Даже те, кто пропускал уроки истории и географии в школе, вероятно, слышали о том, что Санкт-Петербург, северная столица России, известен своими многочисленными реками, каналами и протоками. В пределах города протекает 93 реки и канала, общая длина которых составляет почти 300 километров, а также более 100 водоемов, включая озера и пруды. По всей водной местности протянуто около 800 мостов. Из них 342 находятся непосредственно в пределах города, а остальные располагаются в его пригородах. Например, в Пушкине вы обнаружите целых 54 моста. В данной статье мы расскажем о самых выдающихся из них.
Поразительно, что в прошлом жители Санкт-Петербурга относились негативно к идее строительства мостов. Многие из них предпочитали перемещаться по воде, используя лодки или паромы, даже если снимали квартиры посуточно в доходных домах. Первый мост, сделанный из дерева, Иоанновский, был построен в 1703 году, во времена строительства Петропавловской крепости.
Замечательно, что в городе до сих пор сохранились некоторые деревянные мосты, такие как Большой Петровский. Тем не менее, каменные мосты всегда были более предпочтительными в строительстве. Эрмитажный мост, Прачечный мост и Каменный мост через канал Грибоедова стали первыми каменными мостами в городе.
Таврический сад сохранил образцы первых металлических мостов, а в 1823 году был построен первый пешеходный мостик с железными цепями в качестве несущей конструкции.
Важно отметить, что основные мосты через Неву и ее приток Невку поднимаются в судоходный период с апреля по ноябрь. Это происходит по строго установленному графику. Первые мосты, которые поднимаются, около двух часов ночи, включают Дворцовый мост и мост Лейтенанта Шмидта. В 3 часа ночи начинается следующая серия подъемов. Это необычная черта города, так как Санкт-Петербург — это город, расположенный на островах. Если вы перемещаетесь по городу ночью, обязательно учтите расписание подъемов мостов, чтобы не оказаться в затруднительном положении.
Одним из замечательных опытов в Санкт-Петербурге является прогулка в белую ночь по набережным Невы. Говорят, что именно в этот момент местные жители начинают чувствовать себя настоящими петербуржцами. Это приключение также часто включено в программу экскурсий для туристов, которые посещают Санкт-Петербург и исследуют его многие достопримечательности.
Давайте ближе познакомимся с некоторыми из "самых-самых" мостов:
Самым древним мостом через Неву является упомянутый ранее мост Лейтенанта Шмидта (также известный как Николаевский мост), открытый в 1850 году. На тот момент он был самым длинным мостом в Европе. Именно рядом с этим мостом стояла легендарная "Аврора", которая совершила знаменитый выстрел во времена революции. На набережной установлен памятный знак, напоминающий об этом событии.
Первым чугунным мостом стал мост Народный (также известный как Зеленый или Полицейский мост), построенный в 1730-х годах. Он был покрашен в необычный зеленый цвет, что и определило его имя. Затем он получил название Полицейского моста из-за близкого расположения управления городской полиции. После Октябрьской революции 1917 года мост был переименован в Народный. Самым длинным мостом в городе является мост Александра Невского через Неву, с береговными пандусами, который простирается на почти 906 метров. Этот мост начал свою эксплуатацию в 1965 году.
Первым гранитным мостом в Санкт-Петербурге стал Эрмитажный мост, построенный в период с 1763 по 1766 годы. Этот мост соединяет Адмиралтейские острова через Зимнюю канавку и расположен недалеко от Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. Именно с этого моста в романе Александра Пушкина "Пиковая дама" героиня Лиза бросается в воду после отвержения своего возлюбленного.
Самым широким мостом является Синий мост, который перекинут через реку Мойку и соединяет Адмиралтейский и Казанский острова. Вы наверняка увидите его, посещая Исаакиевскую площадь, так как посещение Исаакиевского собора, знаменитого во всем мире, является практически обязательной частью программы при посещении Санкт-Петербурга. Мост получил свое название благодаря изначальной покраске в синий цвет, и, интересно, многие местные жители считают, что этот цвет делал его гораздо привлекательнее.
Таким образом, мосты Санкт-Петербурга не только соединяют его разнообразные районы, но и являются важными элементами его богатой истории и культуры. Эти архитектурные чудеса и механизмы разводки мостов делают город еще более уникальным и незабываемым для всех, кто его посещает.
Самое длинное разводное крыло в мире находится у Литейного моста. Его строительство началось в 1875 году и сопровождалось серьезными трудностями. Место, где мост пересекает реку Нева, имеет наибольшую глубину, а дно реки покрыто глинистым грунтом. В процессе строительства произошло несколько катастроф с жертвами. Именно здесь в 2010 году арт-группа "Война" провела провокационное мероприятие, создав на разводной части моста фаллический рисунок, который после разводки стал направленным точно на здание городского управления ФСБ. Удивительно, но позднее эта акция была даже награждена специальной премией Министерства культуры России.
Самый большой пролет (136 метров) у Охтинского моста, который соединяет исторический центр города с районом Малая Охта. Мост украшен башнями, внутри которых скрыты разводные механизмы, оформленными в виде маяков. На вершине башен установлены кубические фонари, а на стенах имеются бронзовые плиты с именами строителей моста. Величественность этого моста оправдана, ибо до 1917 года он носил название "Мост императора Петра Великого". В начале XXI века ходили слухи о возможном восстановлении исторического названия, но, к сожалению, это ожидание не сбылось.
Один из самых завораживающих видов на город открывается с Кировского моста. Изначально он назывался Петербургским мостом, но в 1827 году был переименован в Троицкий мост в честь рядом расположенной Троицкой площади и Троицкого собора, который, к сожалению, был разрушен в 1932 году. Мост был богато украшен чугунными художественными элементами, а фонарные столбы украшали фигуры двуглавых орлов. Многие из этих декоративных элементов были восстановлены в ходе реставрационных работ, проведенных с 2001 по 2003 год. Вечером, когда включается уникальное художественное освещение, этот мост становится по-настоящему впечатляющим. Интересно, что идея художественной подсветки вдохновила и московских архитекторов, и сегодня многие мосты в Москве также оформлены оригинально и красочно.
Санкт-Петербург, часто называемый "Северной Венецией", невозможно представить без его многочисленных мостов. Город действительно можно считать "музеем мостов", их разнообразие и разводные механизмы поражают воображение. Лучший способ оценить это богатство - посетить Санкт-Петербург и исследовать его мосты самостоятельно.