Найти тему
Газета Четверг

Лежит на сердце «тяжкий» вуз

Пока некоторые дачники радуются наступившему сезону сбора урожая, отправившиеся после летних каникул за парты школьники и студенты, видимо, больше испытывают грусть и тревогу. Особенно если им приходится переступить порог альма-матер впервые. Сменив летние шорты на строгую форму, некоторые ученики и даже их родители переживают: как адаптироваться к новой учебной среде?

Перестройка и ускорение

– В первую очередь необходимо соблюдать режим дня, – говорит заведующий кафедрой педиатрии ОмГМУ, д.м.н., доцент Олег Антонов. – Он, конечно, сейчас очень напряжён: нагрузка у детей огромная – и аудиторная, и внеаудиторная деятельность требуют большого количества времени и сил. Учебный процесс для ребёнка – это, по сути, трудовая деятельность. И если родители не будут следить за тем, как соблюдает ребёнок нормы и правила (режим сна, отдыха, питания), то в таком случае его могут подстерегать инфекционные заболевания.

Кроме того, после летнего отдыха у школяров идёт процесс адаптации, и наиболее сложно он протекает у детей первого и второго классов. Хотя и ребятам постарше тоже бывает непросто легко и быстро перестроиться на учебный лад. Свою лепту сложностей подчас рискуют привнести в жизнь чада некоторые мамы и папы, полагающие, что ребёнка необходимо развивать всесторонне, и поэтому отдающие его одновременно на плавание, танцы, кружок оригами и курсы иностранных языков.

Однако они подчас забывают: ребёнок не швец, жнец и на дуде игрец, а просто ребёнок, который в таком плотном рабочем графике не факт что сумеет выкроить время для общения с самими родителями. Безусловно, дополнительные занятия для раскрытия каких-либо навыков и талантов малыша важны, но их, пожалуй, стоит выбирать на усмотрение самого потенциального посетителя секции.

– Ребёнок от посещения секций должен получать положительные эмоции, – уверяет Олег Владимирович. – Насильно его нельзя заставлять заниматься танцами, спортом или чем-то иным. Также необходимо рационально распределить время занятий. Конечно, все родители хотят, чтобы ребёнок был всесторонне развит: рисовал, пел, занимался спортом. И всё это необходимо уместить в те часы, которые остаются после занятий в школе, гимназии или лицее. Кроме того, после этих занятий нужно подготовиться к следующему дню, выполнив домашнюю работу. Когда это получается? Реально ближе к полуночи, а ребёнку нужно в школу к восьми часам. Естественно, неделя-две-три, и иммунитет ребёнка не выдержит.

При этом для представителей начальной школы желателен дневной сон. Да и ребятишкам постарше тоже не стоит пренебрегать отдыхом в объятиях Морфея. Ведь дело в том, что достаточный сон – 8–10 часов в сутки – это профилактика инфекционных заболеваний.

Помимо этого пошатнуть здоровье школьников способен неправильный рацион: как полагают специалисты, для растущего организма вегетарианская, скудная или однообразная пища нежелательна – у ребёнка может произойти задержка развития, и он станет чаще болеть. Да и нарушение режима питания в виде походов за чипсами и выпечкой вряд ли поможет юному организму грызть гранит науки без ущерба для зубов и желудка. Причём таких сухомяточников много и среди подростков, и среди взрослых.

Критик с алгоритмом

Однако в походе за знаниями для учеников помимо адаптации физической важна и психологическая, и тут очень важна помощь родителей, способных дать чаду навыки любого варианта коммуникации.

– Я бы обратила внимание на три важных момента, – рассуждает психолог ОмГМУ, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Суворова. – Первый – родительская тревожность. Как практикующий психолог, могут заверить: ребёнок ещё не пошёл в школу, а эта тревожность имеет место быть. И она влияет в том числе на состояние и самочувствие ребёнка. Иногда люди переживают о тех событиях, которые не случились и могут вообще не случиться в жизни. Поэтому стоит разобраться со своими страхами, откуда они появились и какое отношение они имеют к вашему ребёнку. Второй момент – это базовые навыки общения, вежливость. Стоит первокласснику рассказать: если ты приходишь в класс, было бы неплохо поздороваться со всеми, с соседом по парте, может быть, спросить, как прошли его выходные. Стоит проговаривать, как можно попросить линейку, карандаш, как попросить забрать. То есть выстроить алгоритм. И третий момент – это что не надо делать, особенно в плане общения. Например: «есть такая девочка, ты с ней не разговаривай, с этим мальчиком не общайся». То есть, по сути, мы говорим: «молчи». Хотя рано или поздно возникает ситуация, когда им приходится взаимодействовать. Но тогда у ребёнка нет алгоритма, что ему делать.

В своеобразном ступоре порой рискуют оказаться и ребятишки постарше, сменившие школьные парты на студенческие. Таких немного испуганных первокурсников, пожалуй, можно легко опознать в вузах или колледжах: триумфальное поступление завершилось, а ожидания не всегда полностью совпадают с реальностью. Особенно если к этому восприятию подключается внутренний критик.

– Когда начинаются первые предметы, можно попасть в ловушку «а я не могу это осилить, я не туда пришёл», – уточняет Елена Константиновна. – Этот внутренний критик мешает. Хорошо бы добавить внутреннего поддерживателя, который поможет пройти этот период адаптации. Начало учёбы не время для каких-то выводов о себе. Что касается ожидания и реальности, то тут важно подходить к оценке с точки зрения планирования. Допустим, в планы входило учиться на одни пятёрки, в реальности человек может понимать, что сейчас так не получится. Но это не означает, что нужно ставить крест на своих планах. Всегда есть возможность перепланировать. То есть появилась новая информация «оказывается, не всё так просто». С её учётом можно перераспределять свои возможности.

Также специалисты считают очень важным на начальном этапе учёбы понимать свою цель и зафиксировать её, в том числе на материальном носителе. Тогда даже чуть сдувшаяся со временем мотивация не испортит изначальный настрой, и у студента сохранится смысл его деятельности.

Мозговой штурм

Отдельное «горе» для постигающих азы различных наук – горе от ума, а точнее, подчас от особенностей памяти и внимания. Многим наверняка знакома ситуация, когда студенты или старшеклассники пытаются в ночь перед экзаменом впихнуть в себя оптовый объём информации, которую изучали до этого не один месяц. Но даже если в момент ответа у кого-то получается выдать какие-то знания, то позже такой «непереваренный» кусок просто «вылетит» из головы – ведь мозг попросту не освоил всё то, что в него на время резко загрузили, и не перевёл данные в долговременную память.

– Представим: у школьника завтра алгебра, история, география и ещё стихотворение нужно выучить, – рассказывает тренер по развитию памяти Анастасия Селифонова. – Кто-то учит так: «всё сделаю письменно, а потом возьмусь устно». Это неправильно с точки зрения пиков концентрации внимания. Мозгу же будет легче усвоить информацию, если делать промежутки для учёбы по 30–40 минут и между ними отдых. Причём честный, а не когда человек в телефоне или телевизоре, потому что мозг в этот момент не отдыхает. Лучше прогуляться, прилечь. Также информацию нужно разделить ещё по темам и типу задач: сделал письменно алгебру, потом стихотворение, потом вернулся к письменным заданиям.

Кстати, для учёбы очень важно, как информация оформлена. Оказывается, из бумажной книги мозг усваивает информацию лучше: он запоминает тактильные ощущения, запах, перелистывание страниц, как расположен текст – всё это помогает запоминанию. Плюс ко всему визуальная информация воспринимается лучше. Ещё немаловажно и для взрослых, и для детей, чтобы любая сложная информация была структурирована. Не зря многие запоминают номера телефонов, дробя их на блоки по три цифры. Абзацы в книгах тоже подспорье для мозга, позволяющее легче воспринимать чтение.

Выходит, научиться хорошо учиться вполне возможно. Достаточно соблюдать баланс труда и отдыха, рационально распределять нагрузку, а также получать положительные эмоции в долгом процессе учебного пути.

Мария МЕДВЕДЕВА.