Найти в Дзене

LegalTech. Автоматизация юриспруденции: особенности и проблемы.

Доступный юридический инструментарий на сегодняшний день представлен лишь: Данные инструменты значительно ускоряет поиск информации и ее интеллектуальную обработку. При этом, это никак не приближает нас к автоматизации деятельности юриста и созданию работоспособной ИИ в этой сфере. К тому же, зачастую различные CRM системы настолько «помогают» в работе, что некоторые из наших коллег в г. Москва создают отдельную штатную единицу, в обязанности которой входит заполнение CRM системы. Таким образом сейчас не существует решения, которое одновременно было бы функционально, удобно в использовании и на самом деле помогало бы юристам в решении непростых задач, требующих творческого и экспертного подхода. При обращении к юристу клиента, интересы которого требуется защитить, мы можем выделить основные задачи: Это лишь простой пример, однако с подобными действиями юрист сталкивается буквально ежедневно, и давайте пофантазируем на этот счет. Представьте, что при поступлении всех документов от кл
Оглавление

Доступный юридический инструментарий на сегодняшний день представлен лишь:

  • конструкторами документов, которые работают на основе типовых решений, и любое отклонение от формы, требует ручной правки;
  • сервисы проверки контрагента, которые берут информацию из открытых публичных реестров (ЕГРЮЛ/ЕГРИП, Федресурс, КАД и пр.);
  • системы подбора судебной практики и справочно-правовые системы, вроде "Консультант+". Они осуществляют поиск по ключевым словам, и по сути, являются всего лишь специализированным поисковым сервисом;
  • системы управления проектами, задачами, разного рода task-менеджеры, системы учета времени, в основном заточенные на автоматизацию биллинга.

Данные инструменты значительно ускоряет поиск информации и ее интеллектуальную обработку.

При этом, это никак не приближает нас к автоматизации деятельности юриста и созданию работоспособной ИИ в этой сфере.

К тому же, зачастую различные CRM системы настолько «помогают» в работе, что некоторые из наших коллег в г. Москва создают отдельную штатную единицу, в обязанности которой входит заполнение CRM системы.

Таким образом сейчас не существует решения, которое одновременно было бы функционально, удобно в использовании и на самом деле помогало бы юристам в решении непростых задач, требующих творческого и экспертного подхода.

При обращении к юристу клиента, интересы которого требуется защитить, мы можем выделить основные задачи:

  • запросить или собрать необходимые документы (договоры, акты, письма и пр.) и установить весомые юридические факты;
  • оценить их исходя из действующего законодательства и практики его применения;
  • предложить варианты решения проблемы и собственные рекомендации;
  • реализовать выбранный вариант решения проблемы и в дальнейшем привести к его реализации.

Это лишь простой пример, однако с подобными действиями юрист сталкивается буквально ежедневно, и давайте пофантазируем на этот счет. Представьте, что при поступлении всех документов от клиента нам не нужно тратить несколько часов для их анализа, а у вас есть удобный софт, который выделит цветом все ключевые моменты и укажет на основные положения, на которые следует обратить внимание.

Или рассмотрим ситуацию земельного спора, для корректного понимания проблемы и шансов на успех, юристу следует сделать запросы в несколько ведомств, и подробнейшим образом изучить документы, полученные им из большого количества источников (публичная кадастровая карта, мэрия, статус земли и т.д.). Как было бы хорошо иметь под рукой специальную программу (речь даже не идет об искусственном интеллекте), которая сможет сделать все запросы сама, собрать данные воедино и выдать нам документ, в котором будут перечислены все интересующие нас вопросы о данном объекте недвижимости.

Звучит фантастически неплохо, но подобные технологии уже существуют, агрегаторы данных, софт для их чтения и анализа, специальные программы для создания однотипных, шаблонизированных ответов, чат-боты и цифровые ассистенты. Но все это слишком далеко от настоящего искусственного интеллекта.

Разработок в этой области вовсе нет, благодаря нашумевшему ChatGPT попытки создания настоящего юридического ИИ продолжаются.

Однако, подходы к его осмыслению разные:

- Решения, функционал которых строится на создании жестких правил и добавлении большого дерева алгоритмов, которые проводя лингвистический анализ текста, применяя к нему правила синтаксиса, семантики и т.д. Недостаток таких решений кроется в подходе, полноценно реализовать функционал путем создания отдельных правил приведет к необходимости вырабатывать десятки, а то и сотни тысяч правил, которые в конечном итоге начнут противоречить друг-другу.

Подход основнанный на применении нейронных сетей, обученных на основе текстов и в дальнейшем обучающихся с каждым днем. В отличие от первого подхода приверженцы нейронных сетей лишают себя необходимости в создании алгоритмов реагирования, но должны будут предоставить искусственному интеллекту тысячи образцов качественно составленных правовых документов, каждой из категорий. А что такое качественно составленный документ? Ответ на этот вопрос носит настолько субъективный характер и несет несколько других проблем связанных проблем, что больших успехов ни первые ни вторые пока не достигли.