Петровск Саратовский. Дорога из Комаровки в Бакуры. Часть 3. (село Бакуры, Екатериновский район Саратовской области).
Уж так получилось, что в Бакуры мы сегодня въезжаем со стороны строящегося моста через р.Сердоба.
На фото видна недавно отремонтированная дорога, ведущая в село со стороны Ивановки (?).
В этом году собираются завершить ремонт дороги из...
om-saratov.ru›social/11-april-2023-i126053-v-etom…
Стройка идет полным ходом. И даже глядя на это и предыдущее фото можно себе представить объем ремонтных работ, производимых в районе.
Бакуры это большое старинное русское село, история которого начинается с начала 17века. Крестьяне, заселившие его, были вывезены из владений Троице-Сергиевой Лавры. В память о принадлежности родных земель переселенцы назвали свое поселение Сергиевское.
Относительно происхождения названия Бакуры, в здешних местах существует несколько версий, по одной из которых своим названием село обязано ссыльному дворянину Бакурскому… Правда это или только красивое предположение теперь уже неизвестно, но село всегда отличалось своими вольнодумцами и противниками царской власти. Более простым и правдоподобным объяснением происхождению названия села я бы предпочел его тюрские корни… в переводе с Тюрского «ба» означает рыба, а «хур» или «кур» — ручей.
Так или иначе, но со временем за селом укрепилось название Большие Бакуры, и лишь построенный здесь в 1858 году каменный православный храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского.
В качестве дополнения: В 1858 году в селе Большие Бакуры тщанием прихожан была построена каменная однопрестольная церковь с каменной же колокольней. В штат причта входили: священник, диакон и псаломщик, дома для причта были церковные. Так же в селе была церковная двухклассная школа…
Стоит напомнить, что начало 17 века связано с освоением местных земель тогда ещё Дикого поля. Поэтому, расположенное на перекрестке дорог село, привлекало к себе различного рода переселенцев. Кроме переселенцев здесь находили приют беглые от помещиков крестьяне…, сюда же отправляли и ссыльных.
Здешние крестьяне не знали крепостного права - земля была государственной, может, поэтому жители села всегда занимали активную позицию в отношении крестьянской политики государства.
В 1774 году бакурчане приняли участие в восстании Пугачева. В 1840 году село стало одним из очагов «картофельного бунта»… Многие были подвергнуты наказаниям, многих отправили в ссылки, но были и такие, кто уходил в леса заниматься разбоем.
Не прошли мимо села и события революции 1905 года. В Бакурах была организованна тайная организация, лидерами которой были студент Агриков, братья Смирновы. Был организован марксистский кружок, обсуждалась революционная литература, но выступлений против власти отмечено не было.
Следует также сказать, что в селе проживала значительная часть жителей, придерживающихся старой христианской веры.
Старообрядческий раскол не прошел для села бесследно: в нем проживали и поповцы белокриницкого согласия, и беспоповцы различных толков. Миссия к отторгнувшимся от церковного единства православным дала свои плоды: около трехсот старообрядцев воссоединились с Матерью-Церковью на условиях единоверия. Уже в конце XIX века в селе существовал единоверческий молитвенный дом. С 1900 года его настоятелем являлся священник-миссионер Исидор Иванович Востряков, бывший дотоле диаконом Спасо-Преображенской единоверческой церкви г.Саратова.
#интересныйфакт Сергиевопосадцы всегда любили...
На 1914 год село Бакуры (Сергиевское) являлось волостным центром Бакурской волости Сердобского уезда, куда и входило одним своим обществом государственных крестьян. В селе было 869 дворов, проживало 5862 жителя. В селе находилась 1 церковь, 1 единоверческая церковь, 1 церковная школа, 1 земская школа, 1 ф.а.п., 1 почтовая контора, еженедельно по средам был базар, ярмарка проводилась ежегодно 21 мая и 1 октября.
ГПИБ | Сердобский уезд. - [1914].
http://elib.shpl.ru›ru/nodes/25881-serdobskiy-uezd-1914
В 1911 году площадь крестьянских посевов насчитывала 8970 десятин. Из которых 5461 десятин было надельной земли и 3509 десятин земли находилось в аренде. На одно крестьянское хозяйство приходилось 10,3 десятины посевных угодий, что было довольно значимым показателем их благосостояния.
К 1911 году в Бакурах имелось 1115 лошадей, 780 коров, 6525 голов овец и коз. Из орудий труда в селе насчитывалось около 500 конных плугов, 10 жнеек, 35 молотилок.
После гражданской войны в селе стали организовываться первые колхозы. В 1927г. в селе появился первый трактор. В 1932-1933 годах Бакуры охватил голод. Вымирали целые семьи. На кладбище появились братские могилы.
В 1934 году был организован Бакурский район, который объединил 34 колхоза. Из деревянной церквушки сделали клуб, появилось радио, была закрыта белокаменная церковь, которая стояла у реки. Колокола отправили на переплавку, а затем церковь разрушили. Из церковных икон в здании народного суда сделали потолок, что, конечно же, было кощунством.
В 1938 году в Бакурах появилась средняя школа, а 1939 году начали ломать церковь и из полученного кирпича построили здания электростанции, роддома, школы.
События в селе развивались стремительно. В общественных местах появились первые радиоточки. Осенью 1936 года была организованна Бакурская МТС. Появились первые комбайны. Жизнь в селе налаживалась. Появились и свои летчики. В 1939 году состоялся первый выпуск десятиклассников.
Пожалуй, именно на этом месте я на мгновение прерву своё повествование об истории села и перенесусь в наши дни…
Невозможно не затронуть такую тему, как восстановление когда-то здесь построенного, а затем разрушенного храма.
Считаю своим долгом напомнить имена людей благодаря инициативе и личным средствам которых был построен Храм Преподобного Сергея Радонежского.
18 июля 2009 года состоялась закладка храма во имя преподобного Сергия Радонежского, который был впоследствии отстроен на месте, где некогда находилась церковь.
18 июля 2010 года были освящены и установлены на строящийся храм кресты и купола. 7 сентября того же года состоялось освящение и установка центрального купола храма, изготовленного пензенскими фирмами «Вертикаль» и «Перспектива». Освящение купола совершил протоиерей Дионисий Абрамов.
В начале 2014 года Сергиевская церковь села Бакуры вошла в состав новообразованного Екатериновского благочиния.
Сергиевская церковь (Бакуры) — Ртищевская...
http://wikirtishchevo.shoutwiki.com›wiki/Сергиевская_…
И ещё несколько слов предлагаю из статьи Терёхиной Татьяны Анатольевны учителя истории и обществознания МОУ СОШ с.Бакуры «Возрождая храм – возрождаем традиции»:
Духовное богатство человека определяется его отношением к истории своей страны, своего народа, родному языку. Божии храмы как связь времен, сегодня являются центрами духовной жизни граждан, россиян. Смотришь на великолепные храмы, соборы, и чувствуешь великую благодатную силу, исходящую от мощей великих угодников Божьих, пребывающих в храме, ощущаешь в душе светлое и доброе чувство сопричастности к истории своей страны, своему народу.
Возрождая храм - возрождаем традиции
znanio.ru›media/vozrozhdaya-hram-vozrozhdaem-…
А я предлагаю продолжить нашу сегодняшнюю экскурсию и небольшое путешествие в историю села Бакуры.
После начала войны женщины сели на трактора, строили оборонительные сооружения под Саратовом.
С Великой Отечественной войны не вернулось 365 бакурчан. В память о прошедшей войне в селе был воздвигнут памятник погибшим воинам.
Но и после войны жизнь в селе не стала лёгкой. В 1946 году вновь Поволжье посетил голод. Для того чтобы выйти из разрухи нужны были новые руководящие кадры, таковым председателем стал демобилизованный офицер Василий Иванович Ковшутин.
Евдокия Ивановна Сырникова (1918 - 22 апреля 2001) — передовик советского сельского хозяйства, доярка колхоза имени Дзержинского Екатериновского района Саратовской области, Герой Социалистического Труда (1966).
Сырникова, Евдокия Ивановна — Википедия
ru.wikipedia.org›Сырникова, Евдокия Ивановна
Село постепенно развивалось. В 1983 году в селе появилась асфальтированная дорога, с 1996 по 1998 годы шло строительство новой школы, а с 1993 года началась газификация села.
Бакуры — Википедия
Образцов Иван Васильевич (20 января 1914 – 25 сентября 1943) – старшина, командир взвода 838-го стрелкового полка 237-й стрелковой Пирятинской дивизии. Уроженец села Бакуры (ныне - Екатериновского района). Работал в колхозе, на военную службу поступил в 1936 году.
Образцов, Иван Васильевич — Википедия
ru.wikipedia.org›Образцов, Иван Васильевич
В парке находится здание Дома Культуры с.Бакуры, а недалеко расположена сельская общеобразовательная школа.
На школе установлены две мемориальные таблички: Образцов Иван Васильевич, герой Советского союза и Шульпин Иван Васильевич, писатель и автор художественного слова …
В своих произведениях И.В.Шульпин ласково и немного с иронией называл своё родное село БаГуси…
Багуси — село старое. Никто, конечно, не помнит, как и когда оно образовалось. Стоит себе, как будто стояло тут с самого сотворения мира. Но так не бывает, чтобы жили люди и ни разу не задумались, почему это они живут именно здесь и как это так получилось, что поселение называется Багуси? Обязательно найдутся любопытные да дотошные, которые задумаются. Иначе и быть не может. Во-первых, самим интересно; во-вторых, всякий приезжий человек может спросить, например: почему Багуси? И стыдно будет пожимать плечами. А приезжих теперь в Багусях бывает много. То автоколонна из какого-нибудь дальнего города на уборку нагрянет, то студентов пришлют. А однажды приезжал изыскатель, землю бурил под строительство коровников, черный такой, курчавый; так тот даже напевал — Ба-агуси, Ба-агуси… И все допытывался: откуда могло произойти такое певучее название?...
Прощание с Багусями. Памяти писателя. Прощание...
kartaslov.ru›книги/Иван_Шульпин_Прощание_с_…
И ещё несколько кадров села Бакуры и самые добрые пожелания тем, кто здесь родился и вырос, кто жил и работал, кто до сих пор хранит в своём сердце любовь к своей Малой Родине.