Поддержание дисциплины в классе относится к наиболее актуальным вопросам вне зависимости от стажа преподавателя.
В данной статье рассмотрим советы, которые помогут педагогу возобновить или сохранить спокойную и дружелюбную атмосферу на очном занятии:
1. Попробуйте вместе с учениками определить правила дисциплины в классе. Выслушайте учеников, предложите свои варианты и вынесите на доску или ватман пункты, говорящие о высокой дисциплине. Таким образом, вы покажете, что доверяете ученикам и их мнению, поэтому подставлять самих себя и вас в будущем им не захочется.
2. Формируйте дисциплину с самого начала, тогда не придется ее налаживать. На первом занятии в учебном году стоит сразу объяснить ученикам в каком формате будет проходить обучение: требования к поведению на уроке, дедлайны выполнения домашнего задания, время и способы коммуникации, механизм выставления оценки. Если пренебречь данным пунктом, то дисциплина начнёт формироваться хаотично.
3. Приветствуйте учеников. Вы можете начинать свой день с рукопожатий и объятий с учениками. Это можно сравнить с проверкой пульса у пациента. Во время такой короткой, но близкой коммуникации преподаватель сможет понять самочувствие и настроение ученика на учебный процесс. Такое приветствие повышает уровень академической активности на 25%, снижает уровень недопустимого поведения учеников на 11%.
4. Продумайте рассадку учеников. Дисциплина будет нарушена, если ученики садятся так, как им нравится. Почему? Потому что ребята предпочтут сесть за одну парту со своим лучшим другом или сесть за последнюю парту, чтобы поиграть в телефоне. Многим ученикам это интереснее логарифмов.
5. Используйте индивидуальный подход при объяснении темы урока.Используйте реальные примеры из жизни учеников: интересы, питомцы достижения, цели и т.д. Таким образом, ученики будут внимательно слушать вас, чтобы не пропустить то, о чем вы говорите («А вдруг учитель вспомнит про мое достижение в спорте» - ученик)
6. Выберите свой стиль преподавания. В каком стиле преподавания вы чувствуете себя увереннее? В авторитарном, демократическом или либерально-попустительском? Это важно определить, так как каждого стиля характерен свой способ наведения порядка на занятии.
7. Заинтересовывайте учеников. Нужно уходить от «душного» преподавания. Если из урока в урок всё проходит монотонно, то интерес учеников угаснет и вернуть его будет сложной задачей. Поэтому используйте современные средства преподавания, как цифровизация, чтобы все в классе были заинтересованы в процессе обучения и не отвлекались во время урока.
Таким образом, дисциплина складывается из множества пунктов, которые важно выстроить в начале учебного года.