Найти тему
Инвестор накопитель

Выходные пролетели за книгой Д.Ариэли "Предсказуемая иррациональность"

картинка из интернета, просто то что читают
картинка из интернета, просто то что читают

Приветствую всех. Выходные пролетели просто не заметно, днем работа на даче, вечер проходил за хорошей книгой, а если быть более точным, то за три дня прочитал "Предсказуемая иррациональность"Д.Ариэли

Автор - экономист, преподаватель и обосновывает свои выводы экспериментами. В погоне за истиной Д.Ариэли не боится самых смелых решений. Например, Д.Ариэли изучил, как меняются решения человека в момент сексуального возбуждения. Да-да, есть там и такие моменты.

Классическая экономика считала людей рациональными существами, думающими о выгоде и завтрашнем дне. Поведенческие экономисты поняли, что наше поведение часто иррационально. Но наша иррациональность предсказуема, подчинена общим правилам.

так выглядит печатная книга, я же читал в электронном виде
так выглядит печатная книга, я же читал в электронном виде

Пересказывать книгу не имеет смысла, думаю вам самим будет интересно прочитать, но наверное тезисно отмечу самые важные моменты, которые подмечает Д.Ариэли:

  • Стадный инстинкт. Мы встраиваемся в очередь, если видим ажиотаж. Иногда мы сами создаем такие "очереди" у себя в голове.
  • Эффект бесплатного. Дэн Ариэли выяснил, что мы ощущаем огромную разницу между "дешевым" и "бесплатным". Бесплатное так нас соблазняет, что иногда мы жертвуем личными вкусами ради выгоды.
  • Социальные и рыночные нормы. В нашем мире существуют социальные нормы (т. е. зона человеческих отношений) и рыночные (зона бизнеса). Если мы переводим социальные нормы в рыночные, возврата нет! Люди больше ценят социальные нормы. По дружбе или из благородных побуждений люди делают больше, чем за деньги.
  • Импринтинг или "якорь". Мы сравниваем цены с тем, что уже об этом знали. Если обстановка или цены меняются, мы интуитивно стремимся к прежним, знакомым нам ценам.
  • Эмоциональное возбуждение. Когда мы находимся под действием алкоголя или возбуждения (например, сексуального) в нас просыпается "темная половина". Мы не можем ее полностью контролировать. Стоит это учитывать заранее.
  • Эффект владения. Мы больше ценим то, чем уже владеем.
  • Эффект ожидания. Если мы ожидаем хороших эмоций, то их и получаем. А если настроены негативно, то и продукт покажется нам "невкусным", а услуга "некачественной".
  • Когда мы обманываем. Дэн Ариэли установил, что мы руководствуемся внутренним кодексом. Например, не можем своровать деньги, но можем вынести с работы вещи на ту же сумму. Нам сложно быть нечестными после разговора о честности, например, чтении 10 заповедей или этических кодексов.

В целом это довольно интересная книга, написанная простым языком и сдобренная хорошим юмором.

Поэтому мое мнение, что книгу Дэна Ариэли "Предсказуемая иррациональность" стоит прочитать