Вдогонку к нововведениям по машиночитаемым доверенностям хотим рассказать о нововведениях в отношении электронной подписей.
Фото: jannoon028, freepik.com.
С 1 сентября: какие ЭП больше нельзя получить
Напомним, что с 1 сентября больше не выпускаются электронные подписи на сотрудников с указание реквизитов компании.
Если работнику требуется электронная подпись для выполнения трудовых функций, то он должен получить её как физлицо. Затем работодатель должен оформить ему машиночитаемую доверенность для работы.
Действующими подписями пока ещё можно пользоваться до окончания срока их действия.
Немного статистики
За 2 года работы удостоверяющий центр ФНС выдал более 5 млн. сертификатов квалифицированных электронных подписей ИП и директорам юрлиц.
Всего количество выпущенных сертификатов КЭП — более 6,5 млн., т.е. УЦ ФНС обеспечила сертификатами более 70% компаний.
Около 30% являются участниками финансового рынка, государственными и муниципальными организациями, которые используют электронные подписи, полученные в Удостоверяющем центре Банка России или Казначейства, или не применяют КЭП в своей деятельности.
Как считают в ФНС, использование КЭП позволило бизнесу сэкономить время и средства на ведение документооборота. На сегодня 96,5% предпринимателей сдают отчётность в электронном виде, подписывая её КЭП, сертификат которой получен в УЦ ФНС.
С 25 сентября: ЭП через мобильное приложение
Напомним, что если вы ранее получали электронную подпись в УЦ ФНС, то можете её перевыпустить в Личном кабинете на официальном сайте налоговой:
- в Личном кабинете ЮЛ заявление можно подать в разделе «Заявления.Запросы» / «Электронная подпись (КЭП)»;
- в личном кабинете ИП в разделе «Услуги.Сервисы» / «Перевыпуск сертификата ЭП».
С 25 сентября продление подписи станет возможно на мобильных устройствах — также через Личный кабинет. Подробности читайте в приказе ФНС № СД-7-24/538@ от 11.08.23.
На данный момент электронную подпись записывают на токен, сертифицированный ФСБ. На телефон также придётся устанавливаться сертифицированную ФСБ программу.
ЭП можно перевыпустить только на старый токен
Ранее ФНС предупреждала, что перевыпустить КЭП через Личные кабинеты получится только на старый токен — т.е. на тот, на котором уже есть та КЭП, которую вы собираетесь продлевать. И в Личный кабинет с этой целью нужно войти именно по этой самой подписи.
При таком перевыпуске подписи нет возможности записать сертификат на новый или просто другой носитель.
С 25 сентября: обновление функций УЦ ФНС
Тем же приказом № СД-7-24/538@ вносит изменения в Порядок реализации ФНС функций аккредитованного УЦ. Сам порядок утверждён приказом ФНС № ВД-7-24/982@ от 30.12.20.
В частности, скорректирован перечень сведений, указываемых в заявлении на выдачу КЭП. Например, дополнительные сведения потребуется указывать при подаче документов руководителями филиалов иностранных юридических лиц.
Изменён перечень случаев, при которых ФНС откажет в создании КЭП:
- отказ заявителя от идентификации;
- отрицательный результата проверки действительности представляемых заявителем документов и достоверности внесенных в них сведений;
- при проверке сведений о заявителе из государственных информационных систем получена информация о недостоверности сведений;
- не подтверждено владение лица ключом ЭП, который соответствует ключу проверки ЭП, указанному для получения ЭП;
- отрицательный результат проверки уникальности ключа проверки ЭП.
Также приказом закрепляется, что УЦ ФНС выдает квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи как в форме электронных документов, так и на бумажном носителе.
С 1 октября: ИП упростят отправку документов в ФНС
Соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс № 389-ФЗ от 31.07.23.
Теперь ИП могут подписывать документы, отправляемые в налоговую, а также свои внутренние документы неквалифицированной электронной подписью физлица. Её можно оформить в Личном кабинете на официальном сайте.
Сейчас ИП не может отправлять электронные налоговые уведомления и заявления о зачёте переплаты налогов без квалифицированной электронной подписи.
Заявление о зачёте вообще можно отправить только в электронном виде через систему для сдачи отчётности или Личный кабинет налогоплательщика. Уведомление можно оформить и в электронном, и в бумажном виде.
Может ли ИП применять в предпринимательской деятельности ЭП физлица?
К слову, напомним про ещё одно письмо ФНС № ЕА-3-26/7867@ от 15.06.23, в котором рассматривается вопрос электронной подписи ИП.
В ФНС считают, что в отношениях, связанных с предпринимательской деятельностью, ИП должен использовать ЭП, выданную ему как предпринимателю.
ЭП физлица используется в личных целях данного физлица без полномочий на действия от имени других физических или юридических лиц.
В чём их отличие — в сертификате ИП указывается физлицо-ИП и данные о регистрационном номере ОГРН ИП.
Индивидуальный предприниматель может получить 2 подписи: как ИП для бизнеса и как обычное физлицо для личных нужд.
Если у вас уже есть «какая-то подпись», но вы не уверены какая именно, можно узнать следующими способами:
- откройте состав сертификата — если в поле «Субъект» есть номер ОГРНИП, то подпись ИП;
- если вы получали ЭП в УЦ ФНС, то подпись ИП; физлицам там подписи не выдают;
- попробуйте зайти в Личный кабинет ИП на официальном сайте ФНС по электронной подписи — если получилось, то у вас подпись ИП.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.