С какими людьми интересно общаться? С предсказуемыми, понятными, про которых говорят "открытая книга", чьи поступки не удивляют, а мнение по любому поводу заранее известно? Или с теми, кто способен преподнести сюрпризы, неожиданно увлечься чем-то, поразить очередной затеей и удивить оригинальной мыслью?
Заметьте, я не спросила "жить", я поинтересовалась про "общаться".🙂
И это так издалека я подхожу к героям произведений Галины Демыкиной и к самим историям. Размышляла, что же так притягивает меня в её книгах, почему после чтения о многих не забыть, они как заноза в душе постоянно напоминают каким-то неразрешимым вопросом. Я никогда не могу угадать, как пойдёт развитие сюжета, чем закончится история, я даже редко предугадываю, как поступит герой на следующей странице. Интересно - да, но иногда сбивает с толку...
Пора продолжить рассказ о творчестве Галины Демыкиной, начатый в день её юбилея:
В этом году я попробовала познакомиться и с прозой для взрослых. Читала "Маски".
Книги у меня нет, читала я онлайн, и это было непростое знакомство. Несколько раз я прекращала чтение, нужно было распутать клубок мыслей, хотелось даже бросить, но что-то не отпускало, вновь тянуло к тексту. Мне казалось, что я уже наконец там, внутри, с героями, но это было обманчиво. Как будто ты пришёл в гости, человек тебе не очень знаком, ты не на его волне, но очень хочешь подружиться, понять. И тебе рассказывают историю, историю из жизни... И вот ты слушаешь, слушаешь, иногда бы переспросить, а стесняешься.
Аннотацию я увидела, когда повесть была прочитана:
"Маски" - это повесть-сказка. Все, происходящее в ней, реально. Сказочное же заложено в основе внутреннего мира героини повести. Это ее глаза видят сказочным парк, выросший посреди большого города: маску - почти обычную карнавальную маску, - приросшую к лицу дурного человека; дерево, которое узнало ее, выбежало ей навстречу, потянулось к ней всем своим одушевленным существом. Повесть эта - о любви. Но в ней есть размышления о призвании человека, о творческом начале в нем, о пути, который он выбирает, - ведь герои повести молоды, они только входят в жизнь, пристально и пристрастно всматриваются в нее. Поэтическая речь повести иногда переходит в стихи, и это звучит органично, не нарушая внутреннего, подспудного течения вещи.
Вероятно, да. Тут всё разложено по полочкам, но у меня никак не хотело раскладываться. Но этот тот самый случай, когда я вернусь к тексту. Когда-нибудь вернусь.
А пока я решила продолжить знакомство с произведениями для детей и подростков. Постепенно собираются тоненькие книжечки со стихами (хотя самых желанных нет, вряд ли и появятся):
Мне очень нравится сравнивать взгляды разных художников на одно и то же стихотворение: удивительным образом оно может прозвучать у них по-разному. Посмотрите, какие непохожие "Филюшки" получились у Галины Макавеевой и Александра Демыкина! В первом случае колыбельная с нотками тревоги, грусти, одиночества, а во втором - с добрым юмором:
Или вот это - "Птенцы научились летать"! Рассматривая рисунки Александра Демыкина, вновь улыбаешься при чтении, а Галина Макавеева опять лирична:
Стихотворение "Апельсины на окне" мне очень нравится, поэтому находка была особенно интересна: в сборнике 1964 и в сборнике 1987 тексты отличаются!
Необязательно всё время сравнивать, можно и просто стихотворения почитать, удовольствие получить:
В этом году у букинистов приобрела вот такие книги Галины Демыкиной:
В первой одна повесть - "Почему меня никто не любит?", что любопытно - в 2004 году она выходила и в серии "Любимые книги девочек" у издательства "АСТ". Обложка в худших традициях издательства, что внутри - не знаю. Но вот в издании 1985 года, которое оформлял Александр Демыкин, меня просто покорил форзац:
После чтения повести я в этом рисунке столько смыслов увидела!
Аннотация 2004 года вроде бы и ничему не противоречит, но мне нравится другая:
Повесть о девочке из неблагополучной семьи. Писательница прикасается здесь к остросовременным нравственным проблемам и показывает недостатки своей героини – ее духовную неразвитость, эгоизм – в столкновении с разными людьми. Характер Нади дан в развитии, в сложном преодолении ею своих ошибок.
Я не удивилась, что именно эту повесть переиздали в 21 веке, она ведь актуальности своей не потеряла. Да, приметы времени, быт - это осталось в прошлом, но отношения между людьми, ситуации - очень современно.
У Галины Демыкиной сильна кинематографичность (вероятно, я неправильно сформулировала термин, но как лучше - не придумала). Так и видишь кадр, детали, акценты.
Удивительные образы, их легко представить, если смотрел советские фильмы.
Продавец (и хабалка, и услужливо-интеллигентная), грузчик, скрипач и т.п.
Вот с историями Демыкиной не бывает так: прочитал, порадовался или погрустил, день подумал и забыл. Ходишь и долго-долго из головы не выходит. И не понимаешь, а это хороший ли финал, для кого хороший.
Рассказала о наболевшем, но болеть-то от этого не перестало. И что дальше будет в жизни Нади - очень большой вопрос!
Вторая книга - сборник из трёх историй, две из которых мне уже знакомы ("Была - не была", "Чуча"), о них уже писала, но я решила собрать все изображения Чучи. Об этом в самом конце. Читала я "Как тесен мир":
Это история взросления. Здесь и романтика, первые чувства, здесь и первые серьёзные проступки и поступки.
Какие там яркие характеры! За каждым героем - мир, каждую семью хочется узнать поближе. А мы только несколько летних дней с ними проведём. Попадём в дачный посёлок, а там вроде бы и так, как Ада в "недобром" своём письме изложила:
А вроде бы и не так. Особенно, если влюблён! Ведь в этом состоянии "никогда ещё так легко не говорилось и не дышалось. И деревья никогда не проступали так ярко из солнечных лучей".
И куда бы Сашка, главный герой повести, ни шёл, все дороги, все тропинки приводят его к одному и тому же дому.
И сосна со скамеечкой, возле которой столько собирались с малого детства ещё, - и она напротив этого дома. Как он раньше не замечал! Прямо хоть не ходи никуда!
И только я собралась наблюдать за развитием отношений в любовном треугольнике, который перерастал в четырёхугольник, как история резко повернула. Ох, Сашка, и как же это получилось? Но финал обнадёживает, в этой повести - обнадёживает.
А вот и чудесная "Ёла"!
Девочку звали Елена, Лена, а дома - Ёла.
Внутренний мир ребёнка во всех его противоречиях, трогательности и доверчивости. Мама малышки Ёлы работает в детском доме, временами девочке не понять и не принять, что её мама почему-то общая, другие дети её называют тоже мамой. И вот прогулка в лес помогает ей и удивиться многочисленным тайнам природы, и найти свой лес, и понять, как сильно любит её мама, и разогнать страхи из снов.
В лесу нужна тишина. Если ты идёшь по лесу тихо, не тревожишь его, он тебе покажет свои тайны и затайки. Ведь он весь живой - каждое дерево, веточка, травинка. Всё хочет жить, тянется к солнцу, к теплу, радуется весне.
Конечно же, после этой цитаты - к Песне Леса, к Чуче... Не даёт покоя мне эта маленькая история. О своих впечатлениях писала прошлый раз, сейчас познакомлю с рисунками. Купила издание 1965 года, проиллюстрированное Георгием Никольским, с радостью обнаружила в сборнике 1967 года с рисунками Льва Дурасова:
На сосне вниз головой повис серый зверек, похожий на маленькую белку или на большую мышь с пушистым хвостом. Два глаза, как две огромные бусины с ушастой серой мордочки. Я не шевельнулась, только смотрела. Зверек царапнул кору, спустился ниже, цепляясь тонкими розовыми пальцами. И не удержался — плюхнулся в траву, прямо около моего уха.
Испугался, чирикнул, как воробей: «чи-ч-у!» — и отбежал, зашуршал в траве.
Вот он, главный герой истории, Чуча, который сможет не только понимать речь человека, но и будет сам говорить:
А вот и второй важный герой этой истории - Скальный Волчонок:
И самый главный герой - Лес:
Я ветер, я ветви, я вечен, — так говорил лес.
Я зелен, я волен, я полон, — говорил лес.
У меня есть дубы и грабы,
У меня есть грибы и рыбы,
Под водою — линь,
Над водою — лань…
Как важно услышать песню леса, как нужно слышать песню леса!
Ком в горле, слёзы на глазах . И я не объясню почему. Это что-то внутри тихо лежит свернувшись, пока не разбудит его слово Галины Демыкиной.
А ведь история вполне реальная, за исключением самого Чучи. Что это? Магический реализм? Тот самый, о котором сейчас так много? Ничего не имею против, но ... Галина Демыкина и "магический реализм"? Не маг она, а волшебница, самая настоящая волшебница, истории которой не проходят бесследно мимо души, мимо сердца.
Радуюсь, что ещё впереди у меня не одно её произведение!