Многодетный отец и примерный семьянин обезумел от горя из-за погибшей после пожара дочери и убил женщину, по вине которой, как он думал, и произошла трагедия. На мысли о ее причастности к случившемуся его натолкнули слухи, которые ходили по селу. Как итог – разрушенными оказались сразу несколько судеб. В деталях дела разобралась «Комосмолка».
СКРЫЛАСЬ С МЕСТА ДТП
Эта история началась в башкирском селе Ермолаево летом 2016 года, когда 33-летняя Ольга Варнавская устроила серьезное ДТП: сев за руль пьяной, сбила пожилую местную жительницу. Вместо того чтобы оказать помощь, женщина просто скрылась с места аварии. Пострадавшая в происшествии выжила, но получила серьезные травмы. Варнавскую тогда быстро нашли. Против нее возбудили уголовное дело.
Пострадавшая в аварии пенсионерка оказалась тещей Вячеслава Слегина – предпринимателя, примерного семьянина и отца четверых детей из Стерлитамака. Он не мог оставить мать своей жены одну в беде и перевез ее в семейный дом. Женщина жила там четыре месяца, и все это время проходила реабилитацию после ДТП. Все расходы на лечение на себя взял зять. Параллельно семья вела переговоры с Варнавской о компенсации морального и физического вреда. Это еще сыграет роковую роль жизнях обеих сторон. Но перед этим Слегины перенесут еще одно страшное потрясение – пожар, в результате которого погибла старшая дочь.
«МАМА, ПРОСТИ, Я НЕ СМОГЛА ПРАБАБУШКУ СПАСТИ»
5 марта 2017 года дети семьи Слегиных наведались в гости к родным в село Ермолаево. К бабушкам приехали почти все: 20-летняя Екатерина, 8-летний Арсений и трехлетний Гриша, с родителями в городе осталась только 14-летняя дочка, ее не отпустили из школы.
– Дети так хотели к прабабушке и бабушке приехать, говорили, что соскучилась и надо ее навестить, – вспоминает многодетная мама Елена.
Ночью Катя проснулась от едкого дыма. Выглянула в сени – а там уже двери огнем объяты. Испуганная девушка бросилась будить братишек и прабабушку. Первым из дома она вытащила спящего Гришу - тот даже ничего понять не успел. Пока малыш плакал во дворе, Катя кинулась в дом за вторым братиком. К тому моменту уже проснулась бабушка.
– Катя! Беги за Арсением, – только и успела крикнуть сквозь пламя пожилая женщина.
Катя забежала в дом, не обращая внимания на открытый огонь. В этот момент Гриша забежал вслед за сестрой. Пришлось хрупкой девушке вытаскивать из огня сразу двух мальчишек.
Позже отважная студентка оставила детей на улице и вновь ринулась в горящий дом, на этот раз уже за прабабушкой.
- Дети звали старшую сестру, пытались найти ее в дыму, но у них не получилось. Когда пожарные приехали, Катюша еще в сознании была. Она успела только прошептать: «Мама, прости, я не смогла прабабушку спасти» и потеряла сознание, – со слезами на глазах вспоминает мама девушки.
Детей Слегиных и выбравшуюся из огня бабушку (ту самую, что ранее пострадала в ДТП) немедленно доставили в местную больницу. Но там врачи развели руками – ожоги были слишком серьезные. Пришлось их срочно везти в уфимский ожоговый центр.
– Арсений и бабушка оклемались быстрее всех, у них только отравление угарным газом было, – рассказывает Елена. – А вот Катю и Гришу оставили в реанимации. Врачи прогнозов не давали, говорили, что их ждет долгая реабилитация. Прабабушка, к сожалению, еще при пожаре погибла.
Через несколько недель Гришу перевели в обычное отделение, ему впоследствии установят инвалидность. А Катю спасти не удалось. 22 марта ее сердце перестало биться.
– Катя уже начала реагировать на мой голос, моргала глазками, дергала ручкой, но чуда не случилось, наша Катюша умерла, - рассказала Елена.
Екатерину Слегину посмертно наградили медалью «За отвагу». МЧС Башкирии специально направляло для этого соответствующее ходатайство.
Фактом возгорания заинтересовался Следственный комитет Башкирии. У сыщиков появились две версии: неосторожное обращение с огнем и неисправность проводки. Началась доследственная проверка.
«ОН ДУМАЛ, ЧТО ОЛЬГА УСТРОИЛА ПОДЖОГ»
Спустя месяц после трагедии обезумевший от горя отец Кати Вячеслав начал обвинять в пожаре Варнавскую, которая год назад сбила на машине его тещу. По словам сестры Ольги, мужчина просто стал жертвой слухов. Он полагал, что женщина совершила поджог в отместку за судебное преследование по делу о ДТП.
– Никакого открытого конфликта между Олей и Вячеславом не было. Сестра общалась со Слегиным. Видимо, по селу поползли слухи, якобы Ольга поджог устроила. Он в это и поверил. Приехали следователи, провели экспертизу. Оказалось, что пожар внутри дома начался [следователи выяснили, что возгорание произошло из-за неисправной электропроводки]. Вячеслава этот результат не устроил, и он заказал независимую экспертизу. И опять специалисты сказали, мол, внутри проводка загорелась, – рассказывала сестра Ольги Наталия.
Одержимость мужчины идеей вины Варнавской привела к трагедии. 15 мая 2017 года Ольга вышла из своего дома и бесследно пропала. Перепуганные родственники обратились в полицию. Начались поиски, на которые ушло почти два месяца. Было возбуждено уголовное дело. В какой-то момент правоохранительные органы обратили внимание на Вячеслава Слегина и пригласили его на допрос. Сначала он заявлял, что в день пропажи не покидал Стерлитамак, но следователи смогли опровергнуть его слова, и Слегин признался: он убил Варнавскую и закопал ее в лесу. Даже тогда – перед следователем – мужчина был твердо уверен, что она причастна к злосчастному пожару. Его заключили под стражу, и началось следствие по делу об убийстве. Максимально возможное наказание, которое грозило обвиняемому, – 15 лет.
По словам сестры Варнавской, поступок Вячеслава разрушил сразу несколько судеб.
– У сестры ребенок [маленький сын] остался, муж. У Слегиных трое детей теперь без отца будут расти. А все из-за слухов, что якобы Ольга дом подожгла. Ну зачем ей это вообще нужно?
СУД
Суд над Слегиным состоялся 31 января 2018 года. Он рассказал, что в злополучный день 15 мая теща должна была ознакомиться с материалами по факту ДТП – уголовное дело по этому поводу должно было вот-вот оказаться в суде. Утром Вячеслав отвез в Еромалаево адвоката тещи и к обеду вернулся домой. Жена сказала ему, что Варнавская хочет обсудить вопрос о возмещении ущерба и примирении, она предложила 100 тысяч рублей. Мужчина снова отправился в село, чтобы самому решить этот вопрос. Для этого он попросил машину у друга, потому что своя сломалась. По дороге у автомобиля товарища начал отходить бампер, и, открыв багажник, Вячеслав увидел внутри деревянную биту и лопату. Возможно, уже тогда в его голове начал складываться план дальнейших действий.
Приехав в село, Слегин увидел Варнавскую и посадил ее в автомобиль. Они заговорили на тему уголовного дела.
– Вначале беседа шла спокойно, я на небольшой скорости поехал по селу. Когда речь зашла о возмещении ущерба теще и финансах, разговор перешел на повышенный тон, и я свернул на грунтовую дорогу, остановившись недалеко от лесопосадки. Я почувствовал, что от Варнавской исходит резкий запах спиртного, конфликт тем временем продолжался. Мы вышли из салона автомашины, я открыл багажник, вытащил биту и ударил ее – а потом еще раз, – говорил во время процесса мужчина.
Женщина скончалась через несколько минут. Опомнившись, Вячеслав стал бегать вокруг машины и думать, что делать. Затем он оттащил тело к лесу и вернулся в авто. Мужчина проехал 6-7 метров и остановился, по-видимому, решив спрятать тело. Слегин нашел небольшую яму, немного подкопал ее и сбросил туда Ольгу, а затем закидал ее листьями и ветками. Затем мужчина поехал домой, избавившись по дороге от биты и лопаты.
– Простите меня, если можете, я согласен возместить ущерб, – говорил Вячеслав на суде. – Я не хотел убивать, все получилось случайно.
Со стороны потерпевших выступил бывший муж Варнавской. Он сделал неожиданное заявлением о том, что расследование дела об убийстве супруги было проведено некачественно. По его мнению, преступление Слегин совершил не один. Такое предположение снова базировалось на слухах.
– До меня дошли слухи, что [очевидица] видела, как Олю двое мужчин затолкали в машину. Мне непонятно, как с ее тела могли слететь бриджи, а кроссовок остаться на ноге. Остается загадкой, куда делся телефон жены, который после ее пропажи периодически появлялся в сети. С ее номера два раза пытались дозвониться. С действиями и доводами полицейских, о том, что телефон мог намокнуть и выключиться, затем высохнуть и включиться, я не согласен, потому что сам инженер по специальности, – отметил муж покойной.
Его предположение о том, что к гибели Оли был причастен еще один человек, суд в расчет не взял. В то же время родственница мужчины говорила (и опять со ссылкой на слухи!), что парень погибшей в пожаре Кати говорил, что якобы будет мстить за нее.
На процессе довольно много времени уделялось мотиву убийства – мести за тот самый пожар. На эту тему высказалась и теща Слегина, которую на машине сбила Варнавская. Пенсионерка заявила, что «знает и уверена», что ее дом в марте 17-го подожгли, а входные двери – специально подперли, поэтому семья сразу не смогла выбраться из горящего коттеджа.
– После пожара наша семья замкнулась, ушла в себя. Я и себя считаю виновной, поскольку не смогла спасти ни маму, ни внучку, – добавила женщина.
Суд признал Вячеслава Слегина виновным в убийстве. Его приговорили к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима. С него также совокупно взыскали 1,3 млн рублей в пользу родных погибшей. В качестве смягчающих наказание обстоятельств были признаны раскаяние, явка с повинной, наличие заболевания, отсутствие судимости, положительные характеристики, трое маленьких детей, один из которых стал инвалидом, а также тяжелая жизненная ситуация – гибель дочери. В тюрьме мужчину обязали наблюдаться у психиатра. Известно, что в 2023 году Слегин через Верховный суд Башкирии пытался заменить оставшийся срок в колонии на принудительные работы, однако ему в этом отказали.