В октябре одному из главных театров страны, МХТ имени А. П. Чехова, исполняется 125 лет. Юбилейныйсезон откроется новым спектаклем Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» — необычным миксом пьесы Михаила Лермонтова и повести Артура Шницлера. В преддверии премьеры U MAGAZINE встретился с актрисойМарусейФоминой, исполнившей в постановке одну из главных ролей
Выход нашего номера совпадает с юбилеем МХТ имени А.П. Чехова. Что это место значит лично для вас и чем оно отличается от других театров?
МХТ — это настоящая мекка, где работали самые талантливые режиссеры и актеры. Попасть туда для меня всегда было такойже мечтой, как для артиста балета — в Большойтеатр. Не хочу сравнивать МХТ с другими театрами, потому что каждыйиз них уникален, но мне кажется, он точно отличается от многих своими масштабом и размахом. В МХТ одна из самых больших театральных трупп и богатая афиша — для каждого зрителя точно найдется что-то свое.
Что, на ваш взгляд, привнес в театр Константин Хабенский, ставшийего новым художественным руководителем?
Константин Хабенский— часть нашейсемьи. Он прекрасно знает, как устроена и как работает эта огромная театральная машина, сколько людейвкладывают в нее душу, и поэтому относится ко всему с большим трепетом и уважением. Конечно, второго Олега Павловича Табакова уже не будет, но когда я прихожу на сборы труппы, мне кажется, что Константин Юрьевич как будто возвращает прежнюю атмосферу сплоченности и дружбы — потихоньку, по-своему, но возвращает.
В основе вашего нового спектакля «Маскарад с закрытыми глазами» лежат два произведения — пьеса Михаила Лермонтова «Маскарад» и повесть Артура Шницлера «Новелла о снах». Что, на ваш взгляд, роднит эти два произведения?
Честно говоря, я о таком не задумывалась, потому что во время репетицийэто сочетание казалось очень органичным. Оба произведения затрагивают похожие проблемы и конфликты: и там, и там есть пара, которая решает свои вопросы, ругается, мирится. В спектакль включены и другие тексты: если бы мы оставили только лермонтовскую пьесу, зритель вряд ли считал бы все смыслы. Нам было важно сделать спектакль созвучным времени — сейчас все понимают, например, что спор можно решить без дуэли, — но при этом сохранить основной посыл «Маскарада» и тот градус напряжения, которыйесть в оригинальном тексте. Что касается второго произведения, мне нравится, как его экранизировал Кубрик. Фильм «С широко закрытыми глазами» — это классика, которую каждому нужно посмотреть. И это выдающаяся работа Николь Кидман. Но хочу заметить, задачи повторять за ними у нас не было.
А Нина Арбенина вам близка?
Думаю, мы с ней, наоборот, сильно отличаемся, но так даже интереснее. Одно удовольствие — играть то, что тебе знакомо, другое — открывать в себе что-то новое. Да, сразу может не получаться, но потому для меня и важен театр. Он — как тренажер, которыйдает возможность развиваться и расти.
Насколько для вас важна красота в кино?
Я люблю, когда фильм красив с визуальнойточки зрения. В этом плане можно отметить картины Уэса Андерсона — он уделяет большое внимание деталям, цвету. Есть еще два фильма — «Завтрак у Тиффани» и «Повар, вор, его жена и ее любовник» — для меня они самые красивые. При этом мне очень нравятся ранние работы Валерии ГайГерманики с их натурализмом, ощущением документальности. Сама как художник я бы не хотела снимать в таком стиле, но смотреть их как зрителю мне интересно.
Кстати, о съемках. В следующем году у вас планируется режиссерскийдебют — фильм «СЛОН» о Соловецком лагере. Расскажите, как вы пришли к этойтеме?
Случайно. Изначально я хотела снимать про доре-волюционную Россию, много читала об этом периоде и случайно наткнулась на отрывок Солженицына о заключенном, которому перед расстрелом разрешают свидание с женой. Эта история буквально вышибла меня. Я человек чувствительный, но не сентиментальный, меня редко поражает и задевает что-то так сильно. Но тут я сидела в оцепенении и думала: «Не знаю, каким образом, но мне нужно это экранизировать». Сценарийв процессе несколько раз переделывался, потому что я находила людей, которые были непосредственно знакомы с заключенными, и они помогали мне скорректировать какие-то детали. Чем больше я узнавала, тем больше восхищалась теми, кто прошел через лагеря, их невероятнойвыдержкой, несломленностью, смелостью. У этих людейстоит многому поучиться. Мне кажется, эта глава важна для истории нашейстраны, но молодое поколение знает о нейсовсем мало, — и я хочу грамотно рассказать обо всем. Да, наш фильм будет сфокусирован на истории любви, а не на ужасах лагерей, но сделан он будет со всем возможным уважением к жертвам репрессийи им посвящен.
В одном из недавних интервью вы говорили, что не хотели бы присоединяться к числу актеров, которые начинают снимать свое кино. Почему сейчас ваше мнение изменилось?
Не совсем так. Я имела в виду, что среди актеров зародился некийтренд — пробовать себя в режиссуре. А я не люблю быть в тренде, скорее, наоборот. И мне было обидно, что я пошла учиться на режиссера задолго до того, как это стало мейнстримом, а когда выпустилась и стала снимать короткие метры, так уже делало большинство. Сейчас я часто слышу, что поступаю «как все», хотя я шла к этому пять лет, долго готовилась. И я хорошо понимаю, что нельзя просто так взять и снять кино, это очень трудно. Труднее актерства, на мойвзгляд.
Первые кадры «СЛОНА» напоминают об эстетике фильмов Андрея Тарковского. Чем она близка вам?
Мне кажется, на любого кинематографиста в той илиинойстепени повлияла фигура Андрея Арсеньевича. Кто-то его категорически не любит, кто-то, наоборот, вдохновляется его работами. Я, скорее, из тех, кто вдохновляется. Главное,не пытаться повторять и делать что-то свое, ведь Андрей Арсеньевич уже был, а тебя — пока еще нет.
Соловки — довольно сложная локация, прежде всего с точки зрения истории. Какие отношения у вас сложились с этим местом?
Конкретно на Соловках мы будем снимать наш финальныйблок, а до этого съемки проходили в Петербурге и в Карелии. Нам очень повезло, что мы получили разрешение на съемку на Соловках, это большая честь. Каждыйраз, когда я туда приезжаю, на душе становится очень спокойно, все повседневные проблемы уходят на второйплан. Здесь Бог ближе, это факт. Правда, производству такое состояние не особо помогает; у меня не раз возникали мысли: «Зачем вообще съемки все эти, глупость какая-то и суета». Трансформация сознания происходит.
В Петербурге прошла и съемка для нашего журнала. Помню, вы говорили, что вам нравится этот город. Что вас привлекает в нем?
В первую очередь, я люблю Петербург за архитектуру, за огромное количество невероятно красивых домов, старых квартир. Здесь как раз частично сохранился дух дореволюционнойэпохи, которую я так люблю. Еще Петербург импонирует мне своим размеренным темпом жизни, здесь нет такойсуеты, гонки, как в Москве. Не раз хотела приобрести здесь квартиру, но местныйклимат останавливает.
Вы как-то рассказывали, что прежде часто сомневались в своих силах, переживали, возьмут ли вас на роль. Изменилось что-то сейчас, когда вы — одна из самых востребованных российских актрис?
Изменилось. Я успокоилась. Почти за двадцать лет работы в индустрии поняла, как она работает, и со многим смирилась. Раньше я действительно переживала и рефлексировала, но потом пришло осознание, что иногда тебя не берут, потому что ты просто не проходишь по типажу. Артисты часто болезненно воспринимают отказы. От этого не уйти, но надо вырабатывать иммунитет. Я, кстати, не считаю себя востребованной и по сей день порой сомневаюсь в себе — такая уж натура. Слишком уверенные в своих силах люди меня, пожалуй, даже отталкивают и пугают. Видимо, потому что себе я такого не могу позволить.
Насколько важны для вас популярность и признание?
Популярность и признание важны для любого художника и творца. Я не верю, когда слышу от кого-то: «Мне это не важно». Популярность и медийность, возможно, нужны в меньшейстепени, но признание — точно. Когда его нет, кажется, что все твои силы потрачены впустую. Но и на этом не стоит зацикливаться. Если долго и упорно работать и не сдаваться, так или иначе все получится. Это закономерность.
Фото: Дима Табу; Стиль: Эльмира Тулебаева; Креативный директор: Юрате Гураускайте; Фэшн-директор: Марина Кобрина; Арт-директор: Денис Ковалёв; Мейкап и прическа: Алёна Кондратьева; Мастер по маникюру: Яна Проскурякова; Продюсер: Ольга Закатова; Координатор: Мария Фомичева; Автор: Мария Ушакова; Асситенты фотографа: Иван Призенко; Ассистенты стилиста: Максим Лященко; Ассистент продюсера: Елизавета Кондакова.