Одно из моих интервью с Андреем Макаревичем. 2009 год. Спустя 13 лет его признают иноагентом.
Главный долгожитель отечественной рок-музыки, группа «Машина времени» отмечает в этом году свое 40-летие. О том, как музыканты относятся к примете, согласно которой этот возраст праздновать нельзя, рассказывает в интервью главный «машинист» Андрей Макаревич
- У вас год сорокалетия группы…
- Уже было. Есть конкретная дата, 26 мая. Она уже прошла, мы по этому поводу немножко выпили. Поскольку 40 лет в России почему-то отмечать не принято, мы решили не устраивать какого-то конкретного дня рождения, и отмечаем весь год. В рамках празднования планируется дать сорок больших концертов – 15-20 мы уже дали. Празднование идет пока очень хорошо, несколько дней назад я приехал с гастролей, еще через несколько дней поедем на следующий концерт.
- А что же будет в декабре в «Олимпийском»?
- Это будет завершающий концерт юбилея. Помимо «Машины времени» с программой, которую мы сейчас играем, будут выступать гости. Сейчас они записывают трибьют наших песен. Там очень пестрый состав – от Градского до «Мумий Тролля», и думаю, что многие из них примут участие в концерте в «Олимпийском».
- Вы как-то контролируете работу над трибьютом? Отслушиваете материал?
- Нет. Я считаю, что это неправильно: это все равно, что люди нам делают подарок, а ты лезешь подглядывать, чего тебе туда положили. Мы участвуем только на уровне распределения песен, чтобы не было повторов. Хотя, например, я знаю, что Billy's Band записал «За тех, кто в море», а «Мумий Тролль» тоже хочет взять эту песню. Ну и ради бога. Я думаю, они если даже очень постараются, у них одинаково не получится. Это тоже интересно – понять, как на одну и ту же вещь могут по-разному смотреть разные музыканты.
- А вы собирались вместе с этим трибьютом выпустить обратный трибьют, где «Машина времени» исполняет чужие песни.
- Да, но очень трудно, когда ты все время на гастролях, параллельно заниматься альбомом. Как оказалось, это физически тяжело. Так что за альбом мы сядем в июле. Скорее всего, полновесного трибьюта не получится – он будет разбит нашими новыми песнями. Они тоже появляются – так что куда же их девать? Планируем записать их в августе и выпустить в декабре вместе с тем трибьютом.
- Студия Abbey Road на этот раз будет задействована?
- Не думаю. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, это замечательно, но хочется чего-то еще попробовать. На Abbey Road я уже над двумя альбомами работал. Конечно, если тыщ двести с неба свалятся… Но не свалятся ниоткуда, не те времена сейчас.
- Вам понравилась книга Михаила Марголиса «Затяжной поворот» о «Машине времени»?
- Кстати, из-за похожести фамилий многие были уверены, что это Женя Маргулис книгу о «Машине» написал… Ну что сказать? Это его книга, я не считал себя вправе вмешиваться в ее подготовку. Миша взял пространные интервью, по многу часов беседовал с каждым из музыкантов. Мне понравилось, что он абсолютно беспристрастен. Книга такая и должна быть: он не тот, который не любит «Машину времени», он не тот, который сходит по ней с ума – это ему позволяет более-менее объективно смотреть на происходившие события.
- Музыканты «Машины» там выглядят очень неравнодушными людьми: они волнуются, ругаются, у них противоположные взгляды на одни и те же факты…
- Так это наша жизнь! Мы так и живем, это нормально.
- Не хотелось, когда читали, какие-то куски вымарать?
- А зачем? Я не увидел там ничего, нас компрометирующего или искажающего реальные факты.
- Экономический кризис как-то отразился на группе?
- Честно говоря… Да практически нет. Корпоративов было немного и меньше не стало. Кассовых концертов меньше не стало. В гонорарах практически не ужимались. Залы полные.
- А в вашем бизнесе проблем не появилось?
- Да я не настолько занимаюсь каким-то бизнесом, чтобы сильно это ощущать. Ну да, всё немножко осело, но катастрофы нет. Если же говорить о клубах «Батискаф»… Человека, сошедшего с ума на почве дайвинга, никакой кризис волнует – он будет нырять в любую погоду.
- А когда прочитаем ваши новые книжки?
- Должно выйти расширенное и дополненное издание «Занимательной наркологии» в очень красивом подарочном варианте.
- За счет чего она доработана? Новый опыт какой-то?
- Мы дописали какие-то вещи – жизнь идет, мы набираемся опыта. Кроме того, я написал книжку «В начале был звук…», и она, думаю, скоро появится. Она о звуке, о том, что значит звук в жизни человека.
- В 40-летней истории группы было что-то, о чем вы сейчас жалеете?
- Нет.
Алексей Мажаев, InterMedia, специально для Шоубиз@Mail.Ru, 25 июня 2009