Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения сообщили результатах исследования, посвященного отношению россиян к платному и бесплатному контенту. Как оказалось, население России предпочитает хороший платный контент, однако платить за него не желает.
Право имею?
Уход из России крупнейших сервисов стриминга привел к изменению предпочтений российских пользователей, которые теперь вынуждены выбирать между отечественными площадками и использованием пиратского контента. Разумеется, такая ситуация наносит ущерб правообладателям.
Недавний опрос показал, что мнения россиян о защите авторских прав разделились практически поровну. Если 41% опрошенных согласны с тем, что авторы фильмов, книг и других интеллектуальных произведений должны быть надежно защищены законом от нелегального распространения, примерно столько же респондентов (39%) полагают, что опубликованные произведения становятся общественным достоянием (и авторы не имеют права запрещать их бесплатное обменное использование). Еще 20% опрошенных не присоединились ни к одной из сторон. Наибольшие затруднения данный вопрос вызвал у россиян с неполным средним образованием (46%), а также у активных телезрителей (36%).
Кстати, пять лет назад каждый второй поддерживал нелегальное распространение результатов творческого труда.
Типичный россиянин, поддерживающий защиту интересов правообладателей – мужчина или женщина (соответственно 39% и 43%) моложе 45 лет, обладающие высшим или неполным высшим образованием (45%), проживающие в Москве или Санкт-Петербурге (51%) и предпочитающие интернет-телевидение (48%).
Зачем платить, если можно взять бесплатно?
Этот вопрос наверняка возникает у тех, кто интересуется музыкой, книгами и фильмами. Однако сегодня платная подписка на контент, размещаемый в интернете, является неотъемлемой частью этичного потребления медиа и поддерживает развитие творческой индустрии. По сведениям ВЦИОМ, за последние пять лет россияне стали чаще рассматривать интеллектуальную собственность (такую как фильмы, музыку и книги) как товар, который должен быть оплачен. Доля людей, согласных с тем, что авторы должны получать отчисления за каждую скачанную копию своих произведений, выросла почти вдвое с 19% до 34%.
При этом количество людей, которые считают текущий уровень доходов в стране недостаточным, чтобы требовать плату за просмотр и скачивание контента, уменьшилось (52% против 71% в 2018 году).
Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет ценят творческий труд других людей чаще, чем остальные – 65% из них согласны с тем, что авторы должны получать деньги за использование своих произведений. Мужчины также чаще высказываются в пользу авторских отчислений (38% против 31% женщин). Сторонников оплаты творческого труа больше среди образованных и обеспеченных людей (38% и 49% соответственно), проживающих в столице (41%) или городе-миллионнике (44%).
Те, кто считает, что текущий уровень жизни не позволяет оплачивать каждую скачанную книгу, песню или фильм, чаще всего имеют низкий уровень доходов (69%), имеют среднее специальное образование (57%) и предпочитают смешанную модель потребления медиа (ТВ и интернет – 60%).
Хорошо, но за деньги. Плохо, но за так
Однако увеличение количества любителей «качественной картинки» среди интернет-пользователей не привело к готовности платить за нее. Напротив, в обществе стало больше тех, кто для экономии денег предпочитает отложить просмотр фильмов. В 2018 году российские пользователи интернета чаще выбирали платный просмотр фильма в хорошем качестве, чем бесплатный просмотр в плохом (34% против 25%). Однако сегодня они склонны подождать и посмотреть бесплатно и в хорошем качестве, дождавшись копии фильма (так настроены 36% респондентов, +20 процентных пунктов по сравнению с 2018 годом).
Еще 16% российских пользователей выразили желание платить за контент в хорошем качестве (−18 п.п. по сравнению с 2018 годом), в то время как каждый восьмой предпочитает ради качественного контента посетить кинотеатр (12%, −3 п.п.). Наименее популярными тактиками среди российских пользователей интернета являются бесплатный просмотр фильма в плохом качестве (5%, −20 п.п.) или отказ от просмотра вообще (2%, −5%). Следует также отметить заметное снижение интереса к просмотру фильмов в интернете в целом: если в 2018 году ответ «не скачиваю / не просмотрю» давали всего 12%, то сейчас этот ответ выбирают в два раза больше пользователей (23%).
Вопрос цены
За последние пять лет мнение россиян по вопросу борьбы с интернет-пиратством осталось неизменным. Они все еще считают, что проблема может быть решена скорее ценовым, а не правовым регулированием. По данным опроса ВЦИОМ, 63% респондентов считают, что для борьбы с нелегальным распространением фильмов и сериалов необходимо сделать лицензионные копии доступными по приемлемой цене (в 2018 году так считали 62% опрошенных). В то же время, 23% участников опроса верят, что наилучшим решением является более строгое законодательство в отношении создателей и распространителей пиратского контента (в 2018 году так считали 25%). Каждый седьмой опрошенный затруднился назвать самую эффективную меру борьбы с пиратством (14%).
Чаще всего сторонниками ценового регулирования являются россияне в возрасте от 18 до 44 лет (74-76%), с высшим или неполным высшим образованием (69%), активно использующие интернет для потребления контента (76%).
О необходимости ужесточения законодательства чаще говорят женщины (25% по сравнению с 20% у мужчин), представители старшего поколения (60+ лет − 34%), россияне с неполным средним образованием (36%) и активные телезрители (41%), сообщает сайт ВЦИОМ.
Группа писателей из США (включая автора известной серии "Песнь льда и пламени" Джорджа Мартина) подали судебный иск против компании OpenAI (создавшей нейросеть ChatGPT), обвинив компанию в нарушении авторских прав.
---