Выборы в тольяттинскую гордуму привели к разгрому оппозиции
Автор: Егор Кошеров
10 сентября тольяттинцы стали свидетелями политической сенсации: впервые в истории города «Единая Россия» (ЕР) получила не просто квалифицированное большинство в думе г. о. Тольятти (ТГД) на выборах, но и абсолютное тотальное доминирование. Ожидается, что фракция ЕР в новом составе гордумы вырастет до 33 человек. По одному депутату получили и партии системной оппозиции - КПРФ и ЛДПР. «Справедливой России - За правду» (СРЗП) не досталось ни одного. Напомним, по итогам выборов в сентябре 2018 г. КПРФ смогла забрать 17 мандатов из 35, ЛДПР - 2 и СРЗП - 3. Налицо лавинообразный обвал популярности и доверия к оппозиции.
Значок на лацкан
30 кандидатов, получивших мандаты в ТГД выдвинуты местным отделением ВПП ЕР и прошли через процедуру праймериз. Их индивидуальные результаты рассматривать смысла не имеет: практически для каждого финиш состоялся с заметным отрывом от ближайшего преследователя; как правило, победителя от второго номера отделяет разрыв в 1,5-2 тыс. голосов.
Еще трое - директор ООО «ТКУ» Лариса Руднева, коммерческий директор ООО «АТС-Авто» Дмитрий Лаврусь и заместитель директора по общим и правовым вопросам ООО «Неотрейд» Антон Емельянов - избрались как самовыдвиженцы. Однако сценарий их кампании и общее брендирование, до смешения схожее с брендированием кандидатов от ЕР, позволяет предположить, что они как минимум не будут игнорировать мнение фракции ЕР в новом созыве думы Тольятти. И что, вероятнее всего, войдут в ее состав.
Нежелательным для архитекторов избирательной кампании ЕР получился проигрыш в одномандатном избирательном округе №2 заместителя генерального директора ЗАО НПК «УНИВЕРСАЛ» Александра Платицына. С перевесом в 126 голосов у него выиграл директор ООО «Компания Волга Сервис», депутат Собрания представителей м. р. Ставропольский Натаниэль Папурин. Как отмечают наблюдатели, эта кампания была очень конкурентной, с элементами того, что технологи называют «чернухой» - анонимными агитационными материалами или надписями, выставляющими в неблаговидном свете одного из участников кампании. И в ходе кампании чаще всего выставляемым в нелучшем свете почему-то оказывался именно Платицын. Молодость и отсутствие адекватного политического опыта не позволили ему отыграть вал негатива, упорно набрасываемого оппонентами.
Второй оппозиционер, которому удалось забрать мандат у соперника-единоросса, директора МБУ ДО «Гранит» Павла Завьялова, стал директор ООО «Авторитет Пласт Плюс» Василий Воробьев. Он обошел своего оппонента на 391 голос и набрал 2209 голосов. Воробьев, в 2018 г. избравшийся в ТГД VII созыва по списку КПРФ, является самым обеспеченным коммунистом из всей фракции. Более того, он неоднократно демонстрировал готовность тратиться на свой имидж и карьеру в публичной политике.
Воробьев, по сути, и замкнул на себя функции кандидата-одномандатника, вкладывая в округ не только время, но и личные деньги. После самоустранения и отъезда из Тольятти партнера по округу, единоросса-одномандатника Андрея Иванова, Василий Воробьев получил полную свободу на территории. В отсутствие адекватной конкуренции в последнее время он мог безальтернативно наращивать свою узнаваемость и популярность у подмандатного населения. Результат закономерен - Воробьев получил столько же голосов, сколько и кандидаты-победители от партии ЕР. Впрочем, шоковыми индивидуальные результаты Воробьева ни для кого не стали. Такой исход просматривался по всему ходу кампании. Если к кому и могут возникнуть вопросы, так это к политическим кураторам т. н. комсомольского куста.
В любом случае все выигрыши оппозиции можно называть чисто декоративными. Ведь входящие в стены нового созыва оппозиционеры получили в лучшем случае возможность красиво говорить и произвольно жать на кнопку, а еще удостоверение и небольшой значок на лацкан. Существенно повлиять на принимаемые новым созывом думы решения они, безусловно, не смогут. А чтобы добиваться включения объектов в своих округах в муниципальные, областные и федеральные программы с серьезным финансированием, им придется проявить изрядную политическую гибкость.
Воробьев, скорее всего, получил еще и обязанность стать почетным донором для местного отделения КПРФ в г. Тольятти. До разгрома в сентябре 2023 г. отделение функционировало в значительной степени на средства партмаксимума действующих депутатов. Сейчас депутатов, за исключением Воробьева, не осталось, а аппетиты местных партийных бонз могли остаться прежними. Вопрос лишь в том, чем местное отделение может так сильно заинтересовать Воробьева, чтобы получить доступ к его карманам.
Декоммунизация
Полное фиаско на выборах, которое продемонстрировали представители СРЗП, достойно отдельного разбора, особенно если понимать, какое количество ресурса было задействовано их представителями в борьбе за симпатии избирателей. Чего только стоит тотальная расклейка по подъездам, на рекламных стендах сити-формата и баннерах, не говоря уже о праздниках, подготовке, печати и распространении АПМ, а также массовой предвыборной установке лавочек, которую осуществляли кандидаты - фавориты СРЗП. Результат позорный - ни одного мандата.
Не менее фееричной выглядит и декоммунизация тольяттинского представительного органа. В 2018 г. функционеры от КПРФ смогли максимально использовать эффект пенсионной реформы и преобразовать его в 17 депутатских мандатов. Что характерно, в 2018 г. и ЕР, и исполнительная власть результаты выборов признали и выдали местным «красным» функционерам должностей и привилегий в соответствии с численностью фракции.
Это позволило коммунистам провести эффективную и очень выгодную расторговку за посты в думе. Уступив кресло спикера единороссу Николаю Остудину, «красные» депутаты получили три поста председателей комиссий, два поста заместителей председателя думы (включая первого заместителя) и две оплачиваемые депутатские ставки из трех. Помимо этого, фракция КПРФ обзавелась в стенах думы собственным аппаратом, финансируемым из бюджета, штатом помощников и прочими материальными гарантиями, положенными избранным депутатам: связью, бензином, помещениями, оргтехникой и компенсацией затрат на командировки. В более благоприятных условиях тольяттинские коммунисты не оказывались никогда. Избыток халявного ресурса позволил даже учредить и регулярно издавать вестник горкома КПРФ - газету «Правда Тольятти». На этом все достижения, можно сказать, и закончились.
Помимо ежемесячного выпуска газеты, «красная» партийная элита Тольятти погрузилась в не менее увлекательный процесс - деления коммунистических депутатов на истинных ленинцев и предателей. Раз в несколько месяцев избиратели, следившие за деятельностью КПРФ, могли наблюдать одну и ту же картину: во фракции КПРФ объявлялся очередной «иудушка», «предатель» или «перебежчик» и с позором изгонялся из рядов коммунистов. В результате фракция, представлявшая на конец 2018 г. грозное думское большинство, к старту избирательной кампании съежилась до 9 человек.
В политических условиях ТГД VII созыва даже 9 депутатов - это отнюдь не ничтожная сила. При трезвом отношении с действительностью и изрядной политической сноровке такое количество носителей мандата могло позволить коммунистам до последнего оставаться дееспособной и эффективной фракцией. Вместо этого избиратели, наконец-то увидевшие отчеты депутатов КПРФ о проделанной работе, вновь прочитали набившие оскомину повествования об антинародных происках буржуазной партии, «предателях», «иудушках» и о том, что все пять лет фракция КПРФ «контролировала и подвергала критике» то или иное явление тольяттинской действительности. Очевидно, избиратель сделал свои выводы и количество «контролеров и критиков» теперь в новом созыве сведено к минимуму. Примечательно, что в небытие отошло все руководство коммунистической фракции и все ее наиболее публичные фигуры.
Несделанные выводы
По итогам выборов официальный аккаунт КПРФ процитировал заявление главного коммуниста Тольятти - депутата Государственной думы РФ по Тольяттинскому одномандатному избирательному округу №159 Леонида Калашникова. Комментируя итоги выборов, Калашников, разумеется, их не признал: «Мы считаем их нечестными!» - и обвинил неназванный ряд руководителей региона (хотя, казалось бы, почему не назвать фамилии?) в зачистке представительного органа от победивших в VII созыве коммунистов. «Наши кандидаты боролись честно, но бороться с мошенниками всегда сложно. Нас устранили из выборного органа власти, но это не значит, что нас отстранили от политики!» - пообещал реванш депутат Госдумы.
Между тем тревожные симптомы для «красной» оппозиции начали прослеживаться еще в 2021 г., когда сам Калашников обзавелся статусом депутата, «забравшего» в Тольятти одномандатный округ. Его оппонентом от ЕР стала ранее никому не известная в Тольятти волонтер Ирина Долгополова. Долгополова, конечно, проиграла медийному человеку с двадцатилетним опытом в публичной политике, но отнюдь не с ничтожным результатом (43,6 тыс. голосов против 77,9 тыс. голосов за Калашникова). Казалось бы, такие цифры - хороший повод задуматься о том, что ЕР по-прежнему представляет собой серьезного оппонента с собственной, хорошо мобилизирующейся электоральной базой, но эйфория от громкой победы, очевидно, оказалась сильнее честного взгляда на результат.
А параллельно шедшие с избирательной кампанией Калашникова выборы в новый созыв Самарской губернской думы и вовсе окончились фиаско: если ранее Тольятти смог делегировать в состав губдумы трех коммунистов, то в 2021 г. в региональный законодательный орган избрался только один. Довыборы ТГД по одномандатному избирательному округу №17, проходившие и осенью 2021 г. и весной 2022 г. продемонстрировали, что избиратель не хочет видеть в думе ни новых, ни опытных кандидатов от КПРФ. Выборы в единый день голосования осенью 2022 г. не принесли региональному отделению КПРФ ни одного мандата ни в одной, даже маленькой сельской избирательной кампании. Тут бы впору бить тревогу и мобилизовываться перед 2023 г., но ни в тольяттинском горкоме КПРФ, ни в самой фракции местной думы оргвыводов не сделали, положившись на миф о «красном поясе», который якобы гарантирует записавшемуся в коммунисты мандат автоматом.
Зато оргвыводы сделал избиратель, отправив в свободное плавание всю компанию «красных» депутатов. Конечно, они еще грозят громкими разоблачениями, надеются на реванш и на поиск новых спонсоров. И что-то подсказывает, что таковых они могут обрести - в числе финансовых покровителей других аутсайдеров кампании - СРЗП.