Я приехала в свой родной город. Дела привели . Расправилась с делами быстро и получила в свое распоряжение три часа , которые решила потратить на посещение того самого места, где прошло моё детство.
На углу улиц М.Горького и Ленинградской стоит дом куйбышевских речников, спроектированный Петром Щербачёвым и построенный в 1957 году. Когда дому исполнилось три года, в одну из его коммунальных квартир, а их в нем было большинство, принесли из роддома меня.
В квартире жили три семьи. Наша комната была 18м2 и там до меня уже проживали 5 человек. Бабушка, дедушка, мама, папа и мамин брат, тогда ещё подросток. В остальных комнатах тоже жили вполне полноценные семьи. Итого в этой квартире обитало до меня 13 человек. На кухне в 9м2 стояло три стола и три суднука. Вода была только холодная в водопроводе. Один унитаз на всех. Но обитатели квартиры были счастливы ! До этого чудесного дома все жили в бараках, которые ютились вдоль берега Волги , там, где сегодня проходит шикарная, знаменитая Самарская набережная, на участке между ул.Л.Толстого и Некрасовской. Там, в бараках, унитазов не было. Никаких условий не было, для человеческой жизни .
Вот я и спустилась к Волге по Льва Толстого. На набережной купила мороженое, как в детстве, облокотилась на чугунное ограждение и глядя на Волгу ушла в глубину своих воспоминаний.
Я не помню Самару, я помню город Куйбышев . От нашего дома до парка им. М.Горького нас ,малышей, водили каждый вечер на прогулку наши родители. По дороге мы сидели в кафе, ели мороженое и любили пить из питьевых фонтанчиков, которых было несколько штук, вдоль тротуара. Стояли белые фигуры шахтёров, девушек с веслом и других представителей социалистической культуры.
Набережная начиналась от Некрасовской, и пляж тоже.
А дальше, до нашего дома простирался речной вокзал. С 1936 по 1971 годы этот вокзал был воротами города. Но, увы, он пришёл в ветхость и был разобран. Фигуры Ленина и Сталина мне не довелось увидеть, а вот киоски на их месте я помню хорошо.
В 1969 году началось строительство нового вокзала. Старый стали постепенно сносить. Пристани убирали и все побережье превращали в пляж. Набережную стали продолжать в сторону моего дома.
Нам было совсем легко попасть на пляж, перебежал дорогу и все. Машины в те времена были редким явление. По улице проходил троллейбус , но не часто.
Так вот с мыслями о прошлом я миновала место , где когда-то стоял Речной вокзал. Вот и он, мой родной дом!
Дом стоит уже шестьдесят с лишним лет. Посмотрела в интернете и нашла отчёты о капитальному ремонте. Есть такие. Ещё при жизни бабушки моей, квартиры оснастили газовыми колонками. Появилась горячая вода.
В доме на первом этаже был в ту пору детский сад. Его игровая площадка располагалась в зеленой зоне между домом и дорогой. И до сих пор он есть.
Слева от детской площадки находилось странное строение в виде куба, с уходящим вниз пространством, как у колодца. Позже я узнала, что это вентшахта бомбоубежища. Само бомбоубежище располагалось под домом, а вход в него находился рядом с нашим подъездом. Если вы посмотрите первое фото моей статьи , то увидите две двери, слева подъезд, а справа вход в бомбоубежище. Интересно, оно еще существует?
За домом было еще одно запоминающееся строение, с широкими каменными ограждениями, по которым нам было весело бегать, и двумя лестницами , уходящими под землю. Строение было белоснежно беленое. Можно было беспрепятственно спуститься по ступеням и зайти в зал отделанный плиткой. Это был общественный туалет не менее чем на 4 человека. Вдоль стены располагались умывальники, где мы часто набирали воду для игр. Туалет был совершенно бесплатный, для всех нуждающихся. Мы были знакомы с уборщицей, она жила в нашем доме. Ее труд мы ценили и никогда не добавляли ей проблем .
Игры за домом ценились в нашем малышковом кругу. Если тебя пустили гулять "За дом!", значит ты уже подрос и тебе доверяют родители, знают, что дальше ты не убежишь))). От тротуара наш " за дом" отделяли густые кусты лоха серебристого. Это сейчас там лысо. На кустах вырастали плоды мелкие, серебристые, вяжущие во рту. Мы называли их финиками. А в полисаднике собирали шампиньоны, относили бабушке и она жарила картошку. Запах в подъезде стоял аппетитный! Словами не передать!. Мы пробовали на вкус всё, что росло.
Во двор дома можно попасть с двух сторон. С высокой, спускаясь по лестнице. С ул. Ленинградской. И с низкой, с ул. М. Горького. Там можно въехать на машине.
Двор представляет собой такое своеобразное корыто.
Сверху, с улицы Обороны над двором нависают ветви деревьев. Подпорная стена имеет тот же вид, как и во времена моего детства. Хотя нет, уже гораздо хуже. Скоро камни посыпятся, если их не укрепить. В подвальном помещении дома всегда были какие-то конторы. Окна контор были в приямках. Мои родители и их ровесники часто играли в волейбол во дворе. Мяч улетал в эти приямки и мы , дети, по очереди опускались туда за ним. Или нас подсаживали вверх, туда, где росли деревья, если мяч застревал там . Около каждого подъезда стояла длинная скамья. На ней восседали бабушки и тётушки. Судачили обо всем, грызли семечки.... От окон к противоположной стене крепились веревки и вешалось белье. Во дворе все знали всех. Это была большая семья. Шумная и добрая.
Я спустилась во двор и в этот раз. Вдоль стенки стоят машины. Лестница отремонтирована, выложена плиткой. По двору уборщик катит мусорный контейнер. Вдоль дома нет ни одной лавки. Сняла только видео, не фотографировала. Теперь жалею. Вот только свое окно и подъезд запечатлела.
С большой котомкой воспоминаний вышла со двора, обошла дом и зашла в дверь, в которую нам всегда хотелось заглянуть в детстве. Раньше туда заходили сотрудницы какой-то конторы. Вот в окна мы заглядывали часто, там лежали кипы бумаг на столах и подоконниках, стучали пишущие машинки. Я так и не нашла сведений что там была за контора. Может, кто-то знает?
В детстве я не могла войти в эту дверь, а теперь, пожалуйста! Потому что теперь там расположилось уютное кафе "Бруни".
Из окон кафе видна набережная, Волга. Милая девочка принесла меню. Я сидела, пила кофе, ела венские вафли. Смотрела на дорогу, которую когда-то так часто переходила.
Очень сильно накрыло ощущением того, что я довольно древняя тётка). Вдруг представила, как полвека назад мне предложили бы совершить путешествие на машине времени по тому маршруту, где я иду сегодня. Забавно было бы.
Выйдя из кафе, побывав внутри моего родного дома, я решила дойти до конца улицы и вспомнить ещё о двух строения, тесно связанных с моим детством. Первое-это сосед моего дома. Здание пароходства Волготанкер.
Тут всё связано с дедом. Он всю жизнь отдал судоходству. Ушёл на пенсию с должности капитана пожарного катера. И до самого конца жизни работал в пароходстве.
Здание пароходства было построено в 1935-1937 годах. Это единственный памятник федерального значения 1930-х годов в Самаре. И , что важно, здание дошло до нас в первозданном виде.
Территория перед пароходством изменилась, но не глобально. Ленин и Сталин спрыгнули с пьедестала в 1954 году. Место их пребывания засадили елями. Будучи детьми( я про девчонок) мы часто использовали помпезные лестницы, представляя себя королевами, ну или принцессами, на худой конец - Золушками.
Позже ёлки выросли, вместе с девчонками. Ёлки спилили, место, где мы собирали грибы, закатали в бетон, сделали стоянку. А мы...мы все представляем, что мы королевны😁.
Перейдя дорогу, я очутилась на речном вокзале. Это его построили взамен старого, деревянного. Ввели в эксплуатацию летом 1971 года. А деревянный окончательно снесли в 1974 году, освободив место под продолжение набережной.
Грустно смотреть на пустые причалы. Когда-то тут кипела жизнь. Скоростные суда Метеоры и Ракеты, развозили людей и вверх, и вниз по Волге! Трехпалубные теплоходы стояли по трое у каждого причала. Трамвайчики и Омики курсировали от Самары до пригорода. Весной Волга разливалась, поднимаясь до высокой точки причала. А на набережной в эти дни исчезал пляж. Купаться можно было прям с лестниц. Подскажите, кто из Самары, когда в последний раз Волга так разливалась?
Что теперь? Ничего. Метеоры все порезали на металлолом. Редко можно увидеть экземпляр в парке какого-то города. Остальное всё снизило свое количество, постарело, стало невостребованным. Хотя , кто так решил?
Я бы с удовольствием от Самары до Тольятти прокатилась на Метеоре. Но...пришлось ехать на автовокзал.
Там ждал неприятный сюрприз. Оказалось, что в городе расплодилось много точек, откуда могут ехать туда или сюда. Автостанции на ж/д вокзале, на автовокзале, и не одна. И нужно быть внимательным, чтобы приехать туда откуда билет. Я была невнимательна . 🙃
Могу сказать, что общественный транспорт в городе-это слабое звено. Давненько я не ездила в автобусах, забитых до предела. Да еще и таких изношенных, что на каждой остановке было чувство будто мы уже не тронемся. Но нет, "пенсионеры от транспорта", скрипя и пыхтя все-таки продолжают свой путь. И мы вместе с ними).
Глядя из окна автобуса, я с грустью заметила, что моего Куйбышева осталось очень мало.
Рассыпаются исторические домики, строятся огромные домины, закрывая собой небо и всё, что было дорого.
Автовокзал просто растворился на фоне нового жилья. И не похож он стал на Ворота города. Мало людей этими воротами пользуются. Большинство сейчас едут на машинах. Зачем им ворота? Мне вот понадобились. Но из-за не точной информации я на автобус не попала. Взяла такси и уехала.
Я пришла к выводу, что тот кусочек Куйбышева, мой, родной, он остался узнаваемым и изменился в лучшую сторону. А Самара... До Куйбышева была Самара другая и после него, тоже стала другая, не моя.
Меняемся мы, меняются города, меняется жизнь. И только наша память хранит моменты, которые остаются неизменными.
Спасибо, что дочитали до конца и пробежались со мной по улице М.Горького в Самаре. По улице моего детства.