Пути автомобильных брендов и компаний, выпускающих огнестрельное оружие, пересекались нечасто. Однако англичане, например, гордятся концерном Vickers, который выпускал и танки, и пулемёты, и автомобили. А однажды автомат фирмы Beretta — одного из самых громких имён в мире стрелкового оружия — чуть не попал на решётку радиатора спорткупе, созданного Ferrari! Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» рассказываем историю маленькой Феррарины.
Об автомобилях оружейники задумались не от хорошей жизни
История Beretta уходит корнями аж в начало XVI века! В архиве компании до сих хранится счёт, выставленный за поставку 185 стволов для длинноствольных ружей — их в то время называли аркебузами. Одно это делает Беретту старейшим из ныне существующих оружейных брендов мира!
Но даже у гигантов случаются сложные дни. После окончания Второй мировой спрос на стрелковое оружие в Европе резко упал и руководитель компании Пьетро Беретта активно искал варианты для конверсионного производства. Так появился проект простого и недорогого автомобиля, который по цене мог бы поспорить даже с моделями FIAT.
Беретта был не единственным участником проекта
Проект назвали BBC — но не в честь британской радиовещательной компании, конечно, а по заглавным буквам фамилий главных участников. Помимо Беретты, это были мотоциклетный магнат Джузеппе Бенелли и граф Луиджи Кастельбарко.
Последний был главным финансистом проекта, Беретта обещал предоставить производственные мощности своих оружейных заводов под выпуск машины, а Бенелли конструировал сам автомобиль.
Поначалу всё шло неплохо. Собрали даже три ездовых прототипа с 750-кубовыми одноцилиндровыми моторами воздушного охлаждения. Но потом дело встало. Почему? По одной из версий, проблема заключалась в дефиците прокатного листа в послевоенной Италии. Другие считали это отговоркой, утверждая, что на самом деле влиятельные люди из FIAT убедили Пьетро Беретту выйти из проекта. Да и с началом Корейской войны спрос на стрелковое оружие вновь вырос. Так или иначе, но проект BBC оборвался на полуслове.
Прошло ещё несколько лет. Бизнес Beretta окончательно выправился. Всё шло своим чередом, как вдруг в декабре 1959-го Джузеппе Беретта — сын Пьетро, возглавивший семейный бизнес после смерти отца, — получил приглашение посетить Маранелло. Отправил его сам Энцо Феррари!
Коммендаторе вновь предложил оружейникам шанс зайти в автобизнес
Особую пикантность приглашению придавал тот факт, что визит назначили накануне ежегодной пресс-конференции, на которой Феррари не только подводил итоги сезона, но и рассказывал о планах на следующий.
Беретта принял приглашение и отправился на встречу вместе с племянником Уго. Феррари лично встретил гостей и после формальных приветствий отвёл их в закрытый от посторонних взглядов ангар, где сбросил покрывало с новенького двухдверного купе. Джузеппе и Уго одним из первых в мире довелось живьём увидеть маленький Ferrari.
Внешне машина не была откровением. Аккуратная, ладная, но не более того. В чертах двухдверки откровенно сквозили цитаты из FIAT 1200, но одна маленькая деталь поражала воображение. На решётке радиатора купе, там, где на моделях Ferrari привычно красуется гарцующий жеребец, была установлена совершенно другая эмблема. Это был пистолет-пулемёт Beretta Modello 38 — одна из самых удачных моделей итальянского стрелкового оружия Второй мировой.
Конечно же, Джузеппе Беретта сразу понял, к чему клонит Коммендаторе.
Феррарина должна была стать источником средств для участия в гонках
Было очевидно, что Феррари решил увеличить бюджет своей гоночной команды, продав лицензию на выпуск небольшого спортивного купе.
Да и вообще выпуск дорожных моделей Ferrari Коммендаторе затеял, чтобы финансировать любимую Скудерию — кроме гонок и собственного сына, его больше ничего не интересовало. Но желание добавить к супердорогим спорткарам ещё один источник дохода — сравнительно массовое купе, созданное конструкторами Ferrari, — кажется вполне логичным.
Так почему не заняться производством Феррарины, то есть «маленькой Феррари», самостоятельно и не делиться ни с кем прибылью? Во-первых, Энцо резонно опасался, что дешёвый автомобиль в линейке может подпортить имидж бренда. Но ещё важнее, что на организацию производства новой модели требовались большие средства. Здесь бы идеально подошёл сторонний подрядчик со средствами и производственными возможностями. Beretta соответствовала этим требованиям.
Самой интересной деталью в автомобиле был мотор
К проекту маленькой Ferrari в Маранелло подошли немного прямолинейно. Помимо дизайна в стилистике купе FIAT 1200 от Pininfarina, «фиатовские уши» были видны и в незатейливой конструкции шасси. Хотя в официальном релизе было указано, что над платформой трудился Джотто Биззарини — автор многих гоночных и спортивных Ferrari.
Самым же интересным в конструкции был мотор. Если называть вещи своими именами, то под капотом Ferrarina стояла третья часть 3-литрового V12, созданного Джоакино Коломбо. Получилось четыре цилиндра в ряд и рабочий объём всего 854 кубических сантиметров. Мотор, известный как tipo 854, стал первым и единственным двигателем Ferrari рабочим объёмом менее одного литра. Но гоночные корни всё равно давали о себе знать.
Благодаря полусферическим камерам сгорания и степени сжатия 9:1, tipo 854 выдавал 75 л.с. Для своего объёма и особенно для своего времени — весьма впечатляющий показатель. При этом Феррарина оснащалась однокамерным карбюратором Солекс, из-за чего простор для тюнинга был очевиден с самого начала. Поэтому одна только установка сдвоенного Вебера поднимала мощность на девять сил!
Оружейного магната проект Феррари, увы, не впечатлил
Вроде бы Коммендаторе всё правильно рассчитал. Вспомнил про страсть семьи Беретта к автомобилям и предложил рабочий бизнес-план.
Энцо предполагал, что маленькая Ferrari должна стоить около 1,6 миллиона лир — что-то в районе 2300 долларов. Много это или мало? Скажем, за FIAT 1200, ставший по сути донором проекта, нужно было заплатить минимум 1,25 миллиона. А самый доступный из полноценных Ferrari в конце 1950-х тянул аж на 5,5 миллиона лир!
Но Джузеппе Беретта не клюнул. То ли речи Энцо показались ему слишком уж сладкими, то ли опытный бизнесмен не разглядел в модели особого потенциала. А может быть, мудрый сын вспомнил, как настойчиво люди из FIAT отговаривали от попытки войти в автомобильный бизнес его отца. В общем, оружейники за машину не взялись.
Энцо пытался продать Феррарину другим покупателям
Коммендаторе, конечно, жутко расстроился. В уме он уже подсчитывал барыши, а тут верное дело рушилось на глазах. На следующий день после отказа Беретты Энцо всё-таки продемонстрировал Феррарину гостям ежегодной конференции. Правда, на очевидные вопросы о том, что же означает автомат на эмблеме, он отшучивался: мол, звуки спортивного выхлопа машины напоминают автоматную очередь.
Ну а вскоре Beretta Modello 38 навсегда исчезла с облицовки радиатора машины. Энцо ещё несколько раз попытался отдать бюджетный спорткар на аутсорс, но потерпел неудачу. Не помогли ни увеличенная с помощью двойного Вебера мощность мотора, ни основательно доработанная конструкция шасси (подвеска на двойных поперечных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости, дисковые тормоза), ни тест-драйв с участием заводского пилота Ferrari Иннеса Айленда, который называл машину лучшим спорткаром в своём сегменте. Феррарину никто не хотел выпускать.
Лишь через пару лет основательно модернизированная версия маленького Феррари c литровым мотором и совершенно другим кузовом от Бертоне нашла покупателя. Эта машина стала известна как ASA 1000, но это уже совершенно другая история.