Использование в боях совсем не новой техники не являлось и не является из ряда вон выходящим событием и не факт, что обязательно приводит к отрицательным результатам. С военной авиацией, передовым рубежом развития средств по истреблению себе подобных, немножко сложнее, но тем не менее. Герой повествования, Boeing P-26, самолет именно из этой когорты "стариков-разбойников", успел принять участие в боях с одним и тем же противником будучи как вполне современным для ТВД истребителем, так и "летающим анахронизмом".
Истребитель, создаваемый в начале 30-х для замены предшественника, Boeing P-12, по праву можно было назвать “кризисным»: в Штатах свирепствовала Великая депрессия. Поэтому Боинг проектировал и строил самолет на свои, кровные: заказчик только предоставлял двигатель и необходимое оборудование, включая радио и приборное. В случае успеха, самолет выкупался государством и заказывалась серия.
У Боинга все получилось, самолет, Boeing Model 266, опередил конкурента Curtiss XP-31 и был принят на вооружение как Boeing P-26A. В начале 1933-го года была заказана серия из 111-ти машин, причем заказ был выполнен уже в 1934-ом году. Расчалочный цельнометаллической моноплан с неубираемым шасси в «штанишках» и открытой кабиной, при двигателе Pratt@Whitney R-1340-27 «Wasp» в 600 л.с., со своими 377 км/ч стал самым быстрым американским истребителем. Вооружение было стандартным, два «Браунинга» винтовочного калибра. Несомненным плюсом было наличие радиостанции, проблему высокой посадочной скорости частично решили введением закрылков, а проблему отвратительного обзора на взлете-посадке не решили никак. Неофициальное название, данное пилотами самолетику, “Peashooter”, имеет много значений, но в данном случае видимо имеется ввиду «гороховый стрелок» - длинные трубки-пламегасители на стволах пулеметов напоминали соответствующее детское «оружие». Кто такой «гороховый стрелок», технология применения и путь к успеху отлично показаны в триллере "Лопата Судьбы для деда", он же, советский мультфильм «Рыжий, рыжий, конопатый» 1971-го года:
В 1935 году были дозаказаны 25 новых машин, последняя из которых поступила в начале 36-го года. Двадцать три новых «Пишутера», P-26C, и часть старых P-26A ремоторизацией были доведены до модификации Boeing P-26B (Model 266A). Двигатель R-1340-33 с непосредственным впрыском летные данные толком не улучшил, но важнее была замена на части машин одного пулемета на крупнокалиберный «Browning» M2. Самолетики попали на вооружение аж восьми "Групп перехватчиков"(Pursuit Group) и формально оставались на вооружении некоторых аж до середины 1942 года, это при том, что уже в 36-ом вполне себе были "честолюбивые дублеры", новое поколение, Seversky P-35 и Curtiss P-36.
С традиционными для того времени экспортными заказами у Боинга не задалось, хотя и была специальная экспортная версия, Boeing Model 281 - обычный P-26A, изначально комплектуемый двигателем Pratt@Whitney R-1340-33, но лишенный радиостанции. Поставка одного прототипа в Испанию и семи стареньких P-26A в 42-ом году в Гватемалу -так себе экспортный успех: единственным реальным покупателем выступил «Китай», куда было поставлено одиннадцать машин. Слово «Китай» взято в кавычки неспроста.
«Рекламный образец», он же прототип «Боинга 281», доставленный в Китай на смотрины, был очень «удачно» разбит на глазах потенциального заказчика во время демонстрационного полета 27-го ноября 1934 года. Пилот, Е. Дорси, погиб. После казуса, интерес официальных Китайских представителей к самолету куда-то улетучился. Но был нюанс. Кроме «официальных» представителей были и «альтернативные». В 1935-ом году десять «Боингов 281» были приобретены… для ВВС провинции Гуандун, причем деньги предоставила китайская диаспора в США, т.н. «хуацяо».
История Китая двадцатого века - штука сложная и путанная, но если коротенько, то решили как-то, в 1911-ом году, люди со светлыми лицами покончить со злoчиннoй влaдoй малолетнего императора Пу И. Сказано-сделано. «Светоликие», получившие наименование «милитаристы», были людьми занятыми, серьезными, при погонах и с амбициями. В общем началось традиционное выяснение отношений или, по-другому, гражданская война длительностью в четверть века (после окончания Второй Мировой все продолжилось, но это совсем другая история). По хорошей традиции, «коллективный запад» (или «райский сад», в современной интерпретации) в китайских «джунглях» стоял на позициях исключительно «добра», тайно и явно помогая всем, кому не лень, включая «сепаров» и «агрессоров» (японцев).
Возвращаясь к нашему герою, то гуандунские «Боинги», вернулись в 1936 году в родную гавань, к центральному правительству Чан Кайши (к слову, точно такому же «милитаристу»), вполне мирным путем: военное командование провинции банально перекупили.
Тот факт, что обычным явлением в стране было то, что покупалось и продавалось абсолютно все, включая «преданность», должности и звания, самым пагубным образом сказывался и на боеготовности тех-же ВВС. О чудесатых чудесах в кадровой политике и подготовке китайских ВВС не сговариваясь вспоминают и американские «ихтамнеты» (Шенно), и наши.
"Нежданное приобретение", Боинги, свели в 17-ю эскадрилью 3-ей группы, имевшей на вооружении в двух других эскадрильях американские Curtiss Hawk II и итальянские Fiat CR.32 - еще один феномен ВВС Гоминьдана, закупавших "авиа-паноптикум" по всему миру. Как это все великолепие обслуживать, никто не думал.
В грянувшей в июле 37-го года войне с Японией, эскадрилья, базировавшаяся около столицы, Нанкина, приняла живейшее участие. Если убрать героическую патетику, свойственную китайской историографии, вернее ее тайваньской ветви, то успехи мягко говоря не впечатляли. За три месяца боев совсем не бешеной интенсивности, с середины августа 37-го по середину октября, когда упоминания о Боингах пропадают из «летописей», было заявлено о тринадцати победах, включая одну групповую, причем противной стороной подтверждаются только три, однозначно привязанных к двум пилотам Боингов, ранее упомянутым «американским» китайцам. Пара Mitsubishi G3M (16-го августа) и один Mitsubishi A5M (12-го октября). Если ну очень захотеть, можно конечно притянуть дополнительные три «победы» 15-го августа 37-го, когда из четырнадцати заявок китайцев подтверждались только четыре, правда из двадцати шести «истребителей-соискателей» только восемь были пилотами Боингов.
Если резюмировать, китайские пилоты сравнительно успешно могли бороться только с бомбардировщиками, идущими без прикрытия, остальное мимо. Сопровождать своих не умели, в групповые бои не умели, с вражескими истребителями, за исключением нескольких случаев, тоже было все плохо, вплоть до запрета вступать в воздушные схватки. Ничего хорошего не получалось не только во время встреч с продвинутыми Mitsubishi A5M, но и со «старичками», Nakajima A2N и A4N, причем в большинстве известных сражений численного превосходства у японцев не было. Тылы тоже подкачали: не могли ни ремонтировать поврежденные машины, ни поддерживать в боеспособном состоянии формально целые.
Справедливости ради, точно такая же не веселая картина наблюдалась по всем типам истребителей, вне зависимости от летных данных. Да и бомбардировщиков. За военной помощью к СССР, а позднее к США обратились не просто так.
В общем, к середине октября 37-го, с потерей в воздушных боях восьми Боингов, история китайских «гороховых стрелков» и закончилась.
Если во время китайской эпопеи Боинг был если не лучшим, то вполне конкурентоспособным воздушным бойцом сил добра, то к 41-му году – уже бодрым стариканом, который с удивлением узнал, что пенсию перенесли, где-то года на четыре. Наличие к декабрю 41-го P-26 в формально строевых подразделениях USAAC на Тихом Океане не должно вводить в заблуждение, никто в боевых условиях их использовать не собирался, в лучшем случае учебные и курьерские цели. Так что уничтожив 07.12.41 в Перл-Харборе на земле, на авиабазе Уиллер, шесть из двенадцати "Пишутеров", японцы много не выгадали.
Несколько иначе сложилось на Филиппинах. В июле 41-го, в рамкам благотворительной программы «возьми боже, что мне негоже», четырнадцать P-26A были переданы молодым и перспективным ВВС Филиппин (PAAC). По другим данным – проданы. Двенадцатью укомплектовали 6-ю, местную истребительную эскадрилью (6th Pursuit Sqn PAAC), двумя пользовались американские инструкторы. Это было единственное сколько-нибудь боеспособное подразделение Филиппинских ВВС, даже с учетом такой мат-части.
10 декабря 41-го, шесть филиппинцев вылетели с аэродрома Батангас на перехват бомбардировщиков, но никого не повстречали (вот и молодцы). 12 декабря настал звездный час для филиппинской авиационной историографии: в районе авиабазы Кларк Филд семеркой «Пишутеров», ценой потери трех P-26 были заявлены сбитыми один бомбардировщик и два Зеро. Реалии были не настолько героическими: один Mitsubishi G3M первого корпуса (1th Kokutai), старый знакомый «Пишутеров», действительно был подбит и совершил посадку прямо на Кларк Филд, экипаж покончил собой – эту машину и относят на счет комэска, капитана Хесуса Вилламора (Jesus Villamor). Зеро японцы не теряли, увы, зато кроме трех сбитых P-26 еще пара была тяжело повреждена. В тех условиях это означало потерю машин. На этом собственно геройства и закончилась, оставшиеся машины были уничтожены.
Резюмируя, каких-то дифирамбов петь машине оснований нет, хулить тоже особо не за что. То, что конструкция родом из начала тридцатых дожила, как боевой самолет, фактически до 42-го года, уже минимум вызывает уважение.
Всем добра.
Вся информация получена из открытых источников.