Пьер Абеляр (1079 г. – 1142 г.) – французский философ, теолог и поэт. Как пишет А.Ф. Лосев, «Абеляр и католик, и монах, и настоятель монастыря, и богослов»[1]. Полное имя – Пьер Пале Абеляр. Пьер родялся в 1079 году в местечке «на восемь миль восточнее Наннетика и собственное название которого Палаций»[2], в семье рыцаря Беренгария, имевшего владение в Британии. Пьер Абеляр был старшим сыном, и он должен был унаследовать отцовские владения и часть его состояния. Однако Абеляр выбрал другую судьбу. Он отказался от всех своих наследственных прав в пользу братьев. Пьер Абеляр видел свое призвание в философии. Поэтому он оставил отцовский дом и стал бродячим поэтом, которых в эпоху раннего Средневековья назвали вагантами. Это было небезопасное занятье, так как церковь к таким людям относилась крайне отрицательно, считая их «сектой», отошедшей от ортодоксального христианства.
После долгих странствий он Пьер Абеляр прибыл в Париж, с целью познакомиться с католическим богословом Гийомом из Шампо. Гийом был известным учителем риторики во Франции и представлял схоластический реализм (направление в средневековой философии, признававшее объективную реальность общих понятий — универсалий, существующих независимо от отдельных вещей), который был распростаненным учением в XII веке.
Пьер Абеляр обладал способностью и склонностью к самостоятельным суждениям, поэтому стал любимым учеником Гийома. Но продолжалось это недолго. Гийома раздражала пытливость и постоянные возражения Абеляра. Пьер выступил против профессора с такой убежденностью, что он был вынужден признать правоту Абеляра. Он пытался переубедить учителя в том, что во Вселенной существует лишь одна субстанция, а все разнообразие в мире – это лишь различные модификации единственной субстанции. Таким доводам дерзкого ученика его оппонент ничего не мог противопоставить.
Конфликт с Гийомом привел к тому, что Абеляру пришлось оставить кафедральную школу и основать собственную. Для этого он выбрал уединенную местность в Шампань, но затем перебрался ближе к сталице, чтобы было легче вести дискуссии с оппонентами. Спустя время известность Абеляра выросла настолько, что преемник Гийома пригласил его читать лекции.
В это время, как пишет Ю. С. Пернатьев, «борьба представителей двух религиозно-философских направлений – схоластического реализма и номинализма, представителями которого были Росцелин и Пьер Абеляр с учениками, носила острый и непримиримый характер. Отрицание номиналистами независимого существования общих понятий, по сути, готовило почву для научного познания мира. «Реалисты» же доказывали подлинную реальность существования веры, что непосредственно отвечало взглядам католической церкви»[3]. В учении номиналистов церковь увидела для себя серьезную опасность, так как доводы Пьера Абеляра подрывали основы веры. В учении номиналистов схоласты, как и церковь в целом, увидели для себя серьезную опасность, ибо доводы Абеляра подрывали основы веры. На одном из соборов церковники предали взгляды Росцелина анафеме. А Абеляр становится в глазах церковников весьма подозрительной личностью.
Пьер Абеляр разочаровался в толковании Библии, которое предлагали католики, поэтому он решил самостоятельно найти истину в Священном Писании и отделить ее от ложных представлений. Абеляр начал вести курс лекций по теологии, что вызвало гнев главного идеолога католического богословия Ансельма Ланского. Он запретил Абеляру читать лекции, и этот конфликт привел к тем же последствиям, что и дискуссия с Гийомом. Ансельм не замедлил запретить Абеляру чтение лекций.
В 1113 году Пьер вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций, но смягчил прежние суждения по отношению к вере и разуму. В кафедральную школу снова начали прибывать ученики, которые хотели постичь философию под руководством Абеляра. Это были самые спокойные годы в жизни Абеляра. В это же время он встретил свою первую и единственную любовь. Его возлюбленной стала Элоиза, племянница парижского каноника Фульбера, «который любил ее тем сильнее, чем разборчивее был во всем, в чем мог, усердно заботясь о ее образовании»[4]. Она была совсем юной девушкой, но отличалась своей красотой, умом и образованностью. Как пишет сам Абеляр, «образование, у женщин в редкость, тем более оно отличало девушку, и во всем королевстве она была известнейшей»[5]. В тоже время внешность Пьера Абеляра прельщала взоры парижских красавиц[6]. Пьер хотел быть ближе к Элоизе. Для этого он стал ее учителям и переехал в дом Фульбера. После того, как девушка забеременела, Абеляр отвез ее к своей сестре в Бертань, чтобы спастись от гнева дяди девушки. Но после возвращение в Париж влюбленные обвенчались. Они держали свой брак в тайне, чтобы Пьер мог продолжить читать лекции. Однако влюбленные так и не смогли достичь счастливой совместной жизни. Дядя Элоизы, чтобы спасти ее репутацию, рассказал о браке влюбленных, и им пришлось уехать из Парижа. Элоиза стала жить в женском монастыре Аржантейль, в котором она когда-то воспитывалась, а Пьер Абеляр принял монашеское звание в монастыре Сен-Деми. Как пишет Адольф Гаустрат, философ «приближался к сорокалетнему возрасту, когда его роман с элоизой разрушил все его научные планы и направил его жизнь по совершенно иному пути»[7].
На этом несчастья не закончились. Абеляра обвинили в том, что он продолжал читать лекции по философии, чем не подобало заниматься монаху. Церковный собор 1121 года в Суассоне возбудил дело против Пьера, и по его решению Абеляр должен был публично сжечь свои трактаты и отправиться в заточение в монастырь Св. Медарда. От глубокого потрясения, испытанного во время публичного сожжения своих трудов, Абеляр уже не смог оправиться до конца жизни[8].
Пьер Абеляр провел два года в уединении и хотел уже сбежать к мусульманам Испании, однако получил известие об избрании его аббатом монастыря Св. Гильдазия. В Бретани он также не обрел спокойствия, об этом свидетельствует его сочинение «История моих бедствий». В своем сочинении Абеляр описывал несчастья своей жизни, в которых он винил завистливых оппонентов. Свое сочинение он размножил и отправил друзьям, после чего оно распространилась по всей Франции.
Дополнением к сочинению Пьера Абеляра служит переписка с Элоизой. Это одна из вершин любовной лирики, которая вошла в сокровищницу мировой литературы. История любви Абеляра и Элоизы была весьма трагичной. Расставшись из-за Фульбера, они так больше и не встретились, и провели остаток жизни в монастырях и уединении.
В последующие века романтические отношения Абеляра и Элоизы в какой-то мере заслонили вклад философа в историю европейской мысли. Но Абеляр как мыслитель был совершенно не типичной для своего времени личностью. Из под его пера также вышли такие труды как «Диалектика», «Введение в теологию», «Этика».
Последний суд над Пьером Абеляром происходил в Сансе в 1140 году. На него съехались виднейшие представители теократических партий, высшее духовенство, присутствовали также король Людовик VII и граф Шампань, аббаты и клирики из многих городов. Но ожидаемого диспута не произошло, так как Абеляр решил обратиться за защитой к папе Инннокентию II, после чего покинул собор. Но Иннокентий II подтвердил решение суда – запрещение преподавательской деятельности и уничтожение всех трудов философа. Такой приговор сломил Пьера Абеляра. Философ отрекся от всех своих убеждений и решил уединиться.
Пьер Абеляр скончался в 1142 году. Когда Элоиза узала о смерти Абеляра, она решила перевезти его прах в Параклет, где он и был захоронен. Элоиза же умерла в 1163 году и была похоронена в одной могиле с Абеляром.
[1] Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр //Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. С. 61.
[2] Абеляр П. История моих бедствий / Под ред. Сидоровой Н.А. М., 1959. С. 3.
[3] Пернатьев Ю.С. Знаменитые мудрецы. М., 2014. С. 58.
[4] Абеляр П. История моих бедствий / Под ред. Сидоровой Н.А. М., 1959. С. 14.
[5] Там же. С. 15.
[6] Пискунова С.И. Пьер Абеляр. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/piskunova-per-abelyar.htm (дата обращения: 04.03.2023).
[7] Гаусрат Адольф/ Средневековые реформаторы: Пьер Абеляр. Арнольд Брешианский. Пер. с нем. / Под ред. Э. Л. Радлова. Изд. 2-е. М. 2012. С. 24.
[8] Пернатьев Ю.С. Знаменитые мудрецы. М., 2014. С. 61.