Найти тему
Валерий Грачиков

Заплатишь русским крестьянам за позирование для портрета, а они тебя за оборотня примут!

В начале 1890-х годов молодой художник Владимир Перов соблазнился рассказами о живописности крестьян Жиздринского уезда Калужской губернии и решил поехать туда на пленер, изобразить исконно русские лица. Он снял там дачу, подготовил кисти, краски, альбомы и прочие мольберты. В результате вернулся почти ни с чем, материала для великих полотен толком не собрал, так как крестьяне от него прятались. Хорошо, что сам остался невредим.

Спрашивается, почему так получилось? А это, мои читатели, была трагикомедия.

Главными причинами того, что сбор творческого материала провалился, стало то, что

a)художник взял с собой велосипед, так как ему объяснили, что арендовать лошадь в летние месяцы у крестьян не получится.

б)он решил платить крестьянам слишком много. Аж по 40 копеек в день. А когда накинул еще по 5 копеек, от него стали прятаться еще старательнее.

Почему именно эти причины провалили художественную затею?

Да потому что в этом Жиздринском уезде, в, можно сказать, тургеневских краях, до приезда Перова, велосипедов вообще не видели. Ни одного. И когда крестьяне увидели художника на велосипеде, то сразу совершенно точно определили, что перед ними оборотень:

«… недели через две я услышала от окрестных крестьян, что в Грибовской волости поселился оборотень, который не ходит и не ездит, а есть у него два колеса. Как он сядет на эти колеса, так и прирастет к ним, и точно летит шибко… не поймешь, по земле колеса идут или над землей. А мимо церкви летит как можно скорее, и не только не остановится, чтобы перекреститься, но и шапки не снимет. А у самого тело полосатое, а ноги желтые…»

Объяснение, что это художник, который станет рисовать природу и людей, а потом нарисованные картины продаст за большие деньги только озадачило крестьян еще больше: какой человек в здравом уме станет платить деньги за картинку, на которой намалевана их деревня!

-2

Еще сильнее крестьяне напряглись после того, как художник объявил, что хочет рисовать их портреты, причем станет платить за позирование. И не как все кулаки стандартную поденную плату за работу в поле по 35 копеек в день, а по целых 40!

Крестьяне посоветовались и решили, что это однозначно хитрый план оборотня, собравшегося погубить православные души:

«… Особенный страх напал на всех, когда узнали, что он платит пятью копейками больше обыкновенной поденной платы за то, чтобы у него ничего не работали, а только смирно сидели, пока он пишет портрет… Все видели в этом особенную цель оборотня… и решили, что, если бы он был человек, то, конечно, он не мог бы потратить столько денег, а оборотень все может обратить деньги, и деньги его нечистые, а потому сидеть перед ним грех.

Но так как плата 40 копеек в день была очень заманчивая, то решили, что Бог, видя их нужду, простит этот грех, надо только получив деньги от оборотня, сходить в церковь, помолиться Богу и отслужить молебен…»

Правда, желающих позировать все равно больше не стало. Потому что крестьяне продолжали советоваться между собой и разбираться, что же этому художнику надо?! В чем же засада?! Как же он собирается обмануть народ православный?! И, конечно, во всем разобрались:

«…зачем оборотню портреты? Очень скоро решили, что когда ему станет скучно и возьмет его зло, он выстрелит в портрет. И тот человек, в портрет которого он выстрелит, тотчас упадет застреленным, за сколько бы верст он не находился от оборотня…»

Правда, нашлись и другие крестьяне, которые совершенно точно поняли иное. Мол, это Государыня Императрица хочет устроить особую губернию для самых красивых и царствовать там, чтобы царь ей завидовал. Выберет она себе в свое царство самый красивый народ во всей России. Вот напишет художник портреты, покажет их Государыне. Она посмотрит, кто ей понравится, того она в новой губернии и поселит. А устроят новую губернию в лучшем месте: или на Волге или отдадут под это дело всю Томскую губернию…

-3

Но даже эта идея о самых красивых крестьянах не добавила художнику моделей для работы. Потому что крестьяне решили, что и оборотень - плохо, застрелит он тебя через портрет и пиши пропало. Но и самым красивым оказаться тоже не дело. В новую губернию ведь берут одних только самых красивых. А вся родня тут, в Жиздринском уезде останется. И что там, на Волге, одинокому красавцу или красавице делать без своего нынешнего хозяйства да родного обчества?! Не нужна нам такая красота, лучше свое родное...

Так и уехал художник почти ни с чем. Хорошо хоть целый, потому что крестьяне в конце концов договорились до того, что пора брать палки да отходить ими этого художника. Хорошо, что местный батюшка, священник Боголюбов, все услышал, да остановил мужиков, объяснив им, что это на самом деле живописец, занимается хорошим делом, которого вам, мужики по скудости ума не понять. Ну а художнику тот же священник посоветовал, чтобы ехал в Москву подобру поздорову. Не созрел еще русский народ для портретов.

И ведь совсем недавно все это было. До революции около 25 лет оставалось. И не где-то на задворках империи это случилось: центр России, Калужская губерния. А уровень крестьянской необразованности и дремучести таков, что человек из города оказывался словно на другой планете.

Источник истории:

"Русские крестьяне, Жизнь, Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева." Т. 3. Калужская губерния. СПб. 2005, стр. 193