Дорогие читатели, продолжаем наш обзор коллекций русских самодержцев и в этой статье речь пойдет об императоре Александре I.
Старший сын Павла I и Марии Федоровны, император Александр I, не имел столь ярких коллекционерских пристрастий, как его родители. Известно о его франкофильстве - симпатии к Франции и французам - о том, что он приобретал живопись современных ему французских мастеров и любил готические стилизации.
Создание военной галереи.
Однако, нужно отметить, что с именем Александра Павловича связан грандиозный заказ, состоящий из 332 портретов для Военной галереи героев Войны 1812 года в Зимнем дворце (Эрмитаже), исполненный Дж. Доу, А.В. Поляковым и В.А. Голике в 1820-1826 годах.
Открытие Галереи состоялось уже при Николае I - 25 декабря 1826 года. И было посвящено великой победе над французскими войсками под предводительством Александра I. История создания галереи достаточна интересна, мы посвятим ей одну из следующих статей, отметив, что идею император позаимствовал в Великобритании, где ранее в Виндзорском дворце была организована галерея Битвы при Ватерлоо.
Продолжая коллекцию матери.
Александр I уделял много внимания нумизматической коллекции и медальерному искусству. Любовь к медалям он, конечно, унаследовал от матери. При нем активно пополнялось собрание эрмитажного минцкабинета, в том числе и за счет покупок целых коллекций. В годы правления Александра I творил замечательный медальер Ф.П. Толстой, создавший по заказу императора серии медалей на победы русской армии. Акварельные работы Федора Толстого обожала супруга Александра - императрица Елизавета Алексеевна. Основной заказчицей Ф. Толстого являлась именно императрица, покупая работы в качестве презента родственникам за границей и безусловно для личной коллекции.
Первый национальный музей.
10 марта 1806 года император Александр Павлович подписал указ, об образовании первого национального музея Российской Империи — Оружейной палате, в дальнейшем — Государственному историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Таким образом он стал основателем публичного музея в Кремле, где было выставлено наследие его предшественников. Оружейная палата была открыта в том же году. Бесспорно, это было значимое культурно-историческое событие в эпоху национального подъема и романтизма. До наполеоновского нашествия директор музея - Петр Валуев привел собрание и штат сотрудников в такой грандиозный порядок, что императорскую коллекцию 1812 году вывозили из Москвы с военной четкостью и без малейших потерь.
Основатель Лувра - агент императора.
Стоит отметить, что император весьма четко осознавал художественную и историческую значимость эрмитажной коллекции. С момента его восшествия на престол в сентябре 1801 года, пополнение императорского собрания стало важным элементом культурной политики государства. Опираясь на опыт своей венценосной бабушки, Александр Павлович выбрал в Европе самого авторитетного агента, которого только можно было найти. Им стал барон Доменик Виван-Денон или просто барон Денон - художник и мастер офорта, основатель и первый директор музея Лувра, один из идейных вдохновителей стиля ампир, руководитель Севрской фарфоровой мануфактуры и Парижского монетного двора. В общем, личность одиозная, Денон был весьма значимой персоной не только для культуры наполеоновской Франции, но и всей Европы. Денон был очень благодарен Александру I за то, что русские войска не разграбили музей и не увезли из Парижа ни одной картины, хотя сам барон не отличался такой порядочностью, но об этом далее.
Любопытно, что барон прожил долгую жизнь, умер в 78 лет в один год с русским императором Александром Благословенным. С Деноном был тесно связан хранитель картинной галереи Эрмитажа Ф.И. Лабенский. "Юноша с лютней" Караваджо - единственная работа выдающегося мастера в собрании Эрмитажа попала в коллекцию именно благодаря общим усилиям Лабенского и Денона, ее приобрели на одном из французских аукционов того времени.
При посредничестве Д. Виван-Денона российский император купил около 40 картин, преимущественно XVII века, и 4 скульптуры авторства А. Кановы из известной мальмезонской коллекции Жозефины Богарне. С покупкой этой относительно небольшой группы первоклассных произведений связана грустная история, о которой мы сейчас расскажем.
Коллекция жены Наполеона I.
Император Александр I, как известно, после личного знакомства, оказывал свое покровительство прославленной Жозефине. Союзные войска триумфально вошли в Париж весной 1814 года, тогда же в имении Жозефины Мальмезон состоялась ее встреча с российским самодержцем. Она лично преподнесла Александру дар - камею Гонзага, в знак благодарности за покровительство её семье.
С тех пор император часто посещал Мальмезон вместе со своими братьями, великими князьями Николаем и Михаилом. И уже 24 мая 1814 года Евгений и Гортензия Богарне, дети Жозефины от первого брака, показывали князьям картинную галерею, а также диковинных животных, обитающих в парке. Жозефина и Александр I после приема решили прогуляться, эта прогулка стала для хозяйки дворца роковой. прогулку, которая оказалась роковой. Жозефина сильно простудилась и спустя четыре дня - 29 мая Жозефина умерла на руках у сына. Имущество было разделено между детьми.
В 1815 г. Гортензия Богарне герцогиня Сен-Лё продала императору часть коллекции матери - 38 картин и 4 скульптуры Антонио Кановы — «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур». Картины происходили из знаменитой галереи, собранной ландграфом Гессен-Кассельским Вильгельмом VIII в XVIII веке, о которой мы вспомним чуть позже. Историки предполагают, что Александром Павловичем помимо желания приобрести в Эрмитаж шедевры изобразительного искусства двигало и желание поддержать наследников в память об их покойной матери.
Стоит упомянуть о следующем моменте в провенансе некоторых картин из Мальмезона. Когда Наполеон Бонапарт совершал свои победоносные вторжения в европейские государства, директор Луврского музея, уже известный нам барон Денон от имени Франции изымал там художественные ценности и свозил в Париж, но не все они попадали в Лувр. Так барон Денон вывез из Касселя в Париж 299 картин. В 1815 году когда союзнические войска заняли Париж, "плененные" культурные сокровища подлежали обязательному возврату. Однако, это обязательство не распространялось на частные собрания.
Представители курфюрста Гессенского всё же явились в Мальмезон с намерением забрать картины из коллекции Вильгельма VIII. Однако выяснилось, что они уже проданы русскому императору. Курфюрст попытался их вернуть. Александр I дал согласие на возвращение полотен в том случае, если бывшие владельцы полностью компенсируют их стоимость, но Гессенский не согласился с такими условиями, так как не желал платить за картины дважды.
Наиболее ценными приобретениями Эрмитажа стали:
- «Снятие с креста» Рембрандта
- «Ферма», «Цепная собака» и «Наказание охотника» Поттера
- «Завтрак» Метсю, «Бокал лимонада» Терборха
- «Групповой портрет членов стрелковой гильдии “Старый Арбалет” в Антверпене» и «Караульня» Тенирса Младшего
- 4 картины Лоррена, известные под названиями «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь»
- «Мадонна с младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем» Андреа дель Сарто, происходившие из Касселя
- «Снятие с креста» Рубенса
- «Святая Екатерина» Луини доставшиеся Жозефине из других источников.
На фрегате «Архипелаг» в Санкт-Петербург вместе с перечисленными картинами прибыли:
- «Прощание Товия и его отца с ангелом» Биливерти
- «Скорбящая Мадонна» Дольчи
- «Амур в пейзаже» Скидоне
- «Кухня обезьян» Тенирса
- «Продавщица селёдок» Доу
- «Изгнание из рая» Ван дер Верфа.
Теперь Вы знаете, при каких обстоятельствах в октябре 1815 года живописные и скульптурные произведения прибыли из Парижа в Санкт-Петербург и были выставлены в Северном кабинете корпуса Лоджий Рафаэля. Позже зал стал называться Мальмезонским. На этом история коллекции Жозефины Богарне в Эрмитаже не закончилась. В 1829 году император Николай I приобрел у герцогини Сен-Лё еще 30 первоклассных полотен из собрания ее матери. Коллекции Николая I мы посвятим уже следующую статью из этого цикла.
Дорогие читатели, также хотим напомнить, что на нашей платформе, вы всегда сможете найти нужное произведение или предмет, которого еще нет в вашем собрании или начать собирать свою коллекцию.