Найти в Дзене

НА ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЕ НА ВЕНЕРЕ... Часть вторая

Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Пираты Венеры". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Пираты Венеры". Изображение взято из открытых источников

"Никакая звезда среди бесчисленных мириад, мерцающих на ночном небосводе, не сияет столь изумительно, как планета Венера – и даже Сириус-Сотис, собака-звезда, любимая Изидой. Венера является королевой среди наших планет, драгоценной короной нашей солнечной системы..." - эти строчки принадлежат Елене Блаватской. И судя по тому, какой интерес питали писатели-фантасты к этой планете в ХХ веке, с основательницей оккультизма трудно не согласиться. Правда, следует добавить - королева, приютившая чудовищ.

Рэй Уордел. Иллюстрация к роману Гаррета Сервисса "Колумб космоса". Изображение взято из открытых источников
Рэй Уордел. Иллюстрация к роману Гаррета Сервисса "Колумб космоса". Изображение взято из открытых источников

В 1909 году выходит роман Гаррета Патмена Сервисса "A Columbus of Space" (Колумб космоса). Пожалуй впервые в литературе к нашей красавице люди летят на атомном корабле. Венера у Сервисса обитаема, хотя на райский уголок не похожа. Вместе с прелестными аборигенками, водятся здесь и чудовища: "Неподалеку от нас, не более чем в семидесяти-семидесяти пяти футах, раскинулся мелкий водоем. Его отмели, заросшие густым кустарником, едва выдерживали вес чудовища на восьми ногах. Тварь в луче прожектора казалась желтовато-коричневой, огромной – округлое тело, все покрытое ощетинившимися желтовато-коричневыми волосками. Относительно маленькая черная, видимо бронированная голова, с бессчетным числом глаз, сверкающих в электрическом свете…"

Обложка романа Отиса Клайна "Опасная планета". Изображение взято из открытых источников
Обложка романа Отиса Клайна "Опасная планета". Изображение взято из открытых источников

Штурм Венеры фантастами продолжается. В 1929 году выходит роман Отиса Эдельберта Клайна "Planet of Peril" (Опасная планета). Сознание его героя, Роберта Грэндона, переносится в тело жителя Венеры. Ну и понеслось. "Он уже мог рассмотреть их - дюжину самых отвратительных тварей из всех когда-либо им виденных. Походили они на увеличенных раза в два гиен, покрытых толстой чешуей, черной и отливающей оранжевым. У каждого зверя было по три рога - два торчали из висков, а один - между глаз. Шестеро вгрызались в ствол, и шестеро отдыхали. Несомненно, они работали посменно..." В общем, сплошная берроузщина.

Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

По другую сторону океана, джунгли Венеры тоже не были обойдены вниманием. В 1933 году выходит роман советского писателя Александра Романовича Беляева "Прыжок в ничто", по сюжету которого, сбежавшие от мировой революции буржуи, оказались на второй планете Солнечной системы. Классику отечественной фантастики достоверность придуманного мира была важнее приключений, поэтому к описанию животного и растительного населения Венеры он подходит с максимальной тщательностью, как и подобает научному фантасту.

Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Петр Луганский. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

"Ганс прицелился и выстрелил. «Арбуз» вдруг сморщился, проткнутый, как детский воздушный шар, и упал на почву. Возле сморщенной оболочки извивалась тонкая, «гусиная», не очень длинная шея, оканчивающаяся круглой головой с тончайшим клювом, острым, как игла шприца. Текер вынул нож и произвел вскрытие. Внутри шара он нашел подобие сердца, пищевод, желудок, в котором были обнаружены шишки, хвоя; далее был кишечник..." А чего только стоят ледяные кроты! Ну и разумеется - хищные растения. Куда уж без них. Роман Беляева стал первой ласточкой советской "венерианской" фантастики. Подлинный штурм второй планеты в литературе СССР начнется в пятидесятых.

С. Сенф. Обложка журнала "Weird Tales", где опубликован рассказ Карла Эштона Смита "Неизмеримый ужас". Изображение взято из открытых источников
С. Сенф. Обложка журнала "Weird Tales", где опубликован рассказ Карла Эштона Смита "Неизмеримый ужас". Изображение взято из открытых источников

В 1931 году на Венеру отправил своих героев американский писатель Кларк Эштон Смит в рассказе "The Immeasurable Horror" (Неизмеримый ужас). Астронавты сталкиваются с разумной, все пожирающей биомассой. В другом его произведении "An Adventure in Futurity" (Приключение в будущем), земляне используют венериан в качестве рабов, которые, в конце концов, восстают (по наущению марсиан) и бывшие хозяева становятся... пищей. "Когда я пришёл в себя, то поначалу ощутил только мучительную боль в голове и конечностях. Моя макушка до сих пор яростно пульсировала от полученного удара. Затем я услышал бормотание низких нечеловеческих голосов и, открыв глаза, увидел освещённые пламенем лица и тела венериан, плясавших вокруг большого костра. Я лежал на спине, и мне хватило всего одной небольшой попытки пошевелиться, чтобы понять, что мои руки и ноги были связаны..."

Аллен Сент-Джон. Обложка романа Эдгара Берроуза "Пираты Венеры". Изображение взято из открытых источников
Аллен Сент-Джон. Обложка романа Эдгара Берроуза "Пираты Венеры". Изображение взято из открытых источников

В 1934 году к штурму Венеры подключился американский классик приключенческой фантастики Эдгар Райс Берроуз. Роман его нового цикла "Pirates of Venus" (Пираты Венеры), был продолжен еще в четырех романах "Lost on Venus" (Затерянные на Венере; 1935), "Carson of Venus" (Карсон с Венеры; 1938), "Escape on Venus" (Побег на Венере; 1946), "The Wizard of Venus" (Колдун с Венеры; 1964). В отличие от своего коллеги Джона Картера, Карсон Ньюпер отправляется в космос не мистическим способом, а на реактивном корабле. Правда, собирался он на Марс, а очутился на Венере. Ну и разумеется, с первых же шагов столкнулся с местной более чем агрессивной фауной.

Аллен Сент-Джон. Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Пираты Венеры". Изображение взято из открытых источников
Аллен Сент-Джон. Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Пираты Венеры". Изображение взято из открытых источников

"В смутном полусвете венерианской ночи я видел против себя тварь, которая могла возникнуть только в полубезумной горячке ужасного кошмара. Размером она была примерно со взрослую пуму и стояла на четырех лапах, которые весьма походили на человеческие или обезьяньи руки. Было похоже, что этот зверь большую часть жизни проводит на деревьях. Передние лапы были значительно длиннее задних, как у гиены, но на этом сходство заканчивалось, поскольку покрытая шерстью шкура зверя была покрыта продольными полосами красного и желтого цветов, а его ужасная голова вообще не имела сходства ни с одним земным зверем..."

Владимир Ан. Иллюстрация к рассказу Стенли Вейнбаума "Планета-паразит". Изображение взято из открытых источников
Владимир Ан. Иллюстрация к рассказу Стенли Вейнбаума "Планета-паразит". Изображение взято из открытых источников

Свой венерианский цикл создал и другой классик американской НФ Стенли Грумен Вейнбаум. В 1935 году выходят его рассказы "Parasite Planet" (Планета-паразит) и "The Lotus Eaters" (Лотофаги). Вторая планета у Вейнбаума предстает бурным, влажным миром, населенным опасными и странными формами жизни. "Впрочем, эти создания были каким-то новым видом. Хэм разглядел ряд похожих на глаза пятен, а под ними клубок ног. Существа походили на перевернутые корзины, примерно того же размера и формы, покрытые жилами, дряблые и без особых примет, если не считать глазных пятен. Теперь можно было даже заметить полупрозрачные веки, которые закрывались явно для того, чтобы защитить глаза от болезненного света..."

Гарольд Де Лей. Обложка журнала "Weird Tales", где опубликован рассказ Говарда Лавкрафта "Лабиринт Эрикса". Изображение взято из открытых источников
Гарольд Де Лей. Обложка журнала "Weird Tales", где опубликован рассказ Говарда Лавкрафта "Лабиринт Эрикса". Изображение взято из открытых источников

В 1939 году в октябрьском номере журнала "Weird Tales" был опубликован рассказ Говарда Филипса Лавкрафта "In the Walls of Eryx" (Лабиринт Эрикса), написанный в соавторстве с Кеннетом Стерлингом. Венера в описании "короля ужаса" предстает довольно необычным миром. "Вскоре я заметил в окружающем пейзаже кардинальную перемену. - яркие и, похоже, ядовитые цветы приобрели разные оттенки и сплелись в венки. Очертания предметов начали ритмично пульсировать, вокруг появлялись яркие световые точки и танцевали в медленном ровном темпе. Потом стала меняться температура воздуха, которая поднималась и снижалась в унисон с завораживающе-ритмичной барабанной дробью..."

Иллюстрация к рассказу Говарда Лавкрафта "Лабиринт Эрикса". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к рассказу Говарда Лавкрафта "Лабиринт Эрикса". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...