Найти тему

Адаптация персонала в финансовой организации

Оглавление

Мой канал читают не только обычные граждане для повышения финансовой грамотности и начинающие специалисты для понимания работы финансового рынка, а также сотрудники и руководители серьезных финансовых компаний. У меня, директора консалтинговой компании «Акцепт Групп», накопился большой управленческий опыт и обширный багаж знаний в этой сфере, поэтому с сегодняшнего дня я запускаю на канале новую рубрику «Психология сквозь финансы». Здесь вы узнаете:

  • Как создать эффективную команду
  • Что делать, когда в компании произошло эмоциональное выгорание
  • Как замотивировать себя и сотрудников к достижению высоких результатов

И многое другое, что поможет вам стать не только прекрасным специалистом в сфере финансов, но также профессионально и психологически подготовленным человеком к любым ситуациям в компании.

Сегодня мы с вами рассмотрим вопросы, касающиеся адаптации персонала и отдельно остановимся на особенностях адаптации сотрудников финансовой сферы.

Новый сотрудник

Приход нового сотрудника в компанию необходимо планировать и правильно организовывать. Если процесс ввода в должность и в целом адаптация управляемы, это помогает решить важные задачи, среди которых:

  • Снижение текучести кадров в первые 3 месяца работы сотрудника и в случае перемещения в должности
  • Быстрый ввод в должность
  • Снижение числа ошибок
  • Повышение мотивации к эффективной и качественной работе
  • Повышение сплоченности коллектива

Что такое адаптация?

Адаптация персонала – включение нового сотрудника в коллектив, ознакомление с трудовыми обязанностями, их выполнением, режимом работы, знакомство с коллегами.

Существует несколько видов адаптации:

1. Профессиональная – подразумевает овладение новым сотрудником навыками, умениями, знаниями, которые необходимы для качественного выполнения должностных обязанностей

На успешность здесь будет влиять уровень первоначальной подготовки (наличие профильного образования, схожего опыта работы), обучаемость, готовность рабочего места (например, техническое оснащение, работоспособность ПО), наличие рабочих материалов.

2. Социально-психологическая – этот вид адаптации связан с приспособлением к новому коллективу: руководству и коллегам, принятым правилам поведения, традициям

3. Организационная адаптация связана с пониманием своего места в компании, выполняемыми обязанностями, взаимоотношениями с другими сотрудниками и подразделениями, знанием установленных бизнес-процессов

4. Психофизиологическая адаптация – это привыкание сотрудника к новому режиму труда и отдыха, к новым психологическим и физиологическим нагрузкам. На прохождение адаптации влияет монотонность выполняемых задач, уровень комфортности рабочего места и другие параметры.

Рассматривать какой-либо вид адаптации отдельно будет неверно, так как все они проходят одновременно и взаимосвязаны.

Продолжительность адаптационного периода

На длительность адаптации влияет множество факторов. Это и уровень профессиональной подготовки новичка, и психологические особенности, и способность к обучению. Важно и то, насколько организован процесс адаптации, есть ли сопровождающий сотрудник.

Тем не менее, есть усредненные значения – 3 месяца для специалистов и 6 месяцев для руководителей высшего звена. Не стоит отождествлять процесс адаптации и испытательный срок. Сотрудник может пройти испытательный срок, но так и не завершить адаптацию, например, не влиться в коллектив. Равно и наоборот, находясь на испытательном сроке, новичок может показать отличные результаты и адаптироваться очень быстро.

Стадии адаптации

1 стадия – ознакомление. Здесь новичок знакомится со своими обязанностями, коллективом, привыкает к правилам и принятым нормам поведения, в итоге определяется с тем, насколько выбранная компания и должность ему подходят. На этом этапе и работодатель убеждается в правильности выбора сотрудника, проводит оценку его профессиональных качеств, определяется с дальнейшими перспективами его развития.

2 стадия – приспособление. Задача этого периода – влиться в коллектив и начать выполнять обязанности самостоятельно. Успешность прохождения этапа зависит от объема оказываемой новому сотруднику помощи.

3 стадия – слияние. Сотрудник становится полноправным членом коллектива, качественно выполняет возложенные обязанности, понимает дальнейшие перспективы роста в компании.

4 стадия – идентификация. Организационная идентификация – это активный процесс, который позволяет человеку связывать себя с компанией, в которой работает. Проявления организационной идентификации различны, тем не менее, ее характеризуют следующие факторы: эмоциональная привязанность, приверженность, чувство сопричастности и членства, гордость за организацию, разделение целей и ценностей организации, ощущение тесной эмоциональной связи с компанией.

Адаптацию проходят все вновь принятые сотрудники, а также сотрудники организации, которые переводятся в другое подразделение или на другую должность. Адаптация – это процесс, не зависящий от образования и предыдущего опыта работы сотрудника.

Методы адаптации

  • Наставничество как помощь новичку войти в курс дела и познакомиться с коллективом, консультирование на первых этапах работы нового сотрудника более опытным
  • Участие нового сотрудника в тренингах, семинарах, повышающих профессиональные компетенции сотрудников, это могут быть в том числе коммуникативные навыки, тренировка в подготовке презентаций, развитие стрессоустойчивости и другие
  • Регулярные беседы нового сотрудника с наставником, менеджером по работе с персоналом, руководителем с целью сбора обратной связи и ответов на вопросы новичка. Заполнение анкеты новым сотрудником по результатам работы первого месяца и по итогам прохождения испытательного срока
  • Знакомство со структурой организации, коллегами из различных подразделений, экскурсия по компании
  • Корпоративные мероприятия для новичков, например, welcome-тренинг, «день новичка» и другие

Особенности адаптации в финансовой компании

При планировании процесса адаптации сотрудника финансовой организации следует учитывать ряд факторов:

  1. Работа связана с соблюдением достаточно большого количества требований законодательства. Это требует максимально быстрого изучения новичком внутренних регламентов и процедур
  2. Работа большого числа новичков проходит с клиентами, где необходимо обладать высоким уровнем развития коммуникативных навыков, умением разрешать конфликтные ситуации, быстро переключать эмоциональный фон с отрицательного на положительный
  3. Перед кредитными менеджерами (в том числе новичками), стоит вопрос первичной оценки заемщика, где, не обладая необходимыми навыками, цена ошибки очень высока

Рекомендации

Хочу дать несколько важных советов по вопросу адаптации сотрудника в финансовой организации:

  • Закрепите за новичком наставника из числа опытных специалистов

На роль наставника отлично подойдет сотрудник, обладающий рядом качеств: лояльность к компании, отличные результаты работы, желание передавать свой опыт коллегам, опыт наставничества.

  • Создайте план ввода в должность с указанием блоков информации, которые необходимо изучить, и сроки изучения
  • Используйте проверку знаний по каждой изученной теме

Это может быть тестирование, собеседование или любая другая форма.

  • Хорошим методом обучения новичков являются мастер-классы
  • Важно предоставление (и отметка в плане ввода в должность) наставником и вышестоящим руководителем обратной связи, как в ходе ввода в должность, так и по результатам испытательного срока с указанием как положительных, так и отрицательных параметров (зоны роста новичка)

Также не забывайте про регулярный сбор обратной связи по сложным вопросам работы с клиентами и документами. Появляющиеся вопросы лучше всего анализировать и обрабатывать сразу же, чтобы не допустить аналогичных ошибок в дальнейшей работе.

Адаптация персонала – процесс важный для любой организации. Правильный подход к нему – залог стабильности состава, снижения издержек на подбор и обучение сотрудников, формирования лояльности к компании и высокий уровень организационной идентификации.