Восхищение и уважение вызывает личность и талант актрисы и режиссёра Эммы Томпсон. Её размах и безграничные варианты перевоплощений в разных фильмах дарят и мне возможность исследования архетипических проявлений героинь неповторимой Эммы.
Правитель
Уверенный, продуктивный, эффективный, властный, не боящийся ответственности. Стратегия - осуществление руководства.
В драме «Удивительная миссис Мэй» - Эмма Томпсон выступила в роли судьи, внешне - хладнокровной, притягательной и властной. Внутренне - ранимой, боящейся ошибиться. Основные образы героини - деловые костюмы, высокие каблуки, вечерние платья, жемчуг, драматичные сочетания.
Маг и Шут
Маг - интригующий, загадочный, тянущийся к трансформациям, с мистической харизмой и способностью к неожиданным решениям.
Наиболее ярко Маг показан Эммой Томпсон ролью Профессора Трелони (серия фильмов о Гарри Поттере). Основной наряд персонажа выполнен в стиле Бохо: длинное платье болотного цвета, многослойность, кулоны с колдовскими символами, причёска ведьмы.
К эффектной трансляции образа Мага примешиваются также отдельные черты Шута: спонтанность, некоторое сумасбродство, «Вау!» - эффект. Профессор Трелони иногда говорит странным голосом и носит огромные несуразные очки.
Опекун
Щедрый, благородный, согревающий, уютный, преданный. Смысл жизни - давать другим. Цель - помогать окружающим.
Один из ярких примеров - Карен из к/ф «Реальная любовь». Карен - супруга Гарри, руководителя рекламного агентства. Самоотверженная, помогающая и детям, которые заняты в школьном спектакле, и своему не слишком верному мужу, и другу, переживающему смерть жены. Карен носит, в основном, мешковатые кофты, юбки длины миди, обувь на низком каблуке. Удобная одежда мамы и домохозяйки. Также у неё есть объёмное пальто на все времена классического светло-коричневого цвета. Раскрыв обман мужа и сумев заявить о своей боли, она меняется. В конце фильма мы видим уже другую Карен: в благородном цвете, более стильную, с эффектными серьгами. Карен - Королеву.
Простодушный
Идеалист, верящий в чудо и Рождество, непосредственный, доверчивый. Цель - быть счастливым. Страх - делать что-то неправильное или плохое, за что последует наказание.
В фильме «Друзья Питера» Эмма Томпсон сыграла Мэгги Честер, транслирующую Простодушного поступками, реакциями, элементами наряда. Можно увидеть и цветочные принты, и детские хвостики, и платья с завышенной талией в образе, и много наивности в поведении. Интересно, что когда Мэгги по сюжету даёт себе разрешение на «плохую девочку», она активизирует своего Эстета, балансируя на грани света и тени данного архетипа.
Мудрец
Стремится к объективности, имеет критическое и новаторское мышление, разумный, идеалист, отстраненный, логичный. Цель - использовать интеллект и анализ. Стратегия - искать информацию и знание.
Мудрецом предстала Эмма Томпсон в фильме «Джуниор», сыграв увлечённую своим научным проектом доктора Диану Реддин. Диана - немного "не от мира сего", но очень логична и отлично знает свой предмет. Мудрец в нарядах Дианы проявился в виде заимствований из простого мужского стиля и мешковатых нарядов серого, серо-бежевого, бежевого цвета. Даже платье, которое Диана надела в ресторан, длинное, тёмное и с широкой юбкой.
Своими образами Диана как бы даёт понять, что одежда служит ей только с рациональной точки зрения, не для красоты. Главное, чтобы не отвлекала от главного дела жизни. Вместе с тем элементы из мужского гардероба, такие как широкие брюки и вязаный жилет, намекают на то, что она может сдерживать своим эмоции.
Эстет
Черты Эстета показаны Эммой Томпсон в героине мелодрамы «Разум и Чувства». Элинор - элегантная, подчеркнуто женственная, создающая приятную обстановку, утончённая, действующая из любви. Она, внешне сдержанная, всю страстность своей натуры хранит в сердце и раскрывается лишь в конце истории, когда её избранник признаётся ей во взаимности.
Трансляцию качеств Эстета можно увидеть в изысканных платьях и украшениях героини, в намёках на эротизм и чувственность. Например, в низком декольте, в завитках волос, спускающихся на нежную шею, в подчёркнутости линий тела.
Бунтарь
Аутсайдер, мятежник, дерзкий, не соглашающийся с правилами. Цель - разрушить то, что не работает. Страх - оказаться бессильным, заурядным. Стратегия - ломать, разрушать или шокировать.
В роли фотографа Фрэнсис (к/ф «Зимний гость») Эмма Томпсон предстала как женщина, сопротивляющаяся своей матери и горестным обстоятельствам, свалившимся на неё. Непринятие горя выливается в стратегию «сломать прошлое представление о себе». Она коротко стрижёт волосы, одевается в тёмные тона, носит грубую обувь. В конце фильма можно заметить смягчение «Бунтаря» Фрэнсис. Лицо расслабляется, всё чаще возникает улыбка на лице, чувствуется внутреннее соединение с матерью.
Герой
Решительный, энергичный, дисциплинированный, остро реагирующий на несправедливость и критику. Цель - использовать власть, чтобы усовершенствовать мир. Стратегия - идти до конца.
Черты Героя отражены Эммой Томпсон в роли адвоката Гэрит Перси (к/ф «Во имя отца»). Гэрит пытается добиться пересмотра дела для семьи ирландцев, осужденных за теракт, который они не совершали. Архетип «Герой» узнаваем, в основном, в кинетике, эмоциях, поведении персонажа. В образах видны чёрные цвета, болотные оттенки и строгость линий, характерные для имиджа Героя.
Творец
Яркий индивидуалист, стремящийся к самовыражению, наблюдательный, эгоистичный. Желание - создать вечные ценности. Цель - воплотить видение в форму.
Творца, замкнувшегося в себе, сыграла Эмма Томпсон в киноленте «Спасти мистера Бэнкса». Её героиня Памела Трэверс, автор сказочных повестей о Мэри Поппинс, ревностно защищает своё книжное «детище» и личную историю от любых вмешательств. В течение фильма Творец Памелы постепенно избавляется от сдерживающих представлений о мире и людях, высвобождаясь, в том числе, и от собственных ограничений. Трансформацию интересно наблюдать и в имидже: от классических сдержанных платьев и костюмов гувернантки до эффектного вечернего наряда и яркой свободной рубашки творческой женщины.
Чудесный фильм со светлой грустью. Я смотрела несколько раз.
Я не нашла в персонажах Эммы Томпсон Славного малого и Искателя. Возможно, первый немного показан в роли Кейт Уокер (к/ф «Последний шанс Харви»), а второй соседствует рядом с Мудрецом в роли Дианы Реддин (к/ф «Джуниор»). Догадываюсь, и, скорее всего, это именно так, что к каждому доминантному архетипу, который представлен в ролях Эммы Томпсон, примешиваются черты и других архетипов, в том числе и её собственных, делая персонажей многограннее.
В завершении хочу отметить, что данное исследование - моя субъективная точка зрения, подкреплённая почти пятнадцатилетним совместным стажем, опытом и знаниями в профессиях стилиста и психолога. Вы всегда можете поделиться своим мнением, а также найти индивидуальный набор архетипов и стилей, пройдя курс Архетип и гардероб.
Карпова Ирина Евгеньевна, стилист и психолог
Все фото для статьи взяты из открытых интернет-источников.