Автор - Александр Иваненко
Часть 14) Фильм "За порогом Победы" заканчивается весьма пафосно. Разгромлена банда бандеровцев, понуро стоят поникшие пленные, а советские пограничники гордо смотрят вперед. "Что это товарищ майор? Это Садыков конец вражескому логову." Эта заключительная фраза должна закрыть тему борьбы с украинским национализмом. Но на дворе был уже 1987 год....
На самом деле разгром отрядов националистов отнюдь не означал разгрома самой идеи. В Советском Союзе оставались тысячи ее живых носителей в виде бывших боевиков и их пособников. Часть из них вышла по амнистии из лесов и на этом основании был сделан вывод о том что эти люди признали Советскую власть и отреклись от своих взглядов. К этому мы еще вернемся. Другие были арестованы и высланы в Сибирь и на Дальний Восток. Таким образом Советская власть всерьез рассчитывала перевоспитать фанатиков - убежденных националистов, за плечами которых было по несколько лет террористической деятельности. Более того начальство ГУЛАГа додумалось собрать их компактными многочисленными группами, да еще совместно с другими "сливками общества" - лесными братьями, полицаями и т.д.
Результат не замедлил себя ждать. Практически сразу начались убийства заключенных, сотрудничавших с администрацией, а затем начались и бунты. Вот что пишет Солженицын: "Не знаю, где как (резать стали во всех Особлагах, даже в инвалидном Спасске!), а у нас это началось с приезда дубовского этапа — в основном западных украинцев, ОУНовцев. Для всего этого движения они повсеместно сделали очень много, да они и стронули воз. Дубовский этап привёз к нам бациллу мятежа......Это делалось совершенно подпольно. Кто-то (признанный за авторитет) где-то кому-то только называл: вот этого! Не его была забота, кто будет убивать, какого числа, где возьмут ножи. А боевики , чья это была забота, не знали судьи, чей приговор им надо было выполнить."
Понятно что к автору "Архипелага Гулага" у историков много вопросов, но именно этот эпизод подтверждается другими источниками. Вот что вспоминает Олексей Данилишин - боевик сотни "Мстители": "“Було багато тих, знаєте, як ми називали “битовиків”, злодіїв всяких, і вони знущалися з наших людей, але коли ми приїхали в лагер, троха навели порядок”. Дальше больше - бандеровцы переставали работать на работах - "Новички выходили с бригадами на работу, но не притрагивались к ней или для вида только, а лежали на солнышке (лето как раз) и тихо беседовали. Со стороны в такой момент они очень походили на блатных в законе , тем более, что были такие же молодые, упитанные, широкоплечие". Т.е. смысл их нахождения в ГУЛАГе совершенно терялся. При этом Александр Исаевич не уточняет, кто же выполнял за свободолюбивых боевиков общие нормы. И откуда они брали еду для упитанности.
А дальше убийства стали совершаться буквально на глазах администрации. Вот что пишет дальше тот же Солженицын: "Теперь убийства зачередили чаще, чем побеги в их лучшую пору....Увидев убийц с ножами, перепуганный майор вскочил из-под бритвы и взмолился, так поняв, что будут сейчас его резать. С облегчением он заметил, что режут у него на глазах стукача....Всё же майор выскочил в окно, недобритый, в белой накидке, и побежал к вахте, отчаянно крича: "Вышка, стреляй! Вышка, стреляй!" Но вышка не стреляла…Был случай, когда стукача не дорезали, он вырвался и израненный убежал в больницу. Там его оперировали, перевязали. Но если уж перепугался ножей майор, — разве могла спасти стукача больница? Через два-три дня его дорезали на больничной койке…"
После всех эпизодов возникает только один вопрос - где же страшное лагерное начальство? Боевики УПА фактически стали насаждать свой порядок - убийствами и запугиванием. Затем события пошли по нарастающей- стала создаваться подпольная сеть для противодействия администрации. В справке руководства Песчаного ИТЛ отмечалось, что «оуновское подполье западных областей Украины устанавливает связь с семьями украинских националистов, бандитов и банд-пособников, выселенных в отдалённые районы Советского Союза, путем тайнописи и зашифрованной переписки, направляемой через почту, а также посылкой в места спецпоселения специальных курьеров и связников».
Эту информацию подтверждают и с противоположной стороны: "Боролися українці (националисты - авт) й зі зрадниками. Часто всередині табору (лагеря - авт) створювали добре налагоджені системи таємного зв’язку, які допомагали розвідати потрібну інформацію про таких людей або про задуми табірної адміністрації." При этом конспирация была на очень высоком уровне: "У нас була, так як би сказати, підпільна організація. Я й досі не знаю, хто нею керував. Я отримував тільки певні вказівки і виконував свої обов’язки… Проводили ми агітацію в який спосіб? Щоби менше працювати, щоб зберегти себе" - вспоминает бывший боевик Данилишин.
В итоге все привело к логичному концу - лагерным бунтам и восстаниям в Норильске и Кенгире, где главную скрипку будут играть естественно бандеровцы. Но это - общеизвестно. Есть другой момент, на который обычно не обращают внимания - практически нет никаких упоминаний о сотрудничестве бандеровцев с русскими в ГУЛАГе, что не может не вызывать вопросов - русские были на первом месте по количеству заключенных. Есть плотный контакт с прибалтами, кавказцами, даже с поляками было налажено сотрудничество. Но не с русскими. Ветераны УПА аргументируют это тем, что "Кримінальні переважно були росіянами" - т.е. русские среди заключенных были уголовными преступниками, однако в исторической реальности в это же время в ГУЛАГе находятся в большом количестве русские з/к по политическим статьям - тот же Солженицын. Но никакого взаимодействия нет от слова совсем, за исключением пары индивидуальных эпизодов.
В итоге террористы смогли успешно освоиться в лагерях, ничуть не поменяв свои убеждения, а напротив укрепившись в них.
Счет для донатов https://yoomoney.ru/to/4100117599659450
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель