Ноябрь - месяц, когда Александр Градский родился и когда ушел (3 ноября 1949 - 28 ноября 2021)
Пока суды делят наследство Градского между его женами и детьми, предлагаю фрагмент нашего разговора с Александром Борисовичем о его романе и женитьбе на Анастасии Вертинской, о других его браках и принципах построения отношений с женщинами.
«Я УВИДЕЛ: КЛАССНАЯ, УМНАЯ, КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА, РЕШИЛ ПРИУДАРИТЬ»
- Александр Борисович, итак, популярность вам принесли фильм "Романс о влюбленных" и песня "Как молоды мы были"...
- Ну конечно! Пять раз это было показано в течение года по телевизору. Для меня этого оказалось достаточно.
- Как же получилось, что вы пишете музыку к фильму Кончаловского и почти одновременно женитесь на бывшей жене его брата Никиты Михалкова?
- Это случайность, конечно. Когда я Настю Вертинскую первый раз встретил, я даже не знал, что она была женой Никиты. Я увидел: классная, умная женщина, очень красивая, подумал, дай приударю. И получил от ворот поворот. В первый момент... Это был или конец 1975 или начало 1976 года. А потом мы встретились в Крыму и как-то вот так сошлись.
- Борис Хмельницкий, который в ту пору был женат на Марианне Вертинской, рассказывал, что испытывал некий дискомфорт от такого "звездного" окружения. Вертинские, Михалковы...
- Я не испытывал никакого дискомфорта. Потому что я был не просто рокером, я был суперпопулярным рокером уже в то время. И мне было абсолютно плевать на «значение» Михалкова, Вертинского, Вертинской и всех их вместе взятых. Для нас этот «свет или полусвет», как она сама говорила тогда, это все была какая-то ерунда советская, в том же ряду, что комсомол, партия, профсоюзы...
Мы на это смотрели свысока и поплевывали. У нас была совершенно другая своя собственная жизнь, и я просто помню, как на нашей с Настей свадьбе... каково было отношение ко мне со стороны ее друзей, коллег по сцене, Олега Табакова...
- Негативное?
- Оно было не негативное, а такое: "наша гениальная Настя вдруг вышла замуж за какого-то молодого рокера. И с чего это она вдруг?" Жалели... А потом произошла замечательная, смешная вещь. Мы как-то в очередной раз поссорились, не разговаривали, Настя плохо себя чувствовала, и в это время состоялся мой сольный концерт в ЦДРИ - Центральном доме работников искусств. До этого у меня не было концертов в Москве - не разрешали официально (были только подпольные выступления в каком-нибудь клубе, институте, ДК МАИ). И вдруг меня приглашают в ЦДРИ. С подготовкой, хорошими билетами...
И вот когда Настя пришла больная, с температурой под 40, и ее не пускали, она продиралась через все заслоны... А в зале было мест 800 и на улице - около 2 тысяч человек. Когда она увидела этот ажиотаж, что творится в зале и за его пределами, была просто потрясена - после этого мы две недели были в идеальных отношениях... Зато потом поссорились опять, и уже навсегда. Сейчас об этом весело вспоминать. Она об этом вспоминать не любит, считает наш брак ошибкой. А я считаю, что никаких ошибок в жизни не бывает - все очень полезно.
«Я – ВОИНСТВУЮЩИЙ НАТУРАЛ. НО…»
- Кто-то из известных музыкантов говорил: "Для того, чтобы соблазнить женщину, мне необходимо довести ее до рояля".
- Это говорил знаменитый Додик - Давид Ашкенази, аккомпаниатор очень хороший, Шульженко аккомпанировал. Был такой еврейский анекдот. Когда еврея-пианиста - щуплого, носатого, некрасивого, спрашивают, как он так может одну женщину за другой соблазнять, он говорит: "Мне главное ее довести до рояля!"
- Александру Градскому было этого достаточно?
- Да, было иногда и этого достаточно вполне. Гитара, молодой, крутой, рот открыл и... все. Ничего не надо делать. Как сегодня моему сыну... Он просто молодой красивый парень - метр девяносто рост, ему даже петь не надо. Он просто улыбается и все готовы... к нему быть благосклонными.
- У вас при слове "женщина" глаза загораются... Вы человек влюбчивый?
- Я люблю женщин! Я - натурал. (Хохочет.)
- Со стороны кажется, что вы еще и воинствующий натурал.
- Я - воинствующий натурал - это правда. Но иногда я останавливаюсь. Вот я один раз остановился на своей третье жене на 20 лет, сейчас остановился на Марине – мы с ней вместе уже немало лет.
Не хочу подробнее распространяться на эту тему, но у нас все хорошо. Как я считаю... Не так все просто как может показаться, но, тем не менее, не так все безнадежно сложно.
«КАЖДЫЙ РОМАН ЗАКАНЧИВАЛСЯ СВАДЬБОЙ»
- Раньше вы часто говорили, что вы с женой вместе более 20 лет, у вас двое детей и ничего больше в жизни для счастья не надо. Почему люди расходятся?
- Причина проста - люди устают друг от друга, любовь уходит.
- Это неизбежно?
- Нет, этого можно было избежать, я считаю, но мы не смогли этого сделать. В результате сын живет со мной, дочь чаще со своим другом, они оба уже взрослые, в то же время дети прекрасно общаются с Олей (моей бывшей женой). Кстати, я сам с ней тоже перезваниваюсь, общаюсь. Это нормально.
- Вы как-то признались, что каждый роман у вас заканчивается свадьбой...
- Роман - да, но не увлечение. Первую мою жену звали Наташа. Мы были молоды и относились к этому несерьезно. Наш брак продлился полторы недели.
У нас с Наташей был роман, потом он стал затихать, и нам показалось, что если поженимся, то все вернется. Когда мы поняли, что у нас ничего не получилось, - разошлись. Сожаление по этому поводу было, но трагедии никакой. Брак с Анастасией Вертинской продлился три года.
- В личных отношениях вы какой: сдержанный, все просчитывающий или наоборот - легкомысленный, склонный к сумасшедшим поступкам?
- Если я женщину не добивался в первые два дня, она переставала для меня быть интересной. Единственный случай в моей жизни был только с Настей, где я получил, как говорится, «отлуп» полный, и только через полгода она сама меня нашла и, в общем... сама соблазнила.
Я всегда мерил эти вещи так. Если мне с женщиной хорошо не только сейчас, но и через час, два, три, если я не хочу, чтобы она уезжала... Вот такое в моей жизни было всего четыре раза, и все.