Найти тему
My Side

Музыка Манчестера. Часть 13

«Счастливые понедельники» Шона Райдера и компании. История Happy Mondays

Еще одни герои, а если быть точнее, антигерои Манчестера. Эта группа выделялась на фоне остальных групп города тем, что они напрочь были лишены какой бы то ни было скромности, умеренности в своих желаниях. Группа записывалась на лейбле Factory Records, который не без старательного участия Mondays превратится в банкрота. Об этом я чуть ниже расскажу. Раздолбаи на сцене и в жизни, Mondays вошли в историю музыки как коллектив, нарушающий спокойствие и порядок ничуть не хуже какого-нибудь бедствия. Вся жизнь их – это череда скандалов, разборок, алкогольного и наркотического угара, которые сыграют с ними злую шутку потом. Но как бы то ни было, Happy Mondays вписали кровью свое имя на доске почета своего лейбла Factory, а также на мировой сцене, пускай они и выглядят как кучка оборванцев, днями и ночами торчащие в дешевом баре. Их заслуга в том, что по их, в том числе, релизам конца 80-х - начала 90-х гг. принято с исторической точки зрения оценивать то безумие, творившееся в манчестерской музыке на рубеже десятилетий. На какой-то момент, хаус и рок были «сиамскими близнецами», смотрящими друг на друга помутненными глазами. Mondays блестяще продемонстрировали на своих альбомах cочетание танцевальности и психоделического рока. Ребята из группы как никто другой, пели с таким неприкрытым цинизмом о тех вещах, которые их окружают – наркотики, веселье, секс, социальная обстановка и прочее. На фоне достаточно интеллигентных New Order и The Smiths они, конечно, выделялись своей «пролетарской» прямолинейностью. Многие критики, да и любители музыки считают, что группа практически не владела музыкальными инструментами, а просто играла, мягко говоря, не по канонам. Я позволю себе с ними не согласится. Группа, несмотря на свое раздолбайство, была хорошо подкована с музыкальной точки зрения, а в их музыке есть, помимо прочего, элементы фанка и психоделического кантри. Солист группы и автор текстов Шон Райдер был по-своему голосом своего поколения, а его обезьяньи повадки на сцене были как раз в пику манчестерского безумия, когда стоять ровно у микрофона и статично петь было неприлично. Именно так себя вел и Йен Браун, фронтмен The Stone Roses, именно так себя будет вести Лиам Галлахер из Oasis, перенявший эту манеру у своих старших товарищей. Еще одна особенность данного коллектива – у них был свой танцор по кличке «Бэз», выходивший на сцену во время исполнения песен и танцующий в своем экстазе, держа в руках маракасы. Иными словами, Happy Mondays – это собирательный портрет Мэдчестера.

Шон Райдер, будущий вокалист группы и его младший брат Пол, который будет басистом в группе, родились в самой обычной семье почтальона и медсестры. В юности они будут теми еще сорванцами. В частности, Шон занимался тем, что травил голубей на улицах города хлебом, пропитанным крысиным ядом. Довольно комично это показано в фильме "Круглосуточные тусовщики", хотя голубей, конечно, жалко. Были они самыми настоящими бездельниками, пока в какой-то момент они не решили создать свою группу. Happy Mondays образовались в начале 80-х, когда в Манчестере вовсю существовала Hacienda, служившая поначалу концертной площадкой для местных и приезжих рок и поп-музыкантов. Хаус-истерия еще впереди. В группу, помимо Шона и Пола вошли гитарист Марк Дей, клавишник Пол Дэйвис и барабанщик Гэри Велам. На них обратил свое внимание вездесущий Тони Уилсон, когда те выступали в Hacienda и предложил им записаться на его лейбле. Так, на Factory появилась еще одна перспективная группа. Сам Тони сильно на них надеялся, верил в талант и могущество этой группы. Группа в 1986 году отыграла свои песни в радио-передаче Джона Пила, где были исполнены треки Kuff Dam, Olive Oil, Freaky Dancing и еще несколько песен. Первые два трека войдут в их первый студийный альбом под названием Squirrel and G-man Twenty Four Hour Party people Plastic Face Carnt Smile (White out) , вышедший в апреле 1987 года. Запись продюсировал не кто иной, как Джон Кейл, бывший участник культовой американской группы Velvet Underground. На этом альбоме есть и их знаменитый гимн всех тусовщиков 24 Hour Party People. Трек Kuff Dam выделяется своей «жирной» басовой линией брата Шона Райдера – Пола. Песня Olive Oil начинается опять же, с интересного вступления бас-гитары, а затем в дело вступает гитара Марка Дея, играющего здесь подчеркнуто фанково. Плевать что Шон Райдер напрочь лишен музыкального слуха и не попадает в ноты, а временами он звучит, как гопник, которому дали микрофон.

главные хулиганы группы Шон Райдер и Бэз
главные хулиганы группы Шон Райдер и Бэз

Главными шоуменами в коллективе были солист Шон Райдер и танцор Бэз. Он вообще случайно оказался в группе – просто на одном из концертов группы он взял и поднялся на сцену к ребятам и продолжил танцевать. Именно они были главными скандалистами в группе. Существует в интернете байка о том, что, однажды, Happy Mondays должны были выступать с концертом в Ньюкасле. Шон проснулся в отеле, думая, что проспал половину концерта. Недолго думая, он собрался и помчался в клуб, где якобы они должны были выступать. Шон взобрался на сцену, ожидая остальных членов группы, но в тот вечер там давали концерт Simply Red! Шон быстро убежал со сцены и побежал в соседний клуб. Или вот еще: Mondays выступали на разогреве у New Order в Глазго в начале 90-х. Скандал был в том, что участники группы ворвались в гримерку New Order в поисках алкоголя. За это солиста группы Шона Райдера избила охрана. Это лишь малая часть тех скандалов, которые сопровождали группу на протяжении всей их карьеры.

Пол Маккартни как-то увидел выступление группы по телевизору и сказал потом в интервью журналу NME, что ребята ему напомнили The Beatles эпохи Strawberry fields forever. Майкл Джексон, король поп-музыки, запретил группе исполнять одну их раннюю песню Desmond, так как она напоминала мотив битловской Ob la di ob la da, пригрозя им судом. Дело в том, что Майкл владел правами на битловское наследие в то время. В итоге, эта песня не вошла в их первый альбом.

Итак, первый официальный полноформатный альбом группа выпустила. Это 1987 год. Это время, когда Англию и, в частности, Манчестер, захлестнула волна хауса. Не без участия таких корифеев жанра, как диджеи Майкл Пикеринг и Пол Окенфолд. Последний кстати еще поработает с манчестерскими хулиганами, сделав на песню Hallelujah клубный ремикс. Появилась целая обойм групп, которые пройдут под флагом мэдчестера. Таблетки прочно войдут в обиход, желтые смайлики будут таращиться со всех сторон на человека. Манчестер захлестнет глобальная вечеринка. Похмелье будет потом. А сейчас – это никого не волнует, что там будет после. Сейчас – «кислотное лето любви», которое охватило молодежь, по аналогии с «летом любви» хиппи 1967 года.

В 1988 году группа начала записывать материал для своего нового, второго альбома. Продюсером выступил старый-добрый Мартин Хэннет, который еще не утратил своего таланта видеть звук наяву и создавать потрясающие стены звука, колдуя в одиночестве в студии, запасившись веществами. Альбом, который увидел свет в том же 1988 году, признается многими критиками одним из лучших в творчестве группы. Если ты молодой человек, живущий в Англии в конце 80 – х и тебе в руки попалась эта пластинка, ощущение цайтгаста тебе гарантировано. С музыкальной точки зрения этот альбом – смесь психоделического кантри, фанка, психоделического рока 60-х и танцевальных ритмов. Country song – это, как не сложно догадаться, кантри-номер. Ее мог бы спеть какой-нибудь американский реднек, если бы он на своей лошади примчался в самый эпицентр рейв-вечеринки. Brain Dead – одна из моих любимых вещей на этом альбоме. Тут, конечно, особенно бросается в глаза синтезаторная аранжировка, которая словно сгущенка, обволакивает весь остальной инструментал, включая прифанкованную гитару и низкий хриплый голос Райдера. Песня Lazy Itis – калька с классического рока 60-х. Песню признали эдакой вольной интерпретацией битловской Ticked to Ride. Мотив в песне очень сильно созвучен с битловской классикой. И в авторстве этой песни с именами участников группы стали дописывать еще «Леннон-Маккартни». В песне Fat Lady Wrestlers также угадывается влияние кантри, а в песне Performanсe используется электроорган, что опять же отсылает нас будто к классике психоделического рока, только на этот раз к The Doors. Остальные песни также заслуживают внимания. Этот альбом был записан на все той же фирме Factory Records. Мартин Хэннет как всегда создал такой размазанный саунд, в котором как бы тонут инструменты и вокал солиста.

Группа тогда была на взлете. Они провели свое американское турне. Скандалы их преследовали. В 1989 году группа выпускает свой сингл Halleluia под руководством диджея Пола Окенфолда.

Группа на тот момент была на пике не только в творческом плане, но и в гедонистическом. Про них можно выпустить отдельную книгу по психиатрии, учитывая что они тогда творили и говорили.

В следующем году группа выпускает свой третий альбом под названием Pills’n’Thrills and Bellyaches. Есть та категория людей, которые считают именно этот альбом вершиной их творчества. Эта пластинка также как и предыдущая их работа, отражает в себе мэдчестер. Тут нашли свое место такие песни, как Kinky afrо, Step on и другие. Да, в какой-то степени это действительно великолепная работа. Во всяком случае, это их последняя знаковая работа. После этого – творческий запал группы пойдет на спад из-за нарастающего раздолбайского поведения участников группы и неумения себя хоть как-то контролировать.

Тем временем клуб Hacienda страдал от облавы полиции, от разборок местных криминальных авторитетов. Причина тому – нелегальный оборот наркотиков. Лейбл Factory доживал свои последние денечки.

Тони Уилсон, хозяин лейбла, выделил баснословную сумму денег на запись следующего четвертого альбома группы Yes, Please. Шон и товарищи отправились на остров Барбадос в 1992 году, на студию одного регги-музыканта Эдди Гранта, чтобы записать пластинку. По итогу, группа увязла в наркотическом и алкогольном угаре, забив и забыв про запись материала. Это была квинтессенция раздолбайства группы. Записав кое-как партии инструментов, участники коллектива совершенно забыли о такой «ненужной мелочи», как запись вокала и по итогу, когда Тони Уилсон получил в руки то, что можно с натяжкой назвать записью музыки, он обнаружил, что все сделано вкривь и вкось без вокала и прочего. В итоге, альбом все же был дозаписан и выпущен, но он провалился в плане продаж. Это был последний гвоздь, забитый в крышку гроба лейбла, который и так дышал на ладан. По итогу, лейбл был объявлен банкротом. Это был и творческий, и коммерческий провал. Factory развалился, а группа New Order, которая трудилась над своим альбомов Republic, перешла на другой лейбл. А Happy Mondays, в том числе, стали всему этому виной.

Mondays выпустили свой провальный альбом. Они шли стремительно ко дну. Начиналась новая эпоха Брит-попа – эпоха групп, которые еще возьмут на вооружение все то, что было предложено коллективами более ранними (в том числе, группой Mondays). Ну а электронная музыка также никуда не делась – наоборот, она только была в расцвете: Auterra, Orbital, Bomb the Bass, the Prodigy, Chemical brothers и многие другие коллективы, которые будут определяющими в не менее динамичные 90-е.

Шон Райдер после распада Mondays создаст в 90-е дуэт Black Grape с чернокожим рэппером Полом Ливериджем по кличке Kermit. К новоиспеченной группе примкнет и Бэз. Куда ж без него. Писали даже, что у Шона был шанс стать частью коллектива Electronic Бернарда Самнера и Джонни Марра, который они создали в конце 80-хгг. Про эту супер-группу я уже упоминал.

Что же касается Happy Mondays, то они в нулевые еще снова соберутся, будут давать концерты, выступать на всяких фестивалях. Точно также Бэз будет плясать с маракасами туда-сюда, а Шон точно также будет своим пропитым голосом петь о все тех же вещах.

В 2007 году группа выпустит новый альбом Unkle Disfunctional.

басист "понедельников", ушедший из жизни в 2022 году, Пол Райдер
басист "понедельников", ушедший из жизни в 2022 году, Пол Райдер

Увы, но в 15 июля 2022 году скончался бас-гитарист группы, младший брат Шона – Пол Райдер. «Да прибудет твой фанк! Нам будет очень не хватать тебя» - сказано в некрологе, который опубликовала группа на официальном ресурсе. Ему было 58 лет. Причина болезни не разглашается. Пол был, так сказать, самым тихим и застенчивым участником группы, испытывающим порой мандраж от выхода на сцену. В отличие от своего старшего брата Шона, он был настоящим скромнягой. И без такого талантливого бас-гитариста, который был во многом залогом успеха музыки группы, коллектив нельзя представить.

Happy Mondays занимают важное место в моей книге, ибо без их раздолбайства манчестерская сцена выглядела бы скучнее. Влияние группы простирается далеко. Однажды в 2008 году Том Йорк в интервью журналу «Роллинг стоун» отметил, что для него было важно все это манчестерское движение на рубеже 80-90 гг., отметив в том числе и группу Happy Mondays. В новом веке появится еще много групп, в том числе и из Манчестера, которые будут следовать рецепту мэдчестера – опылять гитарный рок с танцевальной электроникой. И эта заслуга, в том числе, и Happy Mondays.