К вопросу о предложении утверждать директора школы только с согласия коллектива и после испытательного срока. Написала колонку про это. И хочу рассказать: в 2005 году я проходила педагогическую практику в тюменской школе, кажется, №21, с углубленным изучением английского.
Тогда я впервые столкнулась с внеурочным озверением, которое позже стало нормой во множестве школ. Педагоги, к которым я попала на практику, остервенело соревновались друг с другом в проведении внеклассных часов, открытых уроков, бега в мешках, подготовке к ГТО. Дети буквально были замучены постоянной внеклассной деятельностью, а учителя - невротизированы. Они дрались за каждый такой урок, занятие, бывало, что проводились совместные классные часы, и тогда шла свара двух учительниц, они делили, кому засчитать мероприятие. Школа превратилась в проходной двор для разных гостей, которые выступали перед детьми: ветераны, производители газировки, даже выпускник школы, студент четвертого курса политологии, проводил там открытый урок - как политолог.
По выходным ученики куда-то ходили: кружок мягкой игрушки, спортивное ориентирование, танцы. Все в школе вели сами учительницы, которые не имели должных компетенций, но школа требовала больше и больше внеурочки и классной работы. Потому что от этого зависел ее доход и зависело положение директора.
Мой класс, где я работала, кажется, восьмой, по субботам шил кукол. За неполную проведенную с детьми четверть я успела сходить с ними в театр, на каток, съездить на турбазу. Между прочим, в той самой якобы языковой английской школе Тюмени в старших классах часов английского было меньше, чем сегодня в школе моей дочки у четвертого класса. Дочь во втором - четыре часа иностранного. С третьего класса добавится второй язык. В третьем у них немецкого столько же, сколько было единственного иностранного в "углубленной" тюменской. Зато дети постоянно занимались внеклассным "активностями".
Тогда это было ново. Только вводили новую систему, в которой заработок, рейтинг школы и бюджет зависели от внеклассной нагрузки. А существовать такая вздрючка могла только по велению директора.
И вообще система стала возможной только тогда, когда директоров начали назначать и все чаще - не из числа учителей школы. Директор перестал зависеть от мнения коллектива, он получил гигантскую зарплату и огромные полномочия, а его положение зависит теперь от мнения чиновников
Написала колонку о думской инициативе утверждать директоров школ только по согласованию с 75% коллектива школы и только после испытательного срока. Считаю, что нужно это срочно принимать. И добавить, что согласовывать должен учительский коллектив, а не поварихи с уборщицами (отлично бы вспомнить выборы в "Новой", где за Муратова голосовали секретарши и бухгалтерия).
Делать это нужно срочно! Школьный директор превратился уже в наместника с гигантской зарплатой, а карьера учителя стала тупиковой, потому что ни директором, ни чиновником от образования уже не стать, делая карьеру в конкретной школе: нет естественного движения наверх, директора и чиновники назначаются из числа чиновников. Это делает работу в школе непривлекательной для дерзающих натур.