Семья одного из бывших премьер-министров Великобритании в августе этого года отправилась на Карибские острова, чтобы принести извинения за свою историческую роль в рабовладении.
Образование и карьера Уильяма Гладстона (William Gladstone), политика 19 века, известного своими либеральным и реформаторским стилем правления, финансировались за счет эксплуатации выходцев из Африки, принуждаемых к труду на сахарных плантациях его отца Джона Гладстона в Карибском регионе.
Шестеро потомков рода Гладстонов прилетели в Гайану 24 августа, когда страна отмечала 200-ю годовщину восстания порабощенных людей, которое, по словам историков, проложило путь к отмене рабства. Помимо принесения официальных извинений, они согласились выплатить репарации для финансирования дальнейших исследований последствий рабовладения.
Джон Гладстон был пятым по величине бенефициаром фонда в 20 млн фунтов стерлингов (на сегодняшний день около 16 млрд фунтов стерлингов), выделенного британским правительством для выплаты компенсаций плантаторам, когда в 1833 году был принят закон об отмене рабства.
В начале своей карьеры его сын Уильям выступал в парламенте в защиту своего отца, а также помог подсчитать, какую сумму получила его семья. Джон Гладстон выдал ипотечные кредиты 2 508 порабощенным африканцам в Гайане и на Ямайке. После отмены рабства ему заплатили почти 106 000 фунтов стерлингов, что по тем временам было огромной суммой.
Демерарское восстание и Гладстоны
Демерарское восстание (The Demerara rebellion) началось в августе 1823 года на одной из плантаций Джона Гладстона. Его возглавляли Джек Гладстон (Jack Gladstone), раб, который был вынужден взять фамилию своего владельца, и его отец Квамина (Quamina), которого ребенком привезли из Африки.
Около 13 000 африканцев восстали в Демераре, британской колонии, которая позже стала частью Гайаны. Условия содержания местных рабов там были особенно жестокими. Эти плантации считались самыми прибыльными в Британской империи, и один порабощенный человек в Демераре стоил вдвое больше, чем один на Ямайке.
Восстание было подавлено, во время него убили более 250 африканцев и впоследствии еще 51 приговорили к смертной казни. Многих осужденных подвергли пыткам и обезглавили, а их головы насадили на столбы в назидание другим. Тело Квамины было подвешено на цепях перед одной из плантаций Джона Гладстона.
"Извиниться за совершённое моим предком"
59-летний Чарли Гладстон (Charlie Gladstone), который живет в замке Хаварден, на родине своего прапрадеда Уильяма в Северном Уэльсе, сказал: «Джон Гладстон совершал преступления против человечества. Это очевидно. Всё, что мы можем сделать прямо сейчас, – это попытаться сделать мир лучше, и одна из первых вещей – извиниться за совершенное моим предком. Он был подлым человеком. Он был жадным и властным. У нас нет для него оправданий. Но мне совершенно ясно, что, как бы то ни было, большая часть привилегий моей семьи является заслугой Джона Гладстона».
Семья Гладстон принесла свои извинения на открытии Международного института исследований миграции и диаспоры (University of Guyana’s International Institute for Migration and Diaspora Studies) при Гайанском университете, который они профинансировали с помощью гранта в 100 000 фунтов стерлингов.
Они также являются членами «Наследников рабства» («Heirs of Slavery») – сообщества семей, знающих, что их предки являлись бенефициарами рабства. Среди них – Тревельяны (Trevelyans), чьи предки владели более чем 1 000 рабами, и Ласселлы (Lascelles), построившие Харвуд-хаус (Harewood House) в Йоркшире на доходы от рабства. В феврале семья Тревельян также отправилась на Карибские острова, чтобы принести публичные извинения. Лора Тревельян (Laura Trevelyan) сказала: «Если у кого-то и есть "привилегии белых", то это у меня, т.к. мои предки были рабовладельцами». Она выплатила компенсацию в размере 100 000 фунтов стерлингов.
Время признавать ущерб
Эрик Филлипс (Eric Phillips), председатель комитета по возмещению ущерба Гайаны (Guyana reparations committee) и заместитель председателя Комиссии Кариком по возмещению ущерба (Caricom Reparations Commission), сказал, что он очень рад, что Гладстоны приехали извиниться: «Это является примером для других и особенно много значит в годовщину такого важного события. Поскольку Британия занимала центральное место в жизни Карибского бассейна, ей отведена главная роль в примирении и признании своих преступлений. На фоне этого серьезное беспокойство вызывает безразличие британского премьер-министра».
Англиканская церковь, голландская и бельгийская королевские семьи, а также премьер-министр Нидерландов – среди тех, кто принесли извинения за роль своих стран в рабовладельческом строе. Однако премьер-министр Великобритании Риши Сунак (Rishi Sunak) отказался извиняться.
Филлипс сказал: «Сунак знает, что проблема социальной справедливости становится всё более важной во всем мире, особенно в связи с движением Black Lives Matter. Быть настолько безразличным – это страшно. Это показывает, что он не подходит для руководства таким многоэтническим обществом, как Великобритания».
Брат Чарли, 54-летний Роб Гладстон (Rob Gladstone), сказал: «Репарационное правосудие начинается с извинений. Было бы замечательно, если бы больше людей шло на это и помогало нам строить лучшее будущее. Я думаю, британское правительство могло бы что-то сделать».
При этом правительство отрицает, что премьер-министру всё равно. Дэвид Ратли (David Rutley), министр иностранных дел, заявил, что «наиболее эффективным способом для Великобритании отреагировать на жестокость прошлого является обеспечение того, чтобы нынешнее и будущие поколения не забывали о произошедшем. Они должны понимать, что мы боремся с расизмом и решаем другие актуальные проблемы, в том числе связанные с изменением климата».
Перевод : Лесина Мария для Фонда «Безопасный дом».
Примечание: Несмотря на то, что легальная работорговля ушла в прошлое, торговля людьми в различных формах продолжает существовать и сегодня, затрагивая жизни миллионов человек по всему миру. Более того, сегодня в ситуациях современного рабства находится больше людей, чем в любой другой период истории.