Найти тему
ИвашкинА | Рассказы

Литературные приёмы: сюжетный твист

Сюжетный твист (с англ. Plot twist) - мощный литературный приём, который вносит радикальное изменение в ожидаемый результат сюжета, практически переворачивая его с ног на голову. Читатель увлечённо следит за повествованием и уже прогнозирует финал, как вдруг сюжет закручивается в совершенно другую сторону и ошеломлённый читатель восклицает: «Так вот оно, оказывается, как на самом деле!»

Рассмотрим на примере любимого многими «Гарри Поттера». Северус Снегг (Снейп) на протяжении всей истории о юном волшебнике кажется отталкивающим персонажем: обладает тяжёлым характером, мрачной внешностью, имеет связь с Пожирателями смерти, а потом и вовсе переходит на сторону Тёмного Лорда. А в конце седьмой книги мы вдруг узнаём, что всё это время Северус был двойным агентом, не раз рисковал жизнью ради Гарри и его друзей, поклялся до конца защищать мальчика, которого он, казалось, ненавидел - и всё это ради Лили Поттер, матери Гарри, которую он любил всю свою жизнь! Получился просто невероятный твист, который готовился на протяжении 7 книг, и душещипательная история любви, одна из лучших, на мой взгляд, в современной литературе.

История Северуса - пример очень удачного твиста под условным названием «снимаем маски». Это резкое изменение характеристик персонажа, когда он вдруг оказывается хорошим или, наоборот, злодеем. 

Также неожиданно могут раскрыться и новые отношения, родственные связи между персонажами, что сильно повлияет на развязку сюжета. 

Например, красивая и жестокая миссис Колтер признаётся сиротке Лире, что на самом деле она её мама, а её родной отец - человек, которого она всю жизнь считала своим дядей («Северное сияние» Ф.Пуллман). Такая правда отнюдь не радует ребёнка: девочка, чувствуя предательство родителей и, видя их жестокие поступки, любой ценой стремится оказаться подальше от отца и матери.

Или классика кинематографа: злодей Дарт Вейдер признаётся Люку, что он его отец - известный эпизод, который очень впечатлил кинозрителей. 

-2

Бывает и так, что главный герой (а в месте с ним и читатель/зритель) сам не знает правду о себе. Она раскрывается неожиданно в финале и ввергает в шок. На ум сразу приходит роман Чака Паланика «Бойцовский клуб» с «ненадёжным рассказчиком». Рассказчик (а с ним и читатель) только в конце романа осознаёт, что террорист Тайлер - это он сам, и единственный способ остановить его - самоубийство.  Или корейский фильм «Олдбой» - пересказывать сюжет не буду, скажу лишь, что главный герой, узнав про родственные отношения, предпочёл стереть себе память, настолько шокировала его эта правда. 

Ещё одну интересную разновидность твиста можно обозвать «великим обломом»: на протяжении всей книги/фильма герой усердно стремится к своей цели, а цель - пустышка. Или хотел герой сделать как лучше (и читатель/зритель в это тоже искренне верит), а получилось ещё хуже. 

В качестве примера вспоминается сюжет фильма «Кловерфилд». После автокатастрофы девушка по имени Мишель обнаруживает себя запертой в бункере, а её похититель сообщает, что спас ей жизнь, ведь на мир напали инопланетяне, и лучше никуда не выходить. Всё происходящее кажется странным, похититель и его помощник - психами. Но когда Мишель удаётся выбраться на поверхность, вдруг обнаруживается, что ей не врали! Фильм, если честно, на один раз, но твист в исполнении режиссера полностью удался! 

Кстати, не каждый твист «выстреливает». Есть уже клишированные повороты сюжета, которые скорее вызывают раздражение читателя, нежели восторг. Например, «оказалось, что всё это ему приснилось» или «а потом из ниоткуда пришёл <кто-то> и всё порешал». Так только Гендальфу можно прийти на пятый день с востока и притащить с собой новую армию/орлов и всех спасти. Потому что Толкин - это классика, его можно перечитывать бесконечно, а в современных произведениях “deus ex machina” (дословно - «бог из машины», неожиданный спаситель) уже немного поднадоел и смотреться выигрышно точно не будет.

-3

В наше время для того, чтобы твист произвёл желаемый эффект, необходимо его заранее подготовить: оставить «крючки» в течение всего повествования, если хотите, вскользь упомянуть ружьё в одной из глав, которое должно выстрелить в финале. Вот тогда читатель непременно захочет прочитать книгу во второй раз, чтобы увидеть все тайные знаки, которых он не замечал, и заново осмыслить сюжет.

Вспомним фильм «Пила», который принёс режиссеру Джеймсу Вану мировую славу. В чём его успех? Да просто никто из зрителей не ожидает, что труп, лежащий в начале фильма, может «ожить» и оказаться маньяком, который и устроил «игру на выживание»! Если бы маньяк просто вошёл в комнату, это было бы в тысячу раз менее эффектно. 

В общем, твист в умелых руках - мощный инструмент воздействия на читателя/зрителя. Восхищаюсь и аплодирую всем, у кого он удался, и традиционно жду ваши любимые примеры удачного сюжетного твиста в книгах или фильмах:) 

А в следующий раз расскажу вам про клиффхэнгер. Не переключайтесь😀