Решение перебраться в Россию круто изменило жизнь молодого чешского музыканта. Спустя годы, на излете жизни, он мог с полным правом гордиться достигнутым: выдающийся дирижер, органист-виртуоз, талантливый преподаватель музыки, композитор, изобретатель музыкальных инструментов... Новая родина предоставила Войтеху Главачу возможность раскрыть все грани своего таланта.
Текст: Елена Петрова, фото предоставлено М. Золотаревым
...15 мая 1908 года вНикольском саду Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие памятника героическим русским морякам эскадренного броненосца «Император Александр III», погибшего в Цусимском сражении. Обелиск установили перед Николо-Богоявленским морским собором – полковым храмом Гвардейского экипажа. В церемонии принимали участие вдовствующая императрица Мария Федоровна и другие члены царской фамилии. После речи командира – контр-адмирала графа Николая Михайловича Толстого – и освящения памятника парадным маршем перед ним прошли роты моряков-гвардейцев и полковой оркестр, во главе которого шел его капельмейстер Войтех Иванович Главач...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДАР
Ледеч-над-Сазавой – небольшой чешский городок, в котором сегодня живет менее 5 тысяч человек. Именно здесь 11 (23) марта 1849 года у аптекаря Яна Главача и его жены Леопольдины родился сын – Войтех Йозеф Алоис Ян Леопольд Эмануэль Главач. Войтехом он был назван в честь дедушки со стороны отца – мукомола из города Подебрады (Восточная Богемия).
Уже в раннем детстве проявились удивительные музыкальные способности мальчика. Отец, сам большой любитель музыки, быстро распознал талант сына и с 4 лет начал учить его музыке. В 7 лет Войтех уже играл на органе во время церковных служб, используя специально изготовленную для него педаль. Когда ему исполнилось восемь, родители отправили его в Музыкальный институт Шимака в Праге, где юный музыкант учился игре на фортепиано и сочинял свои первые музыкальные произведения. Написанные в то время «Полька» и «Мазурка» были даже опубликованы. В 12 лет он был принят в Пражскую органную школу. Мальчик старательно изучал контрапункт, игру на фортепиано, органе и гармониуме. Средства на жизнь пришлось зарабатывать уроками, потому что отец его к тому времени разорился.
В статье чешской «Национальной газеты» (Národní listy), посвященной памяти Главача, уточнялось, что, едва поступив в школу, он уже импровизировал в органном классе. Услышав его игру, один из профессоров пригласил ученика выступать органистом в концертах, что дало ему хорошую практику. Юноша успешно окончил Пражскую органную школу и продолжил обучение в Париже.
Вернувшись на родину, 16-летний Главач вынужден был согласиться на первую предложенную ему должность – так он стал директором музыкально-певческого общества в городе Оравица в венгерской части региона Банат (ныне находится на территории Румынии). Через два года Главач перебрался во Вршац (современная Сербия). В то время Вршац переживал расцвет музыкальной жизни: здесь имелись мужской хор, музыкальная и хоровая школы для мальчиков, музыкальное издательство выпускало ноты и собственную газету, производились скрипки и шарманки. Войтех стал руководить сербским церковным хором. Молодого хормейстера во Вршаце полюбили, но скоро ему пришлось навсегда покинуть этот город: призывной возраст обязывал идти в армию.
НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
Служба Главача в австрийской армии и последовавший за ней переезд в Россию напоминают главы из приключенческого романа, причем источники пересказывают их по-разному. Нет, однако, никаких сомнений в том, что это был поворотный момент его биографии.
«Преданный идее славянства, Войтех Иванович явился ее горячим сторонником в венгерской Сербии, – писал в августе 1882 года журнал «Нива». – Освящение, при участии депутаций от славянских земель, первого знамени певческого общества во Вршаце устроено было под его руководством». Это не понравилось австро-венгерским властям. По утверждению автора статьи, юный чех был вскоре схвачен и сдан в солдаты. Отбывая в Вене воинскую повинность, он, несмотря на солдатский мундир, прославился как дирижер, концертант и композитор. Немецкая печать лестно отзывалась о нем, а славянское певческое общество избрало его своим дирижером. В 1870 году, пишет далее автор, Войтех Главач переселился в Россию. Причина его внезапного переезда в статье не указывается.
А вот чешские источники называют его отъезд в Россию бегством. Обстоятельства этого бегства раскрываются все в той же статье из «Национальной газеты»: военная служба в Вене была «горьким испытанием» для Главача. Армейское начальство нещадно эксплуатировало его талант: «Утром ему приходилось играть на органе во время воинских месс, днем на фортепиано на полковничьих обедах, а вечером и ночью исполнять концертные и танцевальные программы в военном казино». Он жаловался на судьбу друзьям из чешского патриотического общества «Славянская беседа». Не желая далее оставаться в рядах австрийской армии, «в мундире капрала с кинжалом на боку он дезертировал через границу в Россию».
С тех пор жизнь Войтеха Ивановича Главача была отдана служению русской музыкальной культуре. В России он обрел вторую родину. Добравшись до Санкт-Петербурга, он обратился за помощью к своему соотечественнику, композитору и главному дирижеру Мариинского театра Эдуарду Францевичу Направнику. С его помощью Главач получил должность органиста в Императорской итальянской опере, где прослужил пять лет.
Свой первый органный концерт в России он дал 26 февраля 1871 года в реформатской церкви Санкт-Петербурга. В дальнейшем концерты Главача проводились регулярно. В них участвовали такие первоклассные мастера, как скрипач Леопольд Семенович Ауэр, оперные певцы Александр Михайлович Давыдов, Камилло Эверарди, Иван Александрович Мельников, Дмитрий Александрович Орлов и многие другие.
В 1875 году Войтех Иванович стал дирижером оркестра Санкт-Петербургского собрания художников, он вел симфонические концерты и знакомил публику «со всем новым и выда ющимся». Тогда же начались его знаменитые летние сезоны в пригородах Санкт-Петербурга, долгие годы он руководил симфоническими оркестрами на музыкальных вокзалах в Озерках, Павловске и Сестрорецке.
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
Первые «вокзалы» (воксалы) – увеселительные публичные заведения, где звучала музыка, – появились в России в конце XVIII века. Несмотря на то, что уже в первой половине XIX столетия это слово приобрело знакомое нам сегодня значение (после строительства в 1838 году Павловского вокзала, ставшего конечным пунктом первой в России общественной Царскосельской железной дороги. – Прим. авт.), «вокзалами» еще долгие годы называли музыкальные павильоны с садом.
1 июля 1877 года состоялось открытие музыкального вокзала Озерки в одноименном загородном поселке, застроенном дачами петербуржцев. Первым дирижером нового заведения стал Главач, руководивший оркестром из 35 музыкантов. Симфонические концерты, которые исполнял оркестр Главача, пользовались популярностью у публики. Известно, например, что слушать музыку в Озерки приезжали Петр Ильич Чайковский, Александр Константинович Глазунов и Николай Григорьевич Рубинштейн.
В газетах и журналах того времени отзывы о «садовых» концертах симфонической музыки появлялись довольно часто. В 1880 году «Нива» в статье «Озерки: гулянье близ Финляндской железной дороги» сообщала: «Оркестр здесь прекрасный, не хуже Павловского ни в коем случае, и велся первые годы известным Главачем...» А автор «Петербургского листка» Н. Карцев заметил, что Главач «известен давно как солидный музыкант» и что если бы его «поставить во главе гораздо большего павловского оркестра, то он исполнил бы свои обязанности не хуже г. Лангенбаха, так как он менее сух и талантливее его».
Пожелание журналиста сбылось. Спустя несколько лет Войтех Иванович подписал двухгодичный контракт на проведение концертов в Павловске, который был продлен до осени 1886 года. Бенефис Главача состоялся 5 июня 1882 года. Музыкант предстал перед публикой во всех своих творческих ипостасях: дирижера, пианиста, органиста и аккомпаниатора. Согласно контракту, он должен был играть каждый вечер и, чтобы не наскучить слушателям, включал в концерты огромное количество музыкальных произведений классического и современного ему репертуара.
Войтех Иванович внимательно следил за появлением новых сочинений русских композиторов, стремясь исполнить их первым. Так, увертюру «1812 год» Чайковского он сыграл за неделю до того, как она впервые прозвучала в Москве. А 17 апреля 1883 года, перед открытием очередного концертного сезона в Павловском вокзале, Главач обратился к Чайковскому с просьбой дать ему возможность исполнить гопак из «Мазепы». «Я очень желал бы иметь эту новость, – писал он композитору, – так как все другие Ваши сочинения я уже исполнял в прошлом году». Он охотно играл и собственную музыку: отрывки из оперы «Облава», «Симфоническую сюиту», мазурки, романсы.
У Главача было много поклонников, на его концерты зрители специально приезжали из Санкт-Петербурга, дамы осыпали «душку Главача» цветами и подарками. «В текущем году, приглашенный на летний сезон в Павловский вокзал, Войтех Иванович производит громадный фурор своим замечательно-хорошо составленным оркестром», – писала в августе 1882 года «Нива». Сатирический журнал «Шут» отметил открытие сезона 1884 года юмористической заметкой «Из записной книжки «Шута»: «Каверзный, ехидный характер петербургского климата сильно напакостил нашим дамам в великий день 22 апреля. Они, эти дамы, со дня первого объявления Царскосельской железной дороги о том, что концерты г. Главача начнутся в Павловском вокзале с 22 апреля, начали заготовлять себе костюмы самоновейшего фасона «a la помешанная», чтобы в день открытия предстать перед «ним» в «приличном» виде. И вдруг само небо, сочувствуя мужьям и в унисон с ними, расплакалось самым непозволительным образом». Однако публика не изменила своему кумиру, открытие сезона прошло успешно. «Это, конечно, свинство со стороны неба, но дамы все-таки поехали и, испортив свои шикарные платья и шляпки, разразились овацией г. Главачу. Г. Главач был доволен (а это главное, по мнению наших дам, к которым мы всегда относимся с рыцарской галантностью)».
Позднее газета «Новости» подытожила, что после Иоганна Штрауса, дирижировавшего в Павловске в 1856–1865 годах, Главач имел в городе наибольший успех. А 3 мая 1886 года, в заключительный сезон Главача, Штраус в последний раз появился на павловской эстраде, и два великих музыканта дали совместный благотворительный концерт в пользу вспомогательной кассы музыкантов-художников. Журнал «Осколки» не преминул упомянуть об этом в своей ироничной хронике «Осколки петербургской жизни», противопоставив «славянина и почти как бы русского» Главача «немцу» Штраусу. На обложку номера поместили дружеский шарж художника Мечислава Далькевича «Воспоминание о битве в городе Павловске», где оба композитора и дирижера бросались в бой со скрипками и смычками наперевес.
В 1891 году Войтех Иванович вернулся еще на один сезон в Озерки. Об этом сообщил апрельский номер журнала «Артист»: «Открытие вокзала «Озерки» и начало концертов Главача последуют 12-го мая. Дирекция «Озерков» заводит новое электрическое освещение. Спектакли предполагаются в начале июня. К участию в спектаклях будут привлечены некоторые силы московского театра г. Корша». Когда открытие сезона состоялось, оно вновь получило хвалебный отзыв прессы: «Второй концерт Русского Музыкального Общества под управлением г. Главача в «Озерках» состоялся 15-го мая и прошел с большим ожиданием. Публика много аплодировала г. Главачу и оркестру».
А в 1900 году Главач украсил своим появлением первый летний концертный сезон еще одного пригорода Санкт-Петербурга – Сестрорецка. Курзал, в котором проходили концерты симфонической музыки на Сестрорецком курорте, был открыт 10 июня. По словам музыканта Николая Анатольевича Хотунцова, появление за дирижерским пультом Главача было самым замечательным событием сезона, который, по отзывам прессы, в целом был малоинтересным.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ НОВЫХ ЗВУЧАНИЙ
Помимо всего прочего Главач был еще и изобретателем. Он искал новые возможности музыкальных инструментов, ему хотелось расширить их диапазон. В 1880 году он собрал большую усовершенствованную концертную фисгармонию – на октаву больше обычной. Инструмент оказался настолько сложным, что ни одна музыкальная фирма не бралась за его изготовление. После безуспешных попыток найти мастеров в Париже, Главач поручил собрать инструмент штутгартской компании «Шидмайер и сыновья».
«Гармониум В.И. Главача по обилию звуковых красок и эффектов – прекраснейший оркестр в миниатюре, – отмечала «Нива». – Некоторые сочетания регистров, например, арфы, скрипки, флейты, виолончели, церковного органа и т.д., производят полнейшую иллюзию». Новый инструмент отличался разнообразием тембров. Он имел две независимые клавиатуры и 31 регистр. Помимо ножных педалей он был оснащен еще четырьмя педалями для колен. Изобретатель блестяще играл на нем. Главач объездил с гармониумом Германию и Англию. Инструмент высоко оценил Ференц Лист, с которым Войтех Иванович встретился на музыкальном фестивале во Фрайбурге. В 1886 году Главач совершил еще один концертный тур, на этот раз – по Германии и Италии. Во время гастролей Главач занимался популяризацией за границей русской музыки. Именно он впервые исполнил «Серенаду для струнного оркестра» и многие другие сочинения Чайковского в Берлинской филармонии.
Еще один новый инструмент, названный «армонипьяно», Войтех Иванович сконструировал в 1888 году. Это была своеобразная модификация фортепиано, позволяющая продлевать звучание повторяющимися, более слабыми ударами специальных молоточков, управляемых тремя добавочными педалями – ножной и двумя коленными. Армонипьяно давало возможность исполнять и органные произведения. Главач активно использовал оба инструмента на своих концертах в России и за рубежом.
Свои изобретения Войтех Иванович представил на Всемирной выставке в Париже (1889), Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893), Международной выставке в Антверпене (1894), Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896) и в Киеве (1897). Всюду он выступал как делегат и член экспертного совета, демонстратор своих инструментов, виртуоз-исполнитель и дирижер. В Чикаго он дал 13 концертов, знакомя американскую публику с сочинениями русских композиторов. Его концерты оказались такими успешными, что были продлены. И русская музыка звучала на выставке две недели вместо одной. Армонипьяно Главача было представлено на выставке вне конкурса, поскольку сам он был назначен экспертом по музыкальной части. Кроме того, он представил там и некоторые свои музыкальные сочинения: романсы, гимны, марши, а также учебники по музыке.
В Нижнем Новгороде Войтеху Ивановичу было поручено устройство всей музыкальной части Всероссийской выставки. Со своим симфоническим оркестром из 50 музыкантов он сыграл около 100 концертов популярной и классической музыки. Вместе с отцом выступала дочь – певица Зоя Главач. Максим Горький, бывший тогда специальным корреспондентом газеты «Одесские новости», упомянул концерт Главача в одной из своих заметок «С Всероссийской выставки (Впечатления, наблюдения, наброски, сцены и т.д.)», напечатанной летом 1896 года, а затем посвятил ему отдельную статью «Отъезд Главача». Зарисовки Горького с Нижегородской выставки позже вошли в его последний, незавершенный роман, «Жизнь Клима Самгина»: «Владимирские пастухи-рожечники, с аскетическими лицами святых и глазами хищных птиц, превосходно играли на рожках русские песни, а на другой эстраде, против военно-морского павильона, чернобородый красавец Главач дирижировал струнным инструментам своего оркестра странную пьесу, которая называлась в программе «Музыкой небесных сфер». Эту пьесу Главач играл раза по три в день, публика очень любила ее, а люди пытливого ума бегали в павильон слушать, как тихая музыка звучит в стальном жерле длинной пушки».
ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Помимо своей основной, концертной деятельности – а музыковеды подсчитали, что в общей сложности он сыграл около 3 тысяч концертов, – Войтех Иванович вложил много сил в преподавание музыки. В Санкт-Петербурге он давал частные уроки и приобрел большую популярность как педагог и концертмейстер. Он был вхож в императорскую семью: был знаком с наследником престола цесаревичем Николаем, играл в четыре руки с его братом – великим князем Михаилом. Александр III интересовался его гармониумом, и Главач был зван в Гатчину, где выступил с концертом перед императором и его семьей.
В 1888 году Войтех Иванович основал в Санкт-Петербургском университете симфонический оркестр, а затем – студенческий хор и духовой оркестр и был их бессменным дирижером. А в 1890-м его пригласили в университет на должность преподавателя музыки. С того же года Главач преподавал музыку в Приюте принца Петра Григорьевича Ольденбургского, в котором воспитывались дети-сироты. В 1895 году он стал инспектором музыки женского Института принцессы Терезии Ольденбургской. Совместно с В.М. Шемякиным он издал школьный песенник «Сельские хоры», выпускал учебники музыки и игры на фортепиано.
Войтех Иванович участвовал в благотворительных студенческих и школьных концертах. Один из них – в пользу Общества вспомоществования недостаточным студентам императорского Санкт-Петербургского университета – состоялся 17 февраля 1889 года в зале Дворянского собрания, где Главач дирижировал студенческим хором и оркестром. Кроме того, он руководил концертами с участием хора учеников Бесплатной музыкальной школы, которая была основана в Санкт-Петербурге в 1862 году.
В 1890–1892 годах Главач объехал крупные города России, дав с большим успехом концерты на своих инструментах. Во время этих поездок, по просьбе министра просвещения Ивана Давыдовича Делянова, он посетил более 300 учебных заведений, изучив в них условия преподавания музыки. А затем представил министру предложения по реорганизации программы российского музыкального образования. Министерством была создана комиссия, которая разработала новые правила и нормы преподавания музыки и пения в государственных начальных и средних учебных заведениях с учетом его предложений.
Главач входил в совет Вспомогательной кассы музыкальных художников, был членом Литературно-художественного общества и председателем музыкального отдела Общества славянской взаимопомощи.
Главач был чрезвычайно плодовитым композитором. Его музыкальное наследие насчитывает более 100 сочинений. В апреле 1885 года, ко дню тысячелетия со дня кончины святого Мефодия, Войтех Иванович написал музыку гимна, посвященного просветителям славян святым Кириллу и Мефодию. Подарочно оформленное издание этого гимна было поднесено императору Александру III. Последним сочинением Главача стал «Сокольский марш».
Последние годы жизни Войтеха Ивановича были связаны с придворным оркестром и Гвардейским флотским экипажем. Органистом придворного оркестра он стал в 1900 году, а в 1904-м был назначен капельмейстером оркестра Гвардейского экипажа и получил звание солиста Его Величества. За свою деятельность Главач был удостоен многих высоких российских и зарубежных наград.
Войтех Иванович Главач умер в возрасте 60 лет от порока сердца 6 (19) марта 1911 года на своей даче в поселке Лесное под Петербургом. Он был похоронен на католическом кладбище в Выборге. И хотя по воле Главача не было официальных объявлений о его кончине и дне погребения, на его могилу было возложено много цветов. В том числе прекрасный венок из белых роз от почитательницы его таланта, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В Петербурге Главача действительно любили. Вся местная пресса выразила соболезнования, многие русские и чешские издания поместили некрологи.
Заслуги Главача в развитии русского музыкального искусства и музыкального образования, в популяризации русской музыки трудно переоценить. Круто изменив свою жизнь и переехав в Россию совсем еще молодым человеком, он до конца дней был предан своей новой родине.