Найти тему
188,2K подписчиков

Россиянам нравится качественный платный контент, но платить за него они не хотят

Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения сообщили результатах исследования, посвященного отношению россиян к платному и бесплатному контенту. Как оказалось, население России предпочитает хороший платный контент, однако платить за него не желает.

Россиянам нравится качественный платный контент, но платить за него они не хотят
Россиянам нравится качественный платный контент, но платить за него они не хотят

Право имею?

Уход из России крупнейших сервисов стриминга привел к изменению предпочтений российских пользователей, которые теперь вынуждены выбирать между отечественными площадками и использованием пиратского контента. Разумеется, такая ситуация наносит ущерб правообладателям.

Недавний опрос показал, что мнения россиян о защите авторских прав разделились практически поровну. Если 41% опрошенных согласны с тем, что авторы фильмов, книг и других интеллектуальных произведений должны быть надежно защищены законом от нелегального распространения, примерно столько же респондентов (39%) полагают, что опубликованные произведения становятся общественным достоянием (и авторы не имеют права запрещать их бесплатное обменное использование). Еще 20% опрошенных не присоединились ни к одной из сторон. Наибольшие затруднения данный вопрос вызвал у россиян с неполным средним образованием (46%), а также у активных телезрителей (36%).

Кстати, пять лет назад каждый второй поддерживал нелегальное распространение результатов творческого труда.

Пять лет назад нелегальное распространение контента поддерживал каждый второй россиянин, а сегодня — 39%
Пять лет назад нелегальное распространение контента поддерживал каждый второй россиянин, а сегодня — 39%

Типичный россиянин, поддерживающий защиту интересов правообладателей – мужчина или женщина (соответственно 39% и 43%) моложе 45 лет, обладающие высшим или неполным высшим образованием (45%), проживающие в Москве или Санкт-Петербурге (51%) и предпочитающие интернет-телевидение (48%).

Зачем платить, если можно взять бесплатно?

Этот вопрос наверняка возникает у тех, кто интересуется музыкой, книгами и фильмами. Однако сегодня платная подписка на контент, размещаемый в интернете, является неотъемлемой частью этичного потребления медиа и поддерживает развитие творческой индустрии. По сведениям ВЦИОМ, за последние пять лет россияне стали чаще рассматривать интеллектуальную собственность (такую как фильмы, музыку и книги) как товар, который должен быть оплачен. Доля людей, согласных с тем, что авторы должны получать отчисления за каждую скачанную копию своих произведений, выросла почти вдвое с 19% до 34%.

При этом количество людей, которые считают текущий уровень доходов в стране недостаточным, чтобы требовать плату за просмотр и скачивание контента, уменьшилось (52% против 71% в 2018 году).

Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет ценят творческий труд других людей чаще, чем остальные – 65% из них согласны с тем, что авторы должны получать деньги за использование своих произведений. Мужчины также чаще высказываются в пользу авторских отчислений (38% против 31% женщин). Сторонников оплаты творческого труа больше среди образованных и обеспеченных людей (38% и 49% соответственно), проживающих в столице (41%) или городе-миллионнике (44%).

Те, кто считает, что текущий уровень жизни не позволяет оплачивать каждую скачанную книгу, песню или фильм, чаще всего имеют низкий уровень доходов (69%), имеют среднее специальное образование (57%) и предпочитают смешанную модель потребления медиа (ТВ и интернет – 60%).

Хорошо, но за деньги. Плохо, но за так

Однако увеличение количества любителей «качественной картинки» среди интернет-пользователей не привело к готовности платить за нее. Напротив, в обществе стало больше тех, кто для экономии денег предпочитает отложить просмотр фильмов. В 2018 году российские пользователи интернета чаще выбирали платный просмотр фильма в хорошем качестве, чем бесплатный просмотр в плохом (34% против 25%). Однако сегодня они склонны подождать и посмотреть бесплатно и в хорошем качестве, дождавшись копии фильма (так настроены 36% респондентов, +20 процентных пунктов по сравнению с 2018 годом).

Еще 16% российских пользователей выразили желание платить за контент в хорошем качестве (−18 п.п. по сравнению с 2018 годом), в то время как каждый восьмой предпочитает ради качественного контента посетить кинотеатр (12%, −3 п.п.). Наименее популярными тактиками среди российских пользователей интернета являются бесплатный просмотр фильма в плохом качестве (5%, −20 п.п.) или отказ от просмотра вообще (2%, −5%). Следует также отметить заметное снижение интереса к просмотру фильмов в интернете в целом: если в 2018 году ответ «не скачиваю / не просмотрю» давали всего 12%, то сейчас этот ответ выбирают в два раза больше пользователей (23%).

Увеличение количества любителей «качественной картинки» среди интернет-пользователей не привело к готовности платить за нее
Увеличение количества любителей «качественной картинки» среди интернет-пользователей не привело к готовности платить за нее

Вопрос цены

За последние пять лет мнение россиян по вопросу борьбы с интернет-пиратством осталось неизменным. Они все еще считают, что проблема может быть решена скорее ценовым, а не правовым регулированием. По данным опроса ВЦИОМ, 63% респондентов считают, что для борьбы с нелегальным распространением фильмов и сериалов необходимо сделать лицензионные копии доступными по приемлемой цене (в 2018 году так считали 62% опрошенных). В то же время, 23% участников опроса верят, что наилучшим решением является более строгое законодательство в отношении создателей и распространителей пиратского контента (в 2018 году так считали 25%). Каждый седьмой опрошенный затруднился назвать самую эффективную меру борьбы с пиратством (14%).

Чаще всего сторонниками ценового регулирования являются россияне в возрасте от 18 до 44 лет (74-76%), с высшим или неполным высшим образованием (69%), активно использующие интернет для потребления контента (76%).

О необходимости ужесточения законодательства чаще говорят женщины (25% по сравнению с 20% у мужчин), представители старшего поколения (60+ лет − 34%), россияне с неполным средним образованием (36%) и активные телезрители (41%), сообщает сайт ВЦИОМ.

Группа писателей из США (включая автора известной серии "Песнь льда и пламени" Джорджа Мартина) подали судебный иск против компании OpenAI (создавшей нейросеть ChatGPT), обвинив компанию в нарушении авторских прав.

---