В кинотеатрах в 1978 году с афиш к фильму «Странная женщина» смотрели выразительные глаза Ирины Купченко. На них в черном свитере с высоким воротом и открытым лицом актриса взирает на мир настороженно, с тоской, потому что ее предали. Одежда и прическа прибавляют возраста 29-тилетней Ирине. Ее героине Евгении, чуть больше – 33 года. Встретит ли она настоящую любовь? Как ее «странности» будут привлекать и, одновременно, мешать быть любимой женщиной?
Фильм философский, не для развлечений
Зрители сравнивали героиню Евгению с Булгаковской Маргаритой. «Уйти от такого мужа!» – обсуждали сюжет. На главную роль в советской 2-х серийной мелодраме режиссер Юлий Райзман выбирал актрис. Кстати, его же работа «Время желаний» (1984 г.) с Верой Алентовой. Райзман приглашал на пробы Аллу Демидову, Ирину Купченко и других.
Актрисе предстояло играть влюбленную пару с партнером Василием Лановым. Было принято решение, что натуральнее это получится у мужа и жены. С супругом Купченко находились в браке 6 лет. Василий Лановой снялся со «странной женщиной» в роли любовника Николая Андрианова.
Женя Шевелева, юрист по профессии, замужем с 18-ти лет, воспитывает подрастающего сына. Самодостаточная женщина, не хочет довольствоваться отголосками уходящих отношений в браке. Она честно говорит мужу, что полюбила и уходит к другому. Ей противно быть в статусе любовницы, она покидает и возлюбленного.
«Странной» Женю называет ее коллега, мнимая подруга Виктория: «Она не ответила ни на одно мое письмо!». И Андрианов легко соглашается не искать Женьку. Покоя она ищет в родном провинциальном городишке, в доме матери. Евгения Михайловна замкнулась в себе. Женя настороженно встречает инженера-Юру, не верит в искренность его чувств, не принимает ухаживания.
Родной сын не простил матери ее смелого поступка, в одностороннем порядке прекращает всяческое общение. Но приехал к бабушке, надерзил. Евгения Михайловна понимает как трудно подростку, и бросается вслед за ним в Москву. С кем останется Женя: вернется к мужу, ради сына, или к отношениям с Николаем Андриановым? И тут снова мельчает лицо влюбленного Юры…
Австрийская предвестница весны
Ирина Петровна родилась в австрийской Вене 29 февраля 1948 году. Отец военнослужащий, мать преподаватель английского языка. Родители не хотели для дочери «редкого» дня рождения и записали ребенка 1 марта. Когда семья жила в Киеве, Ирина училась в университете на факультете иностранных языков.
Родная тетя Купченко – советская актриса Тамара Чернова. Первая роль будущей звезды состоялась у Андрея Михалкова-Кончаловского в фильме «Дворянское гнездо» (1969 г.). В ней режиссер и зрители увидели аристократическую красоту и благородство русской женщины, без жеманности и кокетства.
В Москве Ирина Петровна закончила «Щуку» (Высшее театральное училище) в 1970 году. С этого момента началась и, продолжается до сих пор ее служба в академическом театре им. Вахтангова. О своем первом скоропалительном и быстротечном браке с братом Марины Влади, личных отношениях с Кончаловским Купченко не любит вспоминать. Ирина Петровна столкнулась с невосполнимыми потерями. Ушли из жизни ее любимый супруг и младший сын.
Критики характеризуют ее талант как драматический. Диапазон ее амплуа широк. Она снялась в различных кинолентах: исторических, биографических, сказочных, фантастических жанров. Славу и узнаваемость ей принес фильм «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986 г.). На съемочной площадке ее партнером стал Александр Збруев.
Фактически, зритель видит игру двух актеров. Их диалоги и поведение держат внимание на протяжении всей картины. Ее партнеры всегда были достойными кавалерами – Андрей Миронов, Олег Янковский, Михаил Ульянов и другие известные артисты. Звание Народной актрисы РСФСР присвоено Купченко в 1989 году.
Характерную свекровь в фильме «Странная женщина» сыграла актриса Вера Енютина. После съемок женщина эмигрировала в Америку и кадры с ее участием заметно сократили. Снимали картину на Мосфильме, по сценарию Григория Габриловича. В свое время работа получила много критических замечаний в адрес режиссера за подачу материала, излишнюю серьезность, соцреализм. Но то, что в результате получилось поучительно, это факт.