Как развивается гордость России – атомный ледокольный флот? Какие корабли уже построены, а какие пока ещё в проекте?
В начале у него не было громкого названия – лишь скромный номер 92. Но на этот проект работало 500 ведущих предприятий всего Советского Союза, было разработано 76 новых типов механизмов, 150 образцов оборудования, которому не было аналогов, и сотни новейших материалов. Стройка шла под открытым небом – ни один цех не мог вместить такого гиганта. Но вскоре появилось и громкое имя. Первый в мире атомный ледокол назвали соответствующе – Ленин.
Бригады соревновались друг с другом, стремясь как можно лучше выполнить задачу по строительству первого в мире атомного ледокола.
Идея установки атомной установки на корабль принадлежала Игорю Курчатову. Он понимал, что дизельный ледокол расходовал бы до 200 тонн топлива в сутки. Угольный двигатель потребовал бы 500 тонн. Атомная же установка использует 45 граммов ядерного топлива в сутки. А ее отдача многократно превосходит любой судовой двигатель. Правда, задача была очень непростая – такого никто раньше не делал. Компоновку машинного и реакторного отсеков отрабатывали на деревянном макете.
Постройку судна закончили ударными темпами всего за 3 года. «Ленин» стал самым большим ледоколом в мире, опередив американский «Глэтчер». Но проблема осадки чуть не похоронила полностью готовый проект. Глубина канала, по которому «Ленин» должен был выйти в море, составляла всего 9 метров, а осадка – 10, не хватало 2-х метров для безопасной проводки. Решение проблемы требовало дополнительно почти 80 миллионов рублей, но тут контр-адмирал Арон Лейбман подсказал, что во время сезонного октябрьского прилива вода в Неве поднимается на 3 метра. В итоге, «Ленин» спокойно вышел в море, где успешно завершил ходовые испытания. В строю первый атомный ледокол оставался на протяжении 30 лет. Превзойти его по мощности смогла только «Арктика», вступившая в строй в 1975-м году.
Равных себе по мощности «Арктика» не знала. Благодаря новейшим технологиям именно этот ледокол первым достиг Северного полюса своим ходом.
17 Августа 1977 года. 4 часа по мск. Впервые в истории мореплавания надводный корабль достиг Северного полюса. Мы осуществили замечательную мечту русских и советских исследователей Арктики, которая жила в нашем народе многие столетия.
Хотя оба советских гиганта отслужили свой срок, но они принесли стране и миру очень многое. Северный морской путь стал более короткой альтернативой южному маршруту в обход Африки и Азии. Но главное, атомоходы обеспечили России преимущество в Арктике на десятилетия вперед.
«Россия имеет самый мощный ледокольный флот. Никто не имеет такой мощности, проходимости, чтобы в любую точку арктического океана пройти, доставить необходимые задачи»
Новейшие российские ледоколы проекта 22220 строят на том же Балтийском заводе, где были созданы «Ленин» и «Арктика». Рабочие предприятия собирают корпус, устанавливают механизмы, прокладывают километры труб и кабелей, подключают и настраивают сложнейшие приборы и системы защиты реактора. Один из ледоколов, по традиции, носит имя «Арктика».
А 22 сентября 2017 года на воду был спущен второй из этого проекта - «Сибирь». Оба судна получили новейшую атомную установку РИТМ-200, которая делает их самыми мощными в мире.
«Это действительно реакторы нового поколения. Реакторы типа РИТМ, который разрабатывали в ОКБМ Африкантов, на этом новая турбина Кировского завода, новая система автоматизации, новая система электродвижения, которой не было на прежних ледоколах. На этом ледоколе принципиально новые решения по обводам корпуса, мы проводили испытания, чтобы достичь ледопроходимости, которые есть у этих ледоколов.»
Из семи запланированных судов построено три, и работы продолжаются. Более того, на Дальнем Востоке началось строительство супер-ледокола «Лидер», который будет вдвое мощнее, чем нынешние корабли, и обеспечит России дальнейшее освоение Арктики.