Найти тему
Духовная одиссея

Обретая ясность, осознаёшь мотивы, заставляющие связывать свою жизнь с очень серьёзными вещами

Оглавление

Очередной фрагмент от Кастанеды об уроках индейского шамана Х. Матуса

Мои заметки о первом занятии с доном Хуаном датированы 23 июня 1961 года. С этого дня началось моё обучение. До этого я встречался с ним лишь в качестве наблюдателя. При каждом удобном случае я просил рассказать мне о пейоте. Всякий раз он игнорировал мои просьбы, и всё же, судя по его колебаниям, какая-то надежда оставалась. На горизонте замаячила возможность когда-нибудь настойчивыми уговорами склонить его к беседе о своём знании.

И вот, на этот раз, во время сессии Хуан дал понять, что сможет снизойти к моим просьбам — при условии, что я обрету ясность мышления и буду точно знать, о чём прошу.

Это условие было для меня непонятным, поскольку моя просьба относительно пейота была, в сущности, предлогом установить с ним более тесный контакт. Я рассчитывал, что моя ссылка на его собственные знания вызовет его на большую откровенность, развяжет ему язык. Таким образом, я смогу без особых препятствий узнать всё, что он вообще знает о растениях. Однако он истолковал мою просьбу буквально, а именно — как желание получить знания о пейоте.

-2

Пятница, 23 июня 1961 года

— Ты научишь меня тому, что знаешь о пейоте, дон Хуан?

— Почему ты этого хочешь?

— Просто хотелось бы узнать об этом побольше. Разве сама по себе тяга к познанию — недостаточная причина?

— Нет. Ты должен спросить в самом своём сердце, чего ради тебе, зелёному юнцу, вздумалось связываться со столь серьёзными вещами.

— А сам ты чего ради этому учился?

— Ты почему об этом спрашиваешь?

— А может, у меня такая же причина.

— Сомневаюсь. Я — индеец. У нас разные пути.

— Если серьёзно, моя причина — просто сильное желание этому учиться, просто я хочу знать, чтобы знать. Но у меня нет плохих намерений, честное слово.

— Верю. Я курил о тебе.

— Что?

— Неважно. Мне известны твои намерения.

— Ты что, хочешь сказать, что видел меня насквозь?

— Назови как угодно.

— Так, может, ты всё-таки будешь меня учить?

— Нет!

— Потому что я не индеец?

— Нет. Потому что ты не знаешь своего сердца. Что по-настоящему важно — это чтобы ты точно знал, почему тебе так сильно этого хочется и куда ты желаешь себя вовлечь. Познание Мескалито — дело крайне серьёзное. Будь ты индейцем — одного твоего желания в самом деле было бы достаточно. Но лишь у очень немногих индейцев может появиться такое желание.

-3

Примечание

То, что дон Хуан не отказывал наотрез, Карлос воспринимал как знак того, что рано или поздно учитель поделится с ним своим знанием.

Одно из важнейших требований к ученику было следующее: сосредоточить весь свой ум и всю свою волю, к чему Кастанеда на данный момент не был готов. Он хотел установить более доверительные отношения, а остальное было лишь предлогом.