Обычное утро, зарядка, завтрак. Но вместо того, чтобы идти на Компетенции (ПТО), вожатая собрала весь отряд и повела нас в ДКиС (Дворец Культуры и Спорта). На все мои “А куда?”, “А компетенции?”, “У нас же сейчас занятие!”,“ Мы же не успеем!”, вожатая сказала, что это ненадолго, что мы вернёмся, и на компетенции все успеют. Не сказала бы, что это сильно меня успокоило, но спорить больше я не стала.
Внутри здания нас встретил “экскурсовод”. Он повёл нас к одному из стендов с экспонатами, посвященными Второй Мировой Войне, которые находились прямо в холле. Сразу после того, как мужчина начал рассказ можно было бы понять – он живёт историей и может говорить, рассуждать обо всём, что с ней связано, часами. Но мы либо сразу не обратили внимание на это, либо просто закрыли глаза на вполне очевидные вещи и понадеялись на вожатую. Вначале вся группа внимательно слушала, а кто-то даже отвечал на его вопросы, вернее пытался: его вопросы были такие, как например “когда началась такая-то битва”, и если кто-то называл верный год, он спрашивал про месяц и дату, а на это уже почти никто не мог нормально ответить. Всё-таки это техническая смена, и приехали сюда тоже в основном технари, а не гуманитарии – любители истории и литературы. А вопросы были не из ряда "Какого числа началась/закончилась война?" или "Дата Сталинградской Битвы". Хотя по его тону и поведению казалось, будто бы он спрашивал какие-то элементарные вещи, которые знают даже маленькие дети. Собственно, после пары таких ответов, сопровождавшихся охами и взглядами какого-то призрения в сторону отвечавшего, попытки ответа просто прекратились, так как никто не желал лишний раз “позориться” и выставлять себя дураком. Ну правильно, лучше пусть этот историк охает на весь отряд, чем конкретно на одного человека.
Собственно кажется, будто бы преподавателя даже не особо заботило падение активности среди его слушателей. Он настолько увлёкся рассказом, что и не заметил, как через какое-то время часть отряда уже сидела на полу, даже не пытаясь делать вид, что им интересно. Впрочем я была с ними согласна, так как то количество подробностей, которые он рассказывал, постоянно уходя от основной темы – даже в самом толстом и “водянистом” учебнике не найдёшь.
Впрочем, сосредоточиться на истории я не могла в принципе: перед выходом я спросила у обоих вожатых “Точно ли мы вернёмся до 9?”, на что оба ответили утвердительно. Но вот уже 8:55, а наш экскурсовод кажется только начал свой рассказ. Единственные 2 часа из всего дня, всего 2 часа, которые я могу провести с пользой, и своего рода это единственные 2 часа, из-за которых я до сих пор нахожусь в этой тюрьме лагере! И начинаются эти 2 часа уже меньше чем через тридцать минут! А из-за этой “очень увлекательной” лекции по истории, которую можно было бы провести за 20 минут, этот дядька растягивает уже практически на час - я точно опоздаю туда!
Но что я могу сделать?! К вожатой с повторным вопросом, успеем ли мы вообще хоть как-нибудь на компетенции, я уже подходила несколько раз. Но даже она, уже ближе к 9 часам, понимала, что историк за временем не следит. Она подошла к нему, пытаясь аккуратно намекнуть, что время не резиновое, что у нас есть определённый график, и ему следовало бы потихоньку закругляться. Но её слова не произвели никакого эффекта: мужчина лишь злобно посмотрел на неё, и очень громко и даже властно сказал ей не учить его, не прерывать старших и отстать от него, мол, он всё знает и сам разберётся. Вожатая явно такого не ожидала, и, видимо, даже немного испугалась его, из-за чего она просто молча отошла от него, и только сев рядом с нами на пол, смогла выдохнуть. Небольшая пауза и мой осторожный вопрос “И что теперь?...”. Вожатая намного подумала, нервно посмотрела на время и сказала неуверенно: “Пока ждём”.
Я сидела, ожидала окончания всего этого, и смотрела на часы каждые десять секунд. Через некоторое время, когда я наконец оторвалась от бедного дисплея часов и огляделась вокруг, выяснилось – вожатая аккуратно подходила ко всем поочерёдно и просила сбегать и надеть куртку. Я, почувствовав некий запах назревающей свободы, тут же подошла к гардеробу, и уже с курткой стояла как бы в группе слушателей, но максимально близко к выходу, глядя на вожатую, которая в свою очередь переводила глаза с часов на ничего не замечающего историка. Уже 9:16… через 4 минуты начало… а нужно же ещё попасть в здание, переодеться и взять необходимые вещи…
И вот, наконец, в 9:17, наша вожатая, видимо, набравшись смелости перечить занудному дядьке, перебив его, выкрикнула на весь зал заветную фразу: “Первая группа ПТО, вам срочно нужно бежать в жёлтый холл, на сбор!”. Не поверив своему счастью, я переспросила “Правда можно бежать?” . “Прямо так? Без логического окончания курса истории и разрешения рассказчика?” – вежливая девочка во мне всё ещё пыталась что-то сделать, но нежелание пропустить единственные любимые занятия в лагере быстро взяло верх, как только я услышала утвердительный ответ от вожатой. Ну наконец-то! Я пулей выбежала из здания. Я терпеть не могу бегать, но тут я включила максимальную скорость, так как расстояние между зданиями не было особенно большим и я надеялась, что мои силы не подведут меня. Впрочем, я практически ровно все расчитала и смогла перейти на шаг уже почти у самого входа в наш корпус. Я понимаю, что наверно это был совершенно не патриотический и не уважительный поступок, сбегать так с урока истории, но я никогда не любила этот предмет. А вот кружок по станкам, те занятия, куда я как раз и ехала, - единственное что мне тут нравится. При том, что наш учитель разрешил нам приходить в 9:05 так как полутора часов нам мало! Я ни собиралась менять занятие по компетенции на урок истории, да ещё и с такой-то подачей!
На занятии прошло все в принципе хорошо. Особенно меня очень заинтересовала фраза учителя в самом начале занятия: "Ира, Марсель, останьтесь пожалуйста после урока на пару минут". Нет, конечно, это не злой тон, а наоборот задорный и таинственный. С учётом того, что мы уже которое занятие ждём только того, чтобы нас наконец-то пустили к станку – этот голос явно предвещает что-то хорошее.
Уже после урока мы с Марселем (парень который так же как и я делал всё быстрее всех, а потом ходил и доставал учителя, мол, что ещё можно сделать) стояли около учителя и ждали, когда же он наконец-то перестанет наводить интригу своей хитрой улыбкой и перейдёт к сути. Ждали таки мы не зря – выяснилось, что в ближайшем будущем намечается “Skill Day” - день, когда мы можем походить по другим компетенциям и посмотреть, чем же занимаются там. Для учителей же это означает, что они должны подготовить программу, чтобы показать и рассказать относительно кратко о своей профессии. Оказалось, так же, что директор лагеря, с которым наш учитель всё это время бился за наш доступ к станку, согласился всё-таки ради такого дела предоставить станок нашему учителю. Ага, чтобы тот показал всем, с каким прекрасным станком мы всё это время учились работать. Угу…уверена, это было сделано только ради красивых фото, а как следствие. отчётности, и плевать на то, что дети этот станок даже не видели. Но самое главное было другое – “Какова наша с Марселем роль в этом мероприятии?”.
“Вместе со станком я выбил для себя возможность взять себе помощников…” – начал учитель и остановился, глядя на то, как на наших лицах появляются улыбки. Да неужели? Я наконец-то получу доступ к станку! Я же ради этого сюда и приехала! Счастье не передать словами! “Что вам удастся поработать за станком самим – не обещаю. Там скорее помощь по типу “принеси-подай” нужна будет от вас. Но всё равно, сможете посмотреть, спросить что-то.” – он объяснил, что от нас нужно, а затем задал вопрос, уже, догадываясь, что мы ответим – “…Но если вы идёте со мной, это означает, что вы не сможете посетить другие компетенции с отрядом, а застрянете со мной там на всё время этого мероприятия… Согласны?”. Ха! Вы ещё спрашиваете?! Я всю смену подходила к учителю, мол дайте уже станок, а тут такая возможность! Да, конечно полноценного урока нам не обещали, но даже если я буду просто шататься рядом – и то больше пользы, чем опять ходить куда-то с отрядом ровным строем. Да и я знаю какие все остальные кружки – ничего интересного для меня. Да и судя по выражению лица учителя, фраза “Но всё равно, сможете посмотреть, спросить что-то”, почему-то понималась как нечто вроде “Я не могу преподнести вам это как урок так как с начальством договорились лишь на помощников “принеси-подай”, но тем не менее, я постараюсь вам всё показать, объяснить и ответить на все ваши вопросы по компетенции” (так оно и было, и почему нельзя было сказать об этом прямым текстом – я узнала позднее). Тем более, что нас всего двое будет (разумеется, парень тоже согласился без колебаний), так что это практически индивидуальное занятие!
После этого мы немного обговорили с учителем, что конкретно мы должны там делать: например, Марсель сам вызвался попробовать почитать лекции приходящим, я же сказала, что с большой толпой работать не умею, но могу выбрать из толпы несколько человек и условно объяснять им те же основы Компаса (мы решили взять пару компьютеров с программой с собой). На том и закончили.
После компетенций был выбор пойти гулять или идти на такелаж (узлы). Я не хотела идти "гулять" ровным строем и в каком-то бешеном ритме, как это обычно было на тех редких прогулках, поэтому я отправилась на такелаж. Там я помогала каким-то девочкам, объясняя им ещё по несколько раз как вязать тот или иной узел, так как больше незнакомых для меня узлов не было. Вообще, было немного странно, что вот прошла уже треть смены, а в лагере “Штормовой”, с морским уклоном, у нас из “морских дисциплин” только несколько раз были занятия по узлам, и один раз барабанное дело. Во-первых не очень понятно, что барабаны забыли в морских дисциплинах, но если очень постараться, думаю можно приписать их сюда, вспоминая, что на военном флоте иногда брали барабанщиков (хотя это скорее пешая армия, или же какие-то парады). Но ладно. Скажите лучше, почему до сих пор не было занятий, где мы разбирали строение яхты, названия ветров, хотя бы какую-то теоретическую часть по управлению яхтой. Ладно, я уже смирилась, что выходов в море, а следовательно и практики – не будет. Хотя это не логично. Также я слышала, про тренажер (виртуальная игра-симулятор) по управлению яхтой, про который нам тоже говорить не хотели. Где хотя бы какая-то теория, которая может быть полезна для моряков? Про чтение карт, прокладку маршрутов, изучение расцветки буёв, и флаги международного свода сигналов – я вообще молчу, хотя и это изучить было бы не лишним.
После такелажа, так как нас была меньшая часть отряда (половина была на компетенциях, а ещё четверть отправилась гулять строем), мы пошли дежурить на камбуз. Нужно было правильно накрыть все сорок с лишним столов, расставить тарелки, чашки, приборы. Нужно было поставить суп и разлить по стаканам сок. Это было не сложно, но учитывая количество столов - очень долго, скучно и муторно.
Затем еда, и мы отправились в школу. Там тоже ничего особенного не происходило. Единственное, что я могу сказать, так это если вы хотите скачать что-то на компьютер в школе, нужно спрашивать у учителя, который будет куда-то там звонить и они будут проверять приложение - что это и зачем это. Но в прочем, мне до сих пор не ответили по тому, могу ли я скачать Компас (даже при том, что это приложение бесплатное и лицензия не требуется. И это для учёбы, а не для игр).
Мы вернулись со школы, поужинали и нескольких человек отправили на репетицию (это то куда мы попали, спев "есть только миг" выучив его за 5 минут до отбора). Как оказалось, будет какая-то сценка на заднем плане, пока мы будем петь. Плюс нам добавили ещё гитаристку (ага, теперь нас четверо, хотя изначально мы были вдвоём, затем почти сразу добавили певицу). Нас попытались как-то поставить (номер поставить в смысле, а не стоять на ногах или руках), но затем нам просто дали задание вместе с гитаристкой пойти и самим как-то вместе спеться и сыграться. Поэтому мы отправились ко мне в кубрик. Изначально мне было трудно как-то с ней играть, так как я уже исполняла эту песню, а она начала диктовать свои правила, менять аккорды и тональность, говорить мне, что я не так играю и всё такое. Но потом я ей сказала, что на её аккордах не удобно будет петь (она чисто гитарист и не поёт) и показала как я это делаю сама. Не знаю, какие она сделала выводы, но мы оставили мой изначальный вариант. Хотя я вообще считала, что ставить дополнительно второго гитариста если он будет играть ровно то же самое что и ты -бессмысленно. Тогда нужно делать чтобы кто-то из нас играл аккордами, а кто-то перебором или даже мелодию, но не играть ровно одно и тоже. Но не я тут главная, поэтому стоит просто смириться.
Впрочем так, как решали мы это почему-то долго, выйдя из комнаты я поняла что лагерь пуст. Везде выключен свет, нет шума и гама и нет людей. Я встретила ещё девочек, которые также не могли найти свой отряд. Но какая-то вожатая, проходившая мимо, объяснила нам, что все экипажи сейчас на огоньках. С одной стороны, это считалось чем-то очень важным в Орлёнке, да таким важным, что когда эта проходившая мимо вожатая узнала, что мы небыли на "огоньке", она посмотрела на нас не скрывая презрения и практически молча ушла. С другой стороны, я понимала, что сказать на "огоньке" мне было нечего (компетенции почему-то никогда не были среди отряда желанной темой разговора, а кроме этого, мне говорить не о чем) и я не особо грустила из-за пропуска этого мероприятия. Даже обрадовалась в какой-то степени. Всё равно, ничего интересного там быть не должно…
В конечном итоге отряды начали возвращаться. Выдержав на себе ещё один долгий презрительный взгляд, будто бы взывавший к совести (к какой совести?! Я виновата в чём-то?!), я таки удостоилась чести (будь моя воля – свалила бы нафиг от этой вожатой. Очень было мне нужно с ней говорить то?!) поговорить с нашей вожатой о том, что ж такого зна́чимого я пропустила. Оказалось, что всем задавали “один из важнейших вопросов в нашей жизни, который, вероятно очень сильно скажется на моей дальнейшей судьбе”, а именно “хочу ли я стать Юным Моряком?”! Для того, чтобы им стать, необходимо обладать неким количеством моральных и физических качеств, а так же навыками, такими как такелаж, барабанное дело, семафор, и “морские/Орлятские песни”. Разумеется это очень серьёзный вопрос, и над ним необходимо хорошенько подумать! На этом она может меня отпустить, но я должна дать ей ответ в течении нескольких дней.
Каково же было её удивление, когда после её долгой и пафосной речи я не ушла от неё в глубоких раздумьях, а спокойно и холодно ответила “нет, не хочу”. После небольшого времени ступора она таки решила спросить, уверена ли я в этом, и не желаю ли ещё подумать. На что я ей ответила: "Чтобы знать узлы - звание явно не нужно. Да и нахрена мне вообще сдались остальные дисциплины?! Я по вашему должна учить марши на барабанах, которые забуду максимум через неделю? А семафор? Вы же знаете, что он сейчас вообще нигде не используется? Это почти прошлый век (Интересно, а в "Орленке" вообще в курсе, что эта дисциплина исключена из учебной программы младших специалистов связи аж с 2011года)! А песни? Ну конечно, нет ничего важнее песен на корабле! Что же делать если корабль идёт на мель или же уже тонет?! Спойте песни и всё будет хорошо!.. Мне 15 лет, а не 5. Я не собираюсь участвовать во свей этой фигне, уж извините!..."
Вернее это я ответила ей мысленно. В реальности же я не могла сказать ей что-то подобное, так как я всё же вежливый человек. Я просто спокойно попыталась сказать ей, что мне, как внучке очень хорошего (признанного) капитана парусной лодки, их титул “юного моряка” не особо нужен, и вряд ли будет полезен в море, поэтому я пожалуй откажусь от вашего предложения об участии во всём этом. Да и мои мысли сейчас заняты ЧПУ (компетенцией), поэтому нагружать себя лишний раз чем-то таким...у меня нет желания.
Вожатая лишь посмотрела на меня как на какую-то ненормальную (ну как же, отказалась от такого!) и. кажется, решила, что разговаривать со мной она не хочет. Ну и не надо.
Что ж…уроков по теории строения и управления лодкой явно не следует ожидать. Конечно. Песни важнее.
Продолжение здесь:
Для удобства навигации - мой дневник по дням про ВДЦ "Орленок":
введение
1 день, заезд
2 день, Квест на ориентирование и знакомство с директорами
3 день, 1 рулон на 3 дня на 10 человек
4 день. План на день. Он есть, но его нет.
5 день. Всё налаживается?
6 день. Доброе утро, у нас пожар!
7 день, ЗОЖ и лапша на уши под звуки гитары
8 день. 10 ноября. Бессмысленное существование или два часа удовольствия
9 день, Тонет корабль? Пойте песни!
10 день, SkillsDays - новая надежда
11 день. Фотосессия с туалетной бумагой
12 день. Косячит один, наказывают всех
13ый день. Я дежурная
14ый день. День в мастерской
15ый день. Пожалуй, мой лучший день в лагере.
16ый день Крик души..
17 день. День здоровья и уныния
18 день. Беседочный вокруг себя - узел туристический или морской?
19ый день. Температура против главной цели смены.
20ый день. Закрытие смены ПТО.
21ый день. Мама устроит счастливый финал
Заключение. Кратко о лучшем лагере страны
Истории о ВДЦ "Орленок" моих знакомых.