Римляне против карфагенян
Римляне воевали с карфагенянами, цель - победить своих конкурентов и стать господами на торговых морских путях и средиземноморском побережье. Так как у карфагенян были колонии на Пиренейском полуострове, то римляне добрались тоже туда. Те из местных, кто не любил карфагенян примкнули к римлянам. Однако многие боролись против них.
Иберы
Иберы, населяющие Пиренейский полуостров издавна являлись народом сильным и выносливым, отчаянно сопротивлялись римлянам, мелкими группами заставали противника врасплох, использовали особенности местности, где римляне ещё освоились плохо. Римляне же по привычке сражались многочисленной армией с тяжёлым вооружением и обозами. Местное население из-за сильного сопротивления римлянам, поставлено в положение данников, и обязано полностью подчиняться римским властям и платить большие подати.
Жители Пиренейского полуострова вынуждены перенимать все римское: религию, законы, язык, обычаи. Римляне объявили Испанию своей провинцией в 204 г. до н.э. Римские преторы поступали жестоко с недовольными, что ещё больше вызывало ненависть местных жителей. Около двух веков длилось покорение и подавление восстаний.
Уклад местных жителей сохранял союз между всеми родственниками. Жили вместе, имущество считалось общим и переходило по наследству от родителей к детям - отец не мог располагать им по своему усмотрению. У римлян к периоду завоевания Испании отец или глава семьи имел право распоряжаться собственностью через завещание. Римские обычаи в Испании ослабили семейные традиции и появилась возможность членам семьи свободнее располагать своим имуществом.
Римляне в Испании
Римляне неодобрительно относились ко всем видам общинной собственности, тем более, поземельной и стремились разрушить все ее формы, создавали новые формы владения: фидеикомисы (просьба или пожелание наследодателя, обращенное к наследнику, о безвозмездной передаче какого-либо имущества другому лицу), фонды: религиозные, благотворительные.
Кроме военных отрядов в Испании прибывали и селились работники разных отраслей, в том числе для работы на рудниках, солдаты-ветераны, которым давали землю и позволяли основывать города. Законным населением считались дети от браков между римлянами и местными жителями. Некоторые поселения с местными жителями объявляли независимыми, освобождали от уплаты налогов. Разрешали иметь этим поселениям собственные монеты, их чеканить, но за это требовали помощь войску, поставку кораблей, матросов. За активное сопротивление римляне разрушали города, уничтожали жителей, переселяли в отдаленные места большие группы, не допускали большого числа местных в одном месте.
В Испанию прибывали чиновники, торговцы, спекулянты, авантюристы. После военных и колонистов стали перебираться евреи, в основном купцы, количество их значительно увеличилось после прихода римлян. Еврейских переселенцев стало много, и в IV в. церковный собор в Эльвире издал специальные законы для урегулирования мирных отношений между евреями и христианами.
Другие коренные жители и романизация
Романизация Испании шла относительно быстро. Кроме смуглых и коренастых иберов на территории Пиренейского полуострова обитали кельты, которые пришли туда несколькими волнами задолго до прибытия не только римлян, но карфагенян. Смешанное население кельтов и иберов римляне называли кельтиберы. Кельтиберы быстро усваивали римский язык и обычаи. Позже они приняли христианство. Патроном Испании считается апостол Иаков, другое предание гласит, что первым проповедником был апостол Павел.
Пиренейский полуостров условно делился на четыре зоны: зона Тартессии и Мастиены, где наиболее богатые, культурно развитые области, они раньше других оказались под римским гнетом и романизированы; зона иберская - центр и северо-восток полуострова. На север и запад тянется кельская зона, где отстаивалась самостоятельность и самобытность и куда римское влияние проникло позднее. Зона крайнего севера полуострова, находилась под влиянием иберо-кельтских культурных традиций и поэтому дольше сохранила древний уклад еще в эпоху реконкисты, а баски и позднее.
Представители местной социальной верхушки по разному отнеслись к новой власти. Но большинство из них добровольно романизировались, надеясь сохранить свои привилегии. Беднейшие слои населения в меньшей степени и значительно позднее подверглись романизации и усвоили латынь. Местные языки держались во внутренних частях полуострова. Цицерон говорил об иберском языке еще как о живом, наряду с пунийским. Также живым называет Плиний язык испанских кельтов, смешавшихся частично с иберами. Тацит сообщал, что в эпоху Тиберия население г. Тормес на верхнем Дуэро говорило на родном языке. Силий Италик рассказывал, что галлекская молодежь поет песни на своем родном наречии. Но ко времени смерти Августа Бетика была практически полностью романизирована, по словам Страбона - почти все говорили по-латыни и забыли родную речь.
В I в. до н.э. римляне стали создавать в Испании народное образование для распространения своей культуры. На юге полуострова имелись культурные традиции и связи с внешним миром, крупные торговые центры и римский образ жизни распространился быстрее. Романизация южной Испании шла интенсивнее. Строили римские школы, самая известная из них Кордовская, которая воспитала немало замечательных поэтов и ораторов.
В римской провинции Испания
В Испании родились известные государственные деятели и писатели: римский консул Бальбо; оба Сенеки, Квинтилиан, императоры: Троян, Андриян, Феодосий Великий и др.
В процветании богатой сырьем римской провинции Испании заинтересованы были императоры, которые покровительствовали развитию культуры, торговли, содействовали строительству. В I в. н.э. заботились об Испании Веспасиан, Тит, дом Антонинов, правивший Империей с 96 по 192 гг., в III в. - Александр Север, Диоклетиан.
В центральной и северной Испании еще долго сохранялись местные обычаи, традиции, законы. На северо-востоке, в Тарраконской области (Каталонии) римляне занимали сельскую местность, вытесняя местное население. Школ здесь строили меньше, и они не могли поддерживать норму классической латыни.
В дальнейшем местные жители все меньше используют родной язык и вынуждены переходить на латынь, так как все официальные документы и надписи на различном материале исполнялись только на латыни. Иберийских надписей I в. н.э. не найдено.
В 69 г. латынь ввели как деловой и административный язык в городах императором Веспасианом.
Угасанию местных языков, позднее живого латинского способствовало становление нового общего языка, центр распространения которого находился на юге полуострова.
Изменения в языке
Начальный период фонетических изменений в латинском языке на территории Испании характеризуется изменением системы звуков из-за особенностей произношения этих звуков местными жителями, и с выработкой общей нормы произношения в разнородной среде самих римских переселенцев. По прошествии времени, с каждым веком особенности новой системы становятся отличными от системы произношения метрополии. Возможно, что романская письменность, возникшая из разговорной народной латыни сосуществовала какое-то время с латинской.
Римская империя - лоскутное одеяло
Римская империя представляла собой единую культурно-социальную политическую целостность, в ней сосуществовали пассионарии и субпассионарии. «Носители традиций античного упадка нравов жили бок о бок с буйными мифотворцами, зачинателями новых традиций».
Как утверждал Лев Николаевич Гумилёв, в I веке н.э. пассионарный толчок прошел с северо-запада Европы (Южная Швеция) на юг, в Абиссинию. Этот толчок создал несколько очагов повышенной пассионарности, задев: 1) готов, которые ко II веку переселились от Балтийского моря к Черному, заимствовали античную культуру, затем приняли христианство. И создали готскую империю в Восточной Европе; 2) славян, которые распространились из Прикарпатья до Балтийского, Средиземноморского и Черного морей; 3) даков (в современной Румынии); 4) христиан (в Малой Азии, Сирии, Палестине) и возникновение христианских общин; 5) иудеев; 6) аксумитов в Абиссинии.
Христианами становились самые пассионарные люди в Римской империи. И в IV в. именно из членов христианских общин состояли самые дисциплинированные и боеспособные войска римлян, в то время как Римская Империя клонилась к упадку, что отражалось отрицательно на ее провинциях.
Представители римской власти в Испании злоупотребляли своим положением, грабили своих подданных. Местная администрация и городская магистратура также развращалась. Усиливалось падение нравов, которое уже проявлялось в I-II веках. С III в. участились нашествия варваров. Рим требовал все больше и больше налогов. В III-IV века разоряется средний класс и постепенно исчезает. Также разоряются должностные местные лица - бывшие богатые фамилии и целые поколения, порабощенные императорской службой. Городское население страдает от тягот, многие добровольно становятся рабами. Ремесленников закрепили за определенной профессией, сделав ее наследственной. Абсолютная власть императора вмешивалась во всё, подавляя инициативу отдельных лиц.
На территорию Римской империи стали проникать энергичные, смелые, гонимые нуждой племена варваров. А малодушные, ленивые римляне, большинство из которых способно было лишь удовлетворять свои физиологические потребности уже неспособны были дать решительного отпора. Все дальше и дальше продвигались племена готов, франков, свевов, вандалов, аланов, гуннов, и др.
Чтобы канал продолжал свою деятельность, очень нужна активная поддержка от вас, а именно лайк, подписка, или комментарий под статьёй!
Спасибо за внимание.