Найти тему

Пять ошибок начинающих журналистов и как их избежать

Когда читаю новости или листаю ленту соцсетей, мысленно вношу правки в тексты. Нередко поправляю косноязычного диктора радио или ТВ. Даже в поздравлении с днем рождения не могу позволить себе банальное «счастья, здоровья…», продумываю структуру текста и креативлю на тему положительных качеств героя (именинника). Узнали себя? Ваш диагноз: журналист, копирайтер, пиарщик… Или другой специалист, который работает с текстами.

Этот пост полезно почитать тем, кто только учится складывать слова в четкие и грамотные предложения. И тем, кто слишком долго работает с текстами и хочет освежить в памяти базовые правила.

Студентка филфака РУДН Анастасия Журавлева делится гайдом «Пять ошибок начинающих журналистов и как их избежать».

Не растекайтесь мыслью по древу

Кажется, будто формула успеха статьи или научной работы – просто добавь «воды». Приведи тонну ненужных примеров, двести раз повтори очевидное. Конечно, норму в 25 или 60 страниц вы выполните, но про фактуру забудете. Лучше написать короткий, но дельный текст, чем фельетон на 100 000+ страниц, суть которого можно изложить в нескольких абзацах.

Помните, любая деталь или уточнение должны сработать. Прямо как ружьё Чехова! Поэтому если то, какие цветы продавала женщина на рынке или сколько пончиков съели студенты в ожидании результатов экзамена – важно, пишите. Но не наоборот!

Если не уверены в уровне «воды» и заспамленности, проверьте текст с помощью Главреда или Text.ru.

Не пишите о котах, если статья о зайцах

Представьте, вы, наконец, решили разобраться, что не так с Мартовским зайцем из «Алисы в стране чудес». Зашли в Интернет, нашли статью, начали читать. А со второго или третьего абзаца речь пошла совсем не зайце, а о Чеширском коте. Какие у него красивые зубы, какая потрясающая улыбка, как он смешно исчезает.

Да, читатель поймёт, что вы читали Льюиса Кэрролла и любите Чешика, но узнать он хотел совершенно другое. Вдруг ваш текст открыл школьник, которому срочно нужно ответить, кто такой Мартовский заяц. А тут неожиданный рассказ о коте.

Отход от основной темы повествования – логическая ошибка, которая выражается в смещении изложения. Прекрасно, если вы хотите дать читателю как можно больше информации. Плохо, если начинаете писать об одном, а уходите в совершенно другое.

Перед тем, как писать статью, телесюжет или текст для подкаста, составьте план. Подробно укажите, о чём расскажете в каждой из частей. И следуйте ему до конца работы.

Без сложных текстов

Вы можете фанатеть от произведений Достоевского или Толстого, любить бесконечные описания в романах Гарсиа Маркеса, но это не означает, что журналистские тексты нужно писать также.

Люди ХХI века не воспринимают длинные предложения с огромным количеством причастных и деепричастных оборотов. Большие абзацы вгоняют в дрожь, а иногда становятся главной причиной недочитанного материала.

Если видите, что предложение уже растянулось на 3-4 строки, сократите его. Причастные и деепричастные обороты по возможности замените на сложноподчинённые предложения. И старайтесь не нагружать текст огромным количеством цифр.

Без заумных слов, официоза и канцеляризмов

Ваш текст – не законопроект и не техническая инструкция, поэтому забудьте про официоз и канцеляризмы. «В данном случае», «исходя из вышесказанного», «протекает постепенно», «является» – аж передёргивает! Иногда длинные конструкции деловых документов можно заменить одним или двумя словами. Чем доступнее ваш текст, тем выше вероятность, что его прочитают.

А ещё любите своего читателя. Даже если вы знаете, в чём разница между фьючерсами и опционами, можете отличить вклад от накопительного счета или зайца от кролика, в этом необязательно разбираются читатели. Поэтому пишите так, чтобы ваш текст понял и пятиклассник Вася, и его родители. Употребляя любой незнакомый или сложный термин, поясните его. Если сомневаетесь, дайте почитать статью друзьям или родственникам. Спросите, всё ли понятно.

Уважайте чужой труд!

Удивительно, но в порыве сделать материал как можно быстрее, недобросовестные журналисты копируют чужие тексты. Если вам совсем лень, сделайте хороший рерайт и проверьте его на ContentWatch. Но чтобы не позориться, напишите сами. Мне преподаватель по телевидению всегда говорила: «Лучше хуже, но сам».

Ваш продукт должен нести элемент эксклюзива. Поэтому забудьте про «копипаст» и творите! Разве не за этим вы шли в профессию?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц