Как известно, 19 сентября 2023 года в немецком Вольфсбурге – «столице» «Фольксвагена» – разработчик представил автомобильному сообществу третье поколение одной из самых удачных своих моделей последнего времени – новый кроссовер Tiguan. Надо заметить, что еще до официальной презентации для СМИ, эта машина была представлена «живьем» для 10 000 сотрудников фирмы, работающих в Вольфсбурге («рабочее совещание» с машиной было проведено в одном из павильонов предприятия).
С 2018 года машины модели Tiguan являются самыми продаваемыми среди моделей не только «Фольксвагена», но и VAG в целом. С момента его поступления в продажу первого поколения в 2007 году было произведено 7,6 миллиона единиц, из них почти миллион за последние два года. Успех безусловный, но…
Учитывая стратегию разработчика, можно с уверенностью утверждать, что третье поколение «Тигуана» станет последним: если это название и будет использовано в будущем, то оно будет принадлежать электромобилю, а это совсем другая инженерная идеология и иная архитектура, не предполагающая преемственности с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания.
В свою очередь, переход от второго к третьему поколению «Тигуана» носит преимущественно эволюционный характер. Более того, в большинстве аспектов разница между вторым и первым поколениями была более существенной, чем сейчас между третьим и вторым.
Но обо всём по порядку.
Новая машина, как и недавно (31 августа) дебютировавший Passat B9, разработана на модульной платформе MQB Evo. Заметим, что первый Tiguan был рожден в 2007 году, когда платформы MQB еще не существовало: в его основе лежала платформа PQ35. Второй Tiguan 2015 года рождения создан на основе платформы MQB A2, относившейся тогда уже ко второму поколению MQB. К этому же второму поколению MQB относится и современная MQB Evo образца 2019 года. Ее отличия от MQB 2015 года заключаются в более широком спектре подключаемых и так называемых «мягких» гибридов, в расширенных возможностях мультимедийной системы и цифровых инструментов, а также (а может и во-первых) в возможности установить адаптивную подвеску DCC Pro (ее амортизаторы имеют по два управляемых клапана – один для сжатия, другой для отбоя). Таким образом, «Evo» – это и есть эволюция, без прыжков в неизведанное.
Вопреки ожиданиям и сложившейся практике, со сменой поколения колесная база «Тигуана» не увеличилась. А это значит, на этот раз разработчики и маркетологи решили не раздувать машину, не гнать ее далее вверх по лестнице «престижа». Скорее всего, это решение было принято с учетом планирующейся «глобализации» и «европеизации» немного более крупного кроссовера Volkswagen Tayron, который в своем втором поколении перестанет быть чисто китайской моделью.
Итак, колесная база нового «Тигуана» равняется 2678 мм. Это ровно столько же, сколько и у машины второго поколения. Не изменилась и ширина – 1839 мм. Но в длину машина прибавила 32 мм: теперь от бампера до бампера у нее 4541 мм против 4509 мм у рестайлинговой версии второго поколения образца 2020 года. По официальным данным, прибавка в высоте составила 4 мм: она теперь составляет 1639 мм против 1635 мм (но тут многое зависит от настройки амортизаторов и массы автомобиля в разных вариантах оснащения).
Несмотря на незначительные изменения во внешних размерах машины, разработчик заявляет, что объем багажника (до высоты спинок задних сидений) удалось увеличить с 615 литров до 652 литров – прибавка целых 37 литров! Но чудес не бывает: при сложенных задних сиденьях объем багажника составляет нового «Тигуана» равен 1650 литрам – это на 5 литров меньше, чем во втором поколении. И потому возникает предположение, что «паспортный» объем багажника увеличен… за счет высоты сидений. Надо заметить, что в варианте подзаряжаемых гибридов полезный грузовой объем будет меньше: 490 и 1468 литров соответственно (часть пространства съедают аккумуляторы, размещенные в задней части кузова).
Вместе с тем, свободный объем для задних пассажиров, по словам разработчиков, несколько возрос. Так, зона для ног увеличилась на 1 см, а пространство над головой — на 2 см. В каких-то случаях эта прибавка в сантиметрах может иметь свое значение.
Однако в целом, сохранение внешних габаритов может натолкнуть на предположение, а не прежняя ли это модель в несколько модернизированном облике? Нет, Tiguan 3 действительно создавался «с нуля». И, в частности, работа над кузовом была проведена очень существенная. Так, коэффициент аэродинамического сопротивления удалось снизить до 0,28 – это очень хороший показатель даже для седанов (у модели второго поколения он составлял 0,33).
Внешность машины стала более округлой, обводы стилистически стали значительно ближе к электромобилям марки, давно тяготеющим к мылообразным формам. Дизайн ключевых внешних элементов также приблизился к «электричкам»: решетка радиатора полностью опустилась на бампер и зрительно стала пастью немалых размеров, а сразу под кромкой капота разместилась широкая поперечная полоса из пластика (она простирается от фары до фары и имеет чисто декоративную функцию – своего рода имитатор радиаторной решетки из прошлой жизни). Верхний край полосы-имитатора подчеркивает узкая светодиодная полоса белого цвета (ее также трудно назвать функциональной).
В качестве опциональной системы головного света, за доплату, на автомобиль может быть установлена новая матричная оптика высокого разрешения IQ.Light HD (High Definition). Как у того же нового «Пассата» и обновленного «Туарега» (для которого, кстати, она и была разработана), система предусматривает по 19 200 светодиодов в каждой фаре.
По моде последних лет, сзади машины во всю ее ширину крышки багажника установлена красная светодиодная лента – от фонаря до фонаря.
Как обычно, помимо стандартного облика машины предусмотрено ее «спортивное» оформление R-line. Его внешние особенности – это радиаторная решетка с черной ячеистой сеткой (в обычном исполнении она имеет горизонтальные хромированные ребра), а также более агрессивный дизайн бамперов. Конечно, есть у этой версии и свои дизайнерский акценты внутри салона.
Штатные типоразмеры колес для всех вариантов машины остались прежними – от 17 до 20 дюймов.
Интерьер нового «Тигуана» выполнен в тех же дизайнерских и конструктивных решениях, что и Passat 9-го поколения. Те же экраны мультимедийной системы поколения MIB4: либо диагональю 12,9 дюйма, либо, за доплату, диагональю 15 дюймов. Оба варианта имеют планшетообразное исполнение. В едином комплексе с основным экраном выполнены сенсорные ползунки и кнопки управления системой кондиционирования воздуха (климат-контроль двухзонный) и громкостью аудиосистемы: этот блок представляет собой узкую полоску, расположенную по нижнему краю «планшета».
Обновленная виртуальная приборная панель сохранила свой размер – 10,25 дюйма, но теперь она не прячется под солнцезащитным козырьком. Утверждается, что противобликовые характеристики улучшены во всей системе цифровых экранов. Кроме того, для «Тигуана», как и для «Пассата», теперь доступна полноценная проекция показаний приборов на лобовое стекло.
К нововведениям интерьера относится переезд селектора переключения передач на рулевое колесо и его трансформация в правый подрулевой рычажок.
Да, механической коробки переключения передач больше не будет ни в одной из комплектаций, а значит центральный тоннель можно организовать по-новому.
И, действительно, на нем вместо рукоятки МКПП или селектора автоматической трансмиссии теперь установлена крупная шайба универсального переключателя. В зависимости от настройки, она становится инструментом регулировки громкости или, например, управления режимами вождения, или же для смены цвета фоновой подсветки в салоне. С ее же помощью можно выбирать и светодиодный рисунок на глянцевых поверхностях, которые расположены справа на передней панели, а также на дверных картах. Миниатюрой жидкокристаллический дисплей, встроенный в шайбу, также облегчает управление. Но в любом случае, эта «крутилка» чисто физическая – не сенсорная.
Не стал разработчик устанавливать и сенсорные псевдокнопки на руле. Они также остались физическими. Да и дизайн руля в целом не претерпел заметных изменений.
Силовые установки «Тигуана» по-прежнему разнообразны, но многое ушло в прошлое. Бензиновых турбочетверок «начального уровня» 1,5 TSI мощностью до 150 л.с. как таковых больше не предполагается. Вместо них теперь только «мягкогибридная» связка четырехцилиндрового 1,5 eTSI и 48-вольтового стартер-генератора. Эта пара предлагается в двух вариантах мощности: 130 л.с. и 150 л.с. Более мощные моторы более традиционны. Это бензиновый 2,0 TSI в вариантах мощности 204 и 265 л.с., а также дизельный 2,0 TDI тоже в двух версиях: на 150 л.с. и 193 л.с. Все эти двигательные установки работают в связках с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач DSG. При этом полноприводными могут быть только самые мощные машины – оснащенные 2,0 TSI (как на 204 л.с., так и 265 л.с.) или 2,0 TDI (на 193 л.с.). Парадоксально, но факт: все остальные варианты силовых установок работают только на передний привод. Возможно, когда-то колесная формула 4x4 и расширит зону своего присутствия на новом «Тигуане», но на старте продаж полный привод окажется весьма дорогим удовольствием.
Подзаряжаемые гибриды (PHEV, они же eHybrid у «Фольксвагена») были в семействе «Тигуанов» и раньше. Но в третьем поколении они сделали свой шаг вперед. «Классический» бензиновый мотор 1,4 TSI, работавший по циклу Отто, в гибридной паре уступил место более новому, но и более сложному 1,5 TSI, работающему по циклу Миллера. Электромотор способен развивать мощность до 115 л.с. и создавать до 330 Н*м крутящего момента. В этой паре тоже предусмотрены два варианта исполнения. Первый – с турбомотором мощностью 150 л.с. – способен выдать суммарно 204 л.с. Второй имеет в основе тот же бензиновый двигатель, но способный развивать мощность 177 л.с., и потому в гибридной связке отдача может составить до 272 л.с. суммарной мощности (для сравнения: в предыдущем поколении максимум мощности гибрида составлял 245 л.с.). В обоих вариантах, предусмотренных для третьего поколения «Тигуана», в составе трансмиссии работает 6-ступенчатая коробка eDSG. Кстати, именно в нее встроен электромотор.
Гибридные силовые установки комплектуются тяговыми аккумуляторами увеличенной емкости. Если во втором поколении они вмещали до 9,1 кВТ*ч, то теперь способны принять внутрь (и, соответственно, выдать) 19,7 кВт*ч электроэнергии. Зарядное устройство постоянного тока способно пропускать через себя 50 кВт мощности. Чисто «электрический» пробег нового «Тигуана» может достигать 100 км. Заявленный запас хода для гибридных вариантов (полный бак и полностью заряженная батарея) достигает 1000 км. А вот привод всех гибридных вариантов «Тигуана» – только передний.
Базовая система подвески оснащена системой Vehicle Dynamics Manager (она недавно впервые была внедрена на спортивный Golf GTI). В ее состав входит электронная имитация блокировки переднего дифференциала XDS. В свою очередь, упомянутая выше адаптивная подвеска DCC Pro доступна только для машин с моторами мощностью от 193 л.с. и выше. За ее работу, в том числе за динамику управляемых амортизаторов, также отвечает Vehicle Dynamics Manager. В любом случае, сделав амортизаторы чуть более жесткими, разработчики заявляют о более существенной, более заметной разнице между режимами вождения: обычным комфортным и спортивным. В целом обновленная подвеска «Тигуана» должна сделать поведение автомобилем более стабильным, а маневренным и более точным.
Tiguan 3 в стандартной комплектации оснащен большим количеством систем комфорта и помощи водителю. Помимо ставших привычными систем контроля смены полосы движения Side Assist, автономного экстренного торможения Front Assist, удержания полосы движения Lane Assist и камеры заднего вида Rear View, в их перечень входит также система динамического отображение дорожных знаков. Среди дополнительных систем: помощник при парковке Park Assist Pro, который позволяет выполнять парковку дистанционно (въезд и выезд с парковочных мест без присутствия водителя в салоне – с помощью приложения для смартфона) и помощник Trailer Assist, который облегчает маневрирование с прицепом.
Сиденья ergoActive Plus с пневматической четырехпозиционной регулировкой поясничной опоры и 10-камерной функцией пневматического массажа можно было бы назвать новыми. Но… и они уже ставятся на Passat B9. Впрочем, это не отменяет новшеств как таковых. Среди них автоматическое (но программируемое) включение обогрева или вентиляции сидений при определенных температурах наружного воздуха.
Таким образом, на выходе получился технически более совершенный, более комфортный автомобиль, рассчитанный в точности на прежнюю целевую аудиторию. Но сможет ли он хотя бы приблизиться к коммерческому успеху своих предшественников – пока предсказать невозможно.
Надо заметить, что данные о массе нового автомобиля в разных вариантах исполнения и его динамических характеристиках пока не опубликованы. Видимо, испытания машин в разных вариантах еще продолжаются и цифры уточняются. Ведь старт продаж еще не завтра.
В продажу новые «Тигуаны» должны начать поступать в салоны дилеров первом квартале 2024 года.
Предполагается, что цены будут стартовать с 36,6 тыс. евро, что примерно на 10% дороже нынешнего уровня. И это ожидаемая цена автомобиля в начальной комплектации с «мягкогибридным» мотором мощностью 130 л.с. Старшая по силовой установке машина с 272-сильным гибридом будет стоить от 57 тыс. евро. Впрочем, сейчас это только предположения: в конфигураторах Tiguan 3 пока не появился.
Безусловно, ожидать официальных поставок новой модели в Россию не приходится, но параллельный импорт пока никто не отменял. А значит, какое-то количество последних «Тигуанов» со временем должно появиться и на наших дорогах. Впрочем, время – штука относительная, да и до европейских покупателей машина будет добираться еще много месяцев.
Сезон условно традиционных премьер «Фольксвагена» в текущем году близок к завершению. В конце года ожидается выход в свет обновленного варианта самого компактного кроссовера марки – T-Cross. В начале 2024 года должно состояться обновление хэтчбэка Golf 8. Вероятно, ближе к середине 2024-го можно ожидать выход в свет более крупной (по сравнению с «Тигуаном») машины – кроссовера Tayron второго поколения, который должен будет заменить длиннобазный Tiguan Allspace. На переломе 2024 и 2025 годов должен увидеть свет компактный T-Roc второго поколения. Значительно позже, в 2026 году, должны быть созданы Atlas и Atlas Cross Sport третьего поколения, которые, как ни странно, будут по-прежнему иметь двигатели внутреннего сгорания. И если планы концерна не изменятся, то эта пара автомобилей может стать последними созданными «Фольксвагеном» «нерозеточными» моделями. Впрочем, есть еще огромный китайский рынок, и локальных новинок у концерна Volkswagen там может быть не меньше, чем «глобальных».