Найти в Дзене
Мусагет о звёздах

Выбираем лучшую версию фильма «12 стульев»: Гайдай или Захаров?

Оглавление

Многие зрители сейчас даже не знают, что существует две советских экранизации знаменитого романа Ильфа и Петрова «12 стульев», по которому, кстати, в общей сложности к настоящему времени во всем мире было снято 24 картины. Причем советские вышли в прокат с разницей всего в пять лет; первая, Леонида Гайдая, в 1971, а вторая, Марка Захарова, в 1976. Тогда, в Советском Союзе, выход второй картины вызвал большой ажиотаж как среди зрителей, так и среди режиссеров и продюсеров – одни считали, что это «настоящее уголовное преступление» (правда, по большей части это была команда, работавшая над фильмом 1971 года), а другим – наоборот, версия из четырех эпизодов понравилась больше, так как она в полной мере раскрывала весь сюжет романа.

Конечно, сравнивать эти фильмы не совсем корректно: хоть и то, и то – комедия, но жанр у них все же достаточно разный. У Гайдая – его классическая, местами преувеличивающая картина, а у Захарова – больше мюзикл. Да, именно так – танцев, конечно, особо нет, но песен и музыки вообще достаточно. Но все же почему бы не выяснить различия между экранизациями и понять, которая их них больше понравилась зрителям?

Актеры

Многое в фильме зависит от актеров – как, собственно, и тут. Интересно, что по недавним опросам зрители запомнили кого-то из экранизации Гайдая, а кого-то – из Захарова. Например, при упоминании Остапа Бендера, мошенника и «великого комбинатора» все вспоминают Андрея Миронова из 1976, а не Арчила Гомиашвили. Причем последнего Гайдая на роль искал ну очень долго, перебрав всех актеров СССР среднего возраста, и не только актеров – кастинг прошел Владимир Высоцкий, и прошел успешно! Но в первый день он сильно опоздал на площадку, сорвав съемки всему коллективу, что Гайдай очень не любил, и на роль в итоге взяли Гомиашвили. Миронова же режиссер взял еще до окончательного написания сценария, сказав, что никого, кроме Андрея, на эту роль видит.

А вот дворник Тихон – в большинстве случаев именно Юрий Никулин, а не Николай Скоробогатов. Но тут, конечно, соревнование не совсем честно; Никулин к тому времени, да и сейчас, более известен и популярен.

Но, пожалуй, самым забавным фактом является то, что в общей сложности десять актеров сыграли в обеих экранизациях: иногда одни и те же роли, а иногда – другие, как это сделал Георгий Вицин, в первом фильме сыгравший монтера Мечникова, а во втором – мастера по гробам Безенчука, делавшего, по его собственным словам, «прекрасные, как огручики, гробы».

Зрительский успех (в числах и фактах)

Осталось выяснить, какой же из фильмов в итоге больше понравился советским зрителям, а для этого не помешает статистика и немного цифр.

Итак, «12 стульев» Леонида Гайдая были довольно успешны – в год выхода, 1971, картина стала лидером проката; ее посмотрели 39 с половиной миллионов зрителей. Есть даже две иностранные награды: одна из Грузии за вклад в жанр кинокомедии, а вторая – из Италии, полученная на фестивале советских кинофильмов. А песни, придуманные Александром Зацепиным, стали настолько популярны, что в 1977 году появились в еще одной комедии Гайдая «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика».

А вот картина Марка Захарова в СССР не получила такого признания. Из-за необычного жанра то ли мюзикла, то ли комедии, первый показ фильма на телевидение получился совсем провальным. Но режиссер не расстроился, сказав: «Значит, его время еще не пришло!». Так и оказалось – в современной России намного чаще смотрят и пересматривают четырех-эпизодный вариант.

Но, конечно, вы решаете сами, нравится вам больше версия Гайдая, или версия Захарова… или обе одновременно. А если пока не получается – почему бы не пересмотреть фильмы еще раз?