. Один другому сдавал смену на этом же автомобиле», – следователь
Сергея Хапугина, Николая Жуковича и их автомобиль с государственным номерным знаком «м092ре» объявили в розыск. Сыщики предполагали, что подозреваемые затаятся, но уже на следующий день поняли, что переоценили конспираторские способности таксистов-сообщников.
Кража детей
Ранним утром новосибирская дорожно-патрульная служба была поднята для проведения операции перехват. Поводом послужил звонок в дежурную часть ГУВД от жителя пригородного поселка «Юный Ленинец» Николая Никитина. Он сообщил, что неизвестными на Жигулях десятой модели похищены двое несовершеннолетних детей его друга Камилжана, гражданина Кыргызстана. Камилжан вместе с детьми только что приехал в Новосибирск на утреннем поезде, имел неосторожность сесть на вокзале в первое попавшееся такси.
Двое бомбил предложили довести семейство до поселка в 25-ти километрах от города за весьма скромные вознаграждение всего – 150 рублей. Наивный гость из Кыргызстана, разумеется, согласился. Но, доехав до места назначения, таксист огласил совсем иную сумму – около 4 тысяч. По их версии, 150 рублей – это была стоимость проезда за один километр пути. У Камилжана столько при себе не оказалось, и бомбилы дали ему всего 10 минут, чтобы найти деньги.
Камилжан добежал до дома своего друга Никитина и рассказал, что попал в беду, и его детей с минуты на минуту могли увезти и отдать, как угрожали вымогатели, в публичный дом. Никитин тут же позвонил в милицию и поднял односельчан. Через пару минут наперерез такси выдвинулись бензовоз и трактор. Жители поселка намеревались перекрыть преступникам путь к отступлению. Однако легковому автомобилю удалось выскользнуть буквально из под ковша трактора. Десятка помчалась по направлению в Новосибирск.
Задержание главаря
Экипажем ДПС, задействованным в операции перехват, удалось сесть на хвост машины уже в городе. Когда сотрудники ГАИ взяли автомобиль в коробочку и остановили его, детей в салоне уже не было. Как выяснилось, их высадили на трассе неподалеку от поселка «Юный Ленинец».
Зато из машины вывели уже не двоих, как значилось в ориентировки, а троих взрослых. Это были числящиеся в розыске Сергей Хапугин, Николай Жукович и Юрий Петров.
«Привезли их в отдел. Петрова стали досматривать. Достали у него таблетки», – оперативник.
Вся банда, а заодно и улики – несколько упаковок сильнодействующего психотропного препарата – были в сборе. Сыщики успели взять Петрова в самый последний момент. Хапугин и Жукович, возвращаясь с очередного криминального промысла, подсадили Петрова в машину, где должны были передать ему деньги, с которыми лидер группировки собирался сесть на поезд и уехать в Европейскую часть страны. Однако планы преступников сорвались: и денег не добыли, и в милицию загремели.
Как действовали бандиты
Наибольший интерес для следствия представлял, разумеется, Юрий Петров. 34-летний мужчина немалую часть своей жизни уже провел в местах лишения свободы, был неоднократно осужден за кражи. В конце лета 2003 года Петрову представился очередной шанс начать жизнь с чистого листа.
«Петров вышел из мест лишения свободы. Его здесь никто не ждал. Поэтому, наверное, сказать, что вот у него оставался только один выход – заниматься совершением преступлений, это неправильно. Тот, кто хочет, тот находит, чем заняться», – судья.
Попробовал Петров начал подрабатывать грузчиком на Железнодорожном вокзале Новосибирск-Главный. Но как-то не заладилось: денег на жизнь не хватало, и опять потянуло на уголовщину. Однако банальные кражи Петрова уже не интересовали. В местах лишения свободы он почерпнул иные познания в криминальной сфере. Например, узнал о нестандартном использование сильнодействующих психотропных препаратов, изначально предназначенных для лечения нервных расстройств.
Криминальный секрет этих препаратов заключался в том, что при одновременном употребление даже с небольшим количеством алкоголя они действовали как сильнейшее снотворное. Причем действовали мгновенно. Замысел родился сам: найти жертву, напоить ее и обобрать до нитки. А случайная встреча Петрова со своими бывшими ученицами Чекалиной и Шелковниковой помогла воплощению этого плана в жизнь. Петров сразу смекнул, что девочки будут хорошей наживкой для подвыпивших любителей ночных забав. Остальное – дело техники. Клиентов решили искать на вокзале Новосибирск-Главный, где всегда было много приезжих и транзитников, коротающих время за бутылкой пива.
Машина всегда была своя. Такси под управлением приятелей Петрова, Хапугина и Жуковича. В нужный момент их вызвали по мобильному, и когда девушки с клиентом выходили на заранее оговоренную точку, к ним сразу же подруливало якобы случайное такси. При любых обстоятельствах клиента сажали только в свой автомобиль.
«На пути следования вывозили за город или на берег реки Оби, и если он не просыпался, его оставляли в таком состоянии», – следователь.
На случай, если жертва вдруг начинала приходить в себя, у сообщников был четко согласованный план – применяли силу. Вот почему у многих пассажиров впоследствии обнаруживались ссадины. Так, после знакомства с девушками у привокзального киоска вывезли в глухое место Каира Болталаева.
Жертвы ОПГ
По приказу лидера группировки Петрова, его подручные Хапугин, Жукович и Чекалина наложили руки на свою жертву до беспамятство, раздели и оставили замерзать. И так почти с каждым потерпевшим.
17-летняя Маргарита Клостер попала в сети группировки Петрова по роковому стечению обстоятельств. После того, как ее приняли на курсы проводников, оставалось еще несколько дней до начала учебы и заселения в общежитие. Девушки негде было жить, и, случайно познакомившись с Чекалиной и Шелковниковой, она попала в квартиру на Красном проспекте.
Петров предложил новенькой участвовать в их бизнесе, а получив отказ, решил избавиться от девушки. В тот же день в процессе небольшого застолья в пиво Маргарите подбросили таблетку, и когда она начала засыпать, погрузили в такси Хапугина. Однако то ли доза оказалась мала, то ли молодой организм, но почему-то препарат подействовал слабее, чем обычно.
«Когда мы вытащили ее из машины, Рита и здесь продолжала нас материть, и мы начали от нее избавляться», – подозреваемая Ольга Чекалина.
Приговор суда
Если на допросах Чекалина и Шелковникова подробно рассказывали обо всех, в том числе и неизвестных следствию эпизодах, то Петров, что называется, ушел в глухую оборону. И, несмотря на показания сообщниц, категорически не признавал, что жертв они оставляли на верную кончину.
«По делу я не согласен с самой постановкой тех преступлений, которые мне вменили», – Петров.
Банду Петрова в суде признали организованной преступной группой. Государственному обвинению удалось доказать 4 тела, ряд разбоев и грабежей. Еще около десятка трагедий. Несмотря на откровения, некоторых подсудимых следователи оставили, что называется, за кадром из-за нехватки доказательной базы.
Приговором Новосибирского областного суда всем члена банды были назначены сроки от 6 до 19 лет лишения свободы. Лидер группировки Петров проведет за решеткой ровно два десятилетия.
У нас есть еще несколько уголовных дел, статьи про которые совсем скоро выйдут на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!